Зинаиде Гиппиус - 150

Александр Савченко 2
 20 ноября 1869 года родилась Зинаида Гиппиус (1869-1945), королева российской поэзии Серебряного века, организовавшая с мужем Дмитрием Мережковским в Париже литературный салон «Зеленая лампа». Она привнесла в поэзию ироническую интонацию. Кроме того, она успешно трудилась и на поприще прозы – художественной, критической и мемуарной.
 
 Летом 1888 года на 20-летнюю девушку с золотистыми волосами и изумрудными глазами обратил внимание Дмитрий Мережковский.
 В январе 1889 года в Тифлисской церкви состоялось их венчание положившее начало удивительной литературной семье, оказавшей сильное влияние на многих поэтов Серебряного века - Александра Блока, Андрея Белого и Валерия Брюсова. Даже критики отмечают ее уникальный, проницательный и неповторимый ум.
 В противовес конъюнктурным колебаниям своих собратьев по перу, Зинаида Гиппиус чётко следовала христианской нравственности в своём творчестве. Возможно, существенную роль в такой её стойкости сыграла поддержка супруга – Дмитрия Мережковского. Выдающийся поэт того времени Георгий Адамович так отзывался о ней: «Есть люди, которые как будто выделаны машиной, на заводе, выпущены на свет Божий целыми однородными сериями, и есть другие, как бы «ручной работы», - и такой была Гиппиус. Но помимо ее исключительного своеобразия, не колеблясь, скажу, что это была самая замечательная женщина, которую пришлось мне на моем веку знать». Комментируя эпитет «замечательная», я подумал: может быть, она была такой потому, что она замечала то, чего не замечали другие.
 
 Находясь под влиянием надсоновской поэзии, она предпочитала такую литературную форму, как молитва, то есть беседу с Богом о самом сокровенном, что отражало её духовный опыт личного общения с Творцом. Уже в первом своём стихотворном сборнике поэтесса обращается ко Христу:
 Иисус, в одежде белой,
 Прости печаль мою!
 Тебе я дух несмелый
 И тяжесть отдаю.
 Иисус, детей надежда!
 Прости, что я скорблю!
 Темна моя одежда,
 Но я Тебя люблю.

 В другом стихотворении «Христу» звучат апокалипсические мотивы:
 Мы не жили – и умираем
 Среди тьмы.
 Ты вернёшься, но как узнаем
 Тебя – мы?
 Всё дрожим и себя стыдимся,
 Тяжёл мрак.
 Мы молчаний Твоих боимся...
 О, дай знак!
 Если нет на земле надежды -
 То всё прах.
 Дай коснуться Твоей одежды,
 Забыть страх.
 Ты во дни, когда был меж нами,
 Сказал Сам:
 «Не оставлю вас сиротами,
 Приду к вам».
 Нет Тебя. Душа не готова,
 Не бил час.
 Но мы верим - Ты будешь снова
 Среди нас.

 Христоцентризм в её творчестве заслуживает глубокого уважения. В сборнике «Последние стихи» есть стихотворение «Он», датированное 1915-м годом.
 Он принял скорбь земной дороги.
 Он первый, Он один,
 Склонясь, умыл усталым ноги
 Слуга – и Господин.
 Он с нами плакал – Повелитель
 И суши, и морей.
 Он царь и брат нам, и Учитель,
 И Он - еврей.

 Она нуждается во Христе, и вновь молитвенно обращается к Нему в сумбурное и опасное время революционных бурь:
 Радостные, белые, белые цветы...
 Сердце наше, Господи, сердце знаешь Ты.
 В сердце наше бедное, в сердце загляни
 Близких наших, Господи, близких сохрани!

 Как известно, Блок и Белый в то время пошли на компромисс с большевиками. Первый воспел революцию в поэме «Двенадцать», поставив Христа во главе «апостолов»– красноармейцев, а второй -  то же самое неудачно пытался сделать в поэме «Христос Воскрес».
 Вразумляя заблудившихся коллег по перу,  как неразумных и потерявшихся детей, Зинаида Гиппиус в мае 1918 года стремится показать им, как смотрит на это Сам Христос.
 По торцам оледенелым,
 В майский утренний мороз,
 Шёл, блестя хитоном белым,
 Опечаленный Христос.
 Он смотрел вдоль улиц длинных,
 В стёкла запертых дверей.
 Он искал Своих невинных
 Потерявшихся детей.
 Все - потерянные дети, -
 Гневом Отчим дышат дни, -
 Но вот эти, но вот эти,
 Эти двое - где они?
 Кто сирот похитил малых,
 Кто их держит взаперти?
 Я их знаю, Ты мне дал их,
 Если отнял – возврати...
 Покрывало в ветре билось,
 Божьи волосы крутя...
 Не хочу, чтоб заблудилось
 Неразумное дитя...
 В покрывале ветер свищет,
 Гонит с севера мороз...
 Никогда их не отыщет,
 Двух потерянных, – Христос.

