По конкурсу - Мы все по разному звучим

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2019/10/11/1234 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2019/11/21/214  - Итоги конкурса

Вспомним, что в этот раз  было написано в конкурсном задании:

«Тема «Мы все по разному звучим» широка - каждый автор может понять и раскрыть ее по-своему, главное здесь не опускаться до шутовства и словоблудия, а постараться философски осмыслить эту фразу, поразмышлять своими стихами о том, какие мы все разные и многоликие, о том, что наши внутренние миры почти не пересекаются, а одни и те же события и явления мы понимаем и переживаем по-разному. Впрочем... Я не буду придираться к тому, как именно вы захотите раскрыть эту тему - интересен любой ваш подход и любое её понимание. Всё внимание - языку изложения стихов: он должен быть литературным - правильным, богатым, выразительным, решённым в одной (выбранной автором) стилистике, уместной для жанра "ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА", и обязательно поэтическим, а не просто рифмовкой прозаических мыслей».

К теме стихов я действительно в этот раз почти не придиралась, потому что фраза "Мы все по разному звучим" предполагает обилие её трактовок, а поскольку мы все и впрямь очень разные ("по разному звучим"!), то и темы стихов могут быть разными. Хотя я не ожидала, что настолько. Читая стихи участников, я тщетно  пыталась уловить связь их содержания с заявленной фразой и часто  её совсем не находила. Но не придиралась.

Зато придиралась к другому. В конкурсе четко и однозначно был заявлен жанр написания - философская лирика. Не интимная, не описательная (пейзажная или экфразис), не комедийно-развлекающая, не рассказ в стихах, а ФИЛОСОФСКАЯ.  Суммарному решению  членов жюри я подчинилась - дипломы всем выдала, звания лауреата ТМА призеры получили. Но свою личную точку зрения  здесь изложу.  Соглашаться с ней или нет -это ваше  решение. Кому  логика моих рассуждений интересна - читайте эту статью. Кому нет - забудьте мое брюзжание и  не тратьте на чтение  время. Конкурс состоялся.  А я поясню ход своих рассуждений.

Итак, задана ФИЛОСОФСКАЯ лирика. Давайте разберемся, что это значит.  Сперва вспомним определение философии. Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека. Если проще, то стихи должны быть посвящены не конкретике личных событий, а попытке осмысления  их с более высокой, обобщающей точки зрения - нести в себе какую-то философскую мысль. То есть, философская лирика - это некий уход от частного к общему