Песняр

Лев Дроздов -Лад
Жизнь открыла настежь дверь по сказке земляка    *1
Мальчику с Урала с полной горстью самоцветов     *2
Да запутанным клубком дорог в далека-далека      *3
В сильной духом и везде родной Стране Советов.   *4

Самородком вызревал талант ровесника войны       *5
В переливы струнные хоралом голоса вплетать      *6
В тридевятом царстве, холя трели нежные жены,    *7
И когда Полесских витязей сыскал поющих рать     *8

В россыпях мелодий древних края Беловежья        *9
С тонкостью щемящей мягких и летящих теноров,    *10
Стали вислые его усы и нимб волос небрежный      *11
Надо лбом высоким знаком новой эры: "Песняров".   *12

Юношей на слух я впитывал исконные слова         *13
С гордостью от кровной тяги песен предков        *14
В электронной новой форме, с ними обе - Голова   *15
С Душою сЫтые без ушлых "Голосов" объедков.      *16

Хор "Алеси" и "Александрины" затмил "Битлов",  *17
"Вероника" да "Крик птицы" "Квин" подвинули,    *18
Тогда нас из модных клЁшей и протеста «патлОв»   *19
К чему-то Тонкому из трясины Застоя вынули       *20

В узорных кафтанах до пола распевом "Лявоны"       *21
С Дудой и Колёсной лирой с колядками на устах.   *22
О "Вологде" и "Пуще" млели в стране миллионы,    *23
Кланялись Канны с Америкой стоя и били перста.   *24

В спорах пророкотал опус "Мули" по Маяковскому,   *25
Рвала душу в Оде военному подвигу его же мощь,   *26
Но кризис сделал своё, как и путч Московский,    *27
Да болезнь "русская" притянула в 62-а его Ночь.  *28

Вылетела авария авто следом распаду "Чуда",      *29
Когда "старики" оставили разом пустыми ряды,      *30
А на 30-летии ВИА тень мелькнула Иуды.           *31
Даром ли адрес у Маэстро был дом 13 на "Беды"?     *32

Дело давнее, ныне мигают осколками Солнца        *33
Все птенцы из полсотни школы «стальной» его      *34
Как самой гущи и сути с белорусского дОнца,      *35
Что за полвека крепчало Духом не от Мира сего.   *36

19.11.19,  В предвкушении юбилейного концерта исполнителей ВИА"Песняры" из первого состава в клубе "Гнезде Глухаря" (Москва)
... и беседы с Л.Борткевичем после концерта 26.11.19


*1- автор Уральских сказов П.Бажов жил недалеко от Екатеринбурга и закончил там духовное училище, как и изобретатель радио А.Попов.
*2- создатель и руководитель белорусского ВИА «Песняры» Владимир Георгиевич Мулявин родился 12 января 1941 г. в г. Свердловске (Екатеринбурге) в семье незадолго до этого репрессированного его отца из-за знакомства в годы учебы с Николаем Елизаровым (он же Цзянь Цзинго) - сыном Чай-Кайши (Китайский президент и генералиссимус) и старообрядческих купеческих корней его семьи.
*3- Всю жизнь В. Мулявину – Маэстро - пришлось постоянно переезжать по стране и миру как в поисках дома и работы в начале жизни, так и по многочисленным гастролям по СССР и миру.
*4- детство и юность Маэстро с матерью, сестрой и братом прошли в тяжелые военные и послевоенные годы после Великой Победы в семье родственников матери, работавших на "Уралмаше", а его отец был позже амнистирован, но завёл другую семью, за что Владимир его никогда не простил, хотя играть на струнных в детстве он начал по примеру именно отца.
*5- Маэстро учился в Свердловском музыкальном училище по классу балалайки, но был исключён за увлечение джазом и создание из сверстников своего первого ВИА в 1957 г., и хотя он и был позже восстановлен, но учебу бросил, поэтому официального музыкального образования и не получил, но ранее получил практические знания в частных занятиях.
*6- музыкально одаренный самоучка с неоконченным музыкальным образованием В. Мулявин работал во многих оркестрах гитаристом, в т.ч. и у Ю.Антонова, занимался аранжировкой и композиторством.
*7- он уехать на заработки в Калининград (регион России № 39), и там в одном из оркестров, где он играл, встретил свою первую из трех жену Лидию, которая работала в редком жанре "художественного свиста".  Позже они переехали на работу и жительство в Минск. Она же позже долго работала в государственном ансамбле "Песняры" до развода с мужем из-за его нового романа.
*8- службу в армии В. Мулявин проходил в Белорусском ВО, там же он и познакомился в музроте с будущими партнерами по ВИА "Песняры" - А. Демешко, В.Яшкиным и В. Мисевичем, и они вместе создали там свой ВИА.
*9- после окончания армейской службы, музыканты из нового ВИА вместе с композитором И. Лученком ездили по Белорусской глубинке (Полесье, Беловежская Пуща)  и записывали местный фольклёр, в который они и влюбились на всю творческую жизнь.
*10- основу композиций "Песняров" составлял всегда мощный хор 3-4 мужских теноров со сложными полифоническими многоголосными партиями.
*11- участники группы за сценический образ взяли традиционный облик народных певцов со старинными инструментами в длиннополых кафтанах с вислыми усами и пышной шевелюрой.
*12 - у лидера группы В. Мулявина был сильный вокал и он всегда выделялся харизмой и пышной периферической  прической при ранних высоких залысинах.
Группа как ВИА "Лявоны" с новым народным репертуаром в электронной обработке празднует своё "настоящее" рождение с 01.09.1969 г, хотя за год до этого существовала для аккомпанемента. Но скоро по предложению Тышко, нашедшего подходящее звучное и национальное название в стихах классика белорусской поэзии, наименование государственного ВИА поменяли на "Песняры", т.е. "Певцы".
*13 - другого реального способа найти слова популярных песен не было, кроме как вслушиваться в магнитофонные или граммофонные записи на непривычном по произношению английском, а позже и белорусском языке.
*14 -  мои дедушка и бабушка по отцовской линии с Белоруссии (Витебск и Могилев), но с юности жили в Москве. Вот такое массовое было переселение народов было с начала 20 веке.
*15 – в то время в культурную моду массово вошли первые электромузыкальные инструменты - синтезаторы и электрогитары - мечта всех мальчишек. "Песняры" первыми  в СССР сделали на эстраде популярными в стиле «фольк-рок» электронные аранжировки народных песен. В России это успешно пробовал делать, например, челябинский ВИА «Ариэль» (1970), Ж. Бичевская (1973), а много позже питерский «Иван-Купала» (1998).
*16 - последние новости о зарубежных музыкальных ансамблях и песнях молодежь того времени в СССР могла получить только из передач зарубежных радиоканалов Европы и США или "Голосов" - "Голос Америки" и "Радио Свободы", которые активно "глушились" советскими спецслужбами. Новая хорошая пластинка зарубежного производства на рынке "Горбушке" в Москве могла стоить примерно месячную инженерную зарплату, поэтому массово ходили по рукам далеко не первые их домашние магнитофонные «пиратские» перезаписи на "бабинах" или самодельные пластинки на "костях" - старых рентгеновских снимках.
*17, 18 - названия первых "шлягеров" группы "Песняры" 1970-х годов, которые на дискотеках и танцплощадках были затребованы не менее английских групп "Beatles" и "Queen".
*19 - тогда в СССР были модны расклешенные брюки, ботинки на каучуковой толстой подошве и длинные протестные волосы подростков (по народному "патлы") как отголосок западной послевоенной моды «хиппи».
*20 - в то время был самый разгар "холодной войны" и "брежневского" застоя (отсутствия новизны) в реальной жизни общества в СССР с мощной цензурой в музыке и культуре. На сцене нельзя было вплоть до уголовного преследования исполнять что-либо без «литовки» (согласования) в местном отделе ГлавЛита.
*21 - первое название только созданной музыкальной аккомпанирующей эстрадным певцам группы в 1968 году было именно "Лявоны", что означало примерно "Скоморохи".
*22- Дуда (волынка) и колёсная лира (рыля) - старинные народные восточно- европейские  музыкальные инструменты, колядки - народные песни под Рождество.
*23 - после победы на всесоюзном эстрадном конкурсе в Москве в 1970 году (ВИА "Песняры" разделили второе место с Л.Лещенко и грузинским ансамблем «Диэло», а первое никому не присудили) и победы в 1971 г. на музыкальном конкурсе в польском г. Сопоте, пластинки группы стали издаваться миллионными тиражами с их новыми "хитами".
*24- в 1976 году первыми в истории СССР "Песняры" выступили на конкурсе самых успешных по грамзаписям национальных исполнителей в Каннах (Франция), а потом в турне в США (их приглашали туда дважды), где они с большим успехом по отзывам тамошней прессы выступали. Успешно представили они себя и в ООН с программой «Вянок» на стихи Максима Богдановича. В 1981 году было турне в Латинскую Америку.
*25, 26 - в 1980 годах В. Мулявин (в армейском ансамбле у него было прозвище «Муля», так как там был еще один гитарист "Суля") в содружестве с И. Лученком экспериментировал в крупных концертных арт-рок формах, в частности, с композициями на стихи Я.Купалы "Песня о доле" и  "Гусляр",  на стихи В.Маяковского "Во весь голос", на стихи фронтовых поэтов Великой Отечественной войны "Через всю войну", за что В. Мулявину было присвоено звание Народный артист БССР, а музыкантам группы - Заслуженных артистов республики.
*27 - путч ГКЧП в августе 1991 г. в Москве повлёк развал СССР и выделения России, Украины и Белоруссии и других бывших республик СССР в отдельные государства.
*28 - "звездная" болезнь большие гонорары породила тягу к излишествам и распутству, что привело к двум разводам, и, в конце концов, к глубокому творческому кризису  Маэстро, несмотря на всенародную любовь к нему как «своему» в России и Беларуси до его «ухода в Ночь» в свои 62 года в московском госпитале 26 января 2003 года.
*29 – авария «Мули» на его любимом «Мерине» случилась под Минском в 2002 году, результатом которой явился полный паралич конечностей. Позже его пытались вылечить и в госпитале в Москве, но безуспешно.
*30 – в 1998 году В. Мулявина отстранило Министерство Культуры Белоруссии от руководства государственным ВИА «Песняры» в пользу Мисевича, а когда его под нажимом Лукашенко восстановили, то старый состав группы покинул ансамбль, образовав группу «Белорусские Песняры».
*31 – Тридцатилетний юбилей «Песняров» с открытием «Почетной звезды» В. Мулявина в ГЦКЗ «Россия» отмечали в Москве в 2001 г. на два года позже самого юбилея. В концерте участвовали А.Пахмутова, Л.Лещенко, И.Кобзон, ВИА «Ариэль», ан. Н.Бабкиной (как же красиво они спели!!!), Б.Моисеев, ВИА «Сябры» … но из старого состава группы были только В.Мулявин и Л.Борткевич, которого Маэстро уговорил вернуться из эмиграции в США для воссоздания коллектива под его руководством, – остальные либо умерли (как брат Валерий в 1973 на гастролях в Ялте, Паливада, Гилевич, Яшкин), или уехали из страны (Тышко, Бадьяров и Кашепаров),  или были в других музыкальных группах на плановых гастролях, а приглашение им пришло … за 2 дня до концерта (со слов Дайнеко). Так что «Няма таго, што раньш было…» (из песни "Вероника")
*32 – последний домашний адрес В. Мулявина в Минске был ул. Л.Беды, д.13, в честь прославленного советского военного воздушного аса, погибшего, кстати, тоже в автокатастрофе в мирное уже время.
*33 – еще при жизни Маэсто было 4-5 коллективов, в названии которых были «Песняры» или «Лявоны» из музыкантов прежних составов, выступающих с песнями старых «Песняров».
*34 – за время работы Маэстро в ВИА «Песняры» в разное время работало более 50 музыкантов и певцов, при этом в состав можно было попасть только при большом таланте и работоспособности. И Вл. Мулявин оттачивал все выступления до совершенства с неимоверно большой – стальной - требовательностью, как вспоминал позже Л.Борткевич.
*35 – До сих пор практически все произведения «Песняров» не устарели, в них чувствуется высокое мастерство, чистота и искренность. В них живет Душа Белорусского народа. И удивительно, что наряду с коренными белорусами Борткевичем, Ткаченко, Демешко, Тышко, Дайнеко, Кашепаровым, это смогли почувствовать по рождению русские Вл. Мулявин из Екатеринбурга, Мисевич из Оренбурга, Яшкин из Петрозаводска, Аверин из Магнитогорска, Николаев из-под Вологды, Пеня из Астрахани. Настоящее искусство не имеет национальности. Недаром же самые сильные «синглы» негритянской оперы «Порги и Бесс» еврей Дж. Гершвин – эмигрант в США из Украины – сочинил, взяв за основу народные украинские песни.
«Донцо» - дно. Перекличка с рифмой из В.Маяковского, на стихи которого Вл. Мулявин написал рок-композицию.
*36 – Несомненно, талант народного самородка и практически самоучки Владимира Георгиевича Мулявина (1941-2003) как певца, музыканта, композитора, аранжировщика, преподавателя и менеджера был дан ему от Бога и отработан, несмотря на его слабости и страсти, здесь на Земле полностью, принеся радость и гордость миллионам людей в нашей стране и по всему миру и воспитав себе музыкальную смену, работающую до сих пор в его стилистике.

http://www.pesnyary.com/band/pesnyary