 Возмущённая строками Блока «...Эй, не трусь! Пальнём-ка пулей в святую Русь!», да и прочим бредом хулиганствующих красноармейцев, Гиппиус послала ему книгу своих стихов. И, по её же свидетельству, свою поэму «12» Блок потом возненавидел, не терпел, чтобы при нём упоминали о ней. Совесть беспощадно терзала его, и ничего не хотел принимать из рук своих палачей, намеренно блокирующих его лечение и выезд заграницу. Задыхаясь, он шептал последние слова: «Прости меня, Боже».
 В связи с этим приходят на память его пророческие строки:
 ...И пусть над нашим смертным ложем
 Взовьётся с криком вороньё...
 Те, кто достойней, Боже, Боже,
 Да внидут в Царствие Твоё!

 Впрочем, Гиппиус не удовлетворяется стихотворением в адрес Блока и Белого.  Она с пометкой «Всем, всем, всем»  адресует своё осуждение всем убийцам – революционерам.
 По камням ночной столицы,
 Провозвестник Божьих гроз,
 Шёл, сверкая багряницей,
 Негодующий Христос.
 Тёмен лик Его суровый,
 Очи гневные светлы.
 На верёвке, на пеньковой,
 Туго свитые узлы.
 Волочатся, пыль целуют
 Змеевидные концы –
 Он придёт, Он не минует
 В ваши храмы и дворцы,
 К вам, убийцы, изуверы,
 Расточители, скопцы,
 Торгаши и лицемеры,
 Фарисеи и слепцы!
 Вот, на празднике нечистом,
 Он застигнет палачей,
 И вопьются в них со свистом
 Жала тонкие бичей.
 Хлещут, мечут, рвут и режут,
 Опрокинуты столы...
 Будет вой и будет скрежет –
 Злы пеньковые узлы!
 Тише город. Ночь безмолвней.
 Даль притайная пуста.
 Но сверкает ярче молний
 Лик идущего Христа.

 Это стихотворение, пожалуй, мощнее лермонтовского, написанного в связи со смертью Пушкина. Оно сродни проповеди апостола Павла, произнесённой в здании афинского верховного суда: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им Мужа (то есть Христа), подав удостоверение всем, воскресив  Его из мёртвых...» (Деян.17:30-31).
 Обрекая Христа на распятие своим неверием и богопротивлением, мы, люди, тем самым выносим смертный приговор самим себе. Об этом напоминает Зинаида Гиппиус в замечательном стихотворении «Сообщники», посвящённом Валерию Брюсову.
 Ты думаешь Голгофа миновала,
 При Понтии Пилате пробил час,
 И жизнь уже с тех пор не повторяла
 Того, что быть могло – единый раз?
 Иль ты забыл? Недавно мы с тобою
 По площади бежали второпях,
 К судилищу, где двое пред толпою
 Стояли на высоких ступенях.
 И спрашивал один, и сомневался,
 Другой молчал, как и в былые дни.
 Ты всё вперёд, к ступеням пробирался...
 Кричали мы: распни Его, распни!
 Шёл в гору Он - ты помнишь? – без сандалий...
 И ждал Его народ из ближних мест.
 С Молчавшего мы там одежды сняли
 И на верёвках подняли на крест.
 Ты, помню, был на лестнице, направо...
 К ладони узкой я приставил гвоздь.
 Ты стукнул молотком по шляпке ржавой, –
 И вникло острие, не тронув кость.
 Мы о хитоне спорили с тобою,
 В сторонке сидя, у костра, вдвоём...
 Не на тебя ль попала кровь с водою,
 Когда ударил я Его копьём?
 И не с тобою ли у двери гроба
 Мы тело сторожили по ночам?
 Вчера, и завтра, и до века, оба –
 Мы повторяем казнь – Ему и нам.

 Когда ей становилось плохо, она никого к себе не допускала, переживала свои страдания в одиночку,  никого не обременяя своими проблемами. Умирала она 9 сентября 1945 года достойно.
 И последние дни лежала молча, как бы напоминая окружающим строчки своего стихотворения:
 И если боль её земная мучит,
 Она должна молчать.
 Её заря вечерняя научит,
 Как надо умирать.

 Когда-то в стихотворении «Белая одежда» (1902) она пророчески предвидела:
 Времён и сроков я не ведаю,
 В Его руке Его создание...
 Но победить - Его победою -
 Хочу последнее страдание.
 И отдаю я душу смелую
 Моё страданье Сотворившему.
 Сказал Господь: «Одежду белую
 Я посылаю победившему».

 Возможно, в эти минуты она рассчитывала только на всепрощающую милость Божью, некогда явленную Марии:
 Тебе Мария умыла ноги,
 И Ты её с миром отпустил:
 Верю, примешь и мой дар убогий,
 И меня простишь, как её простил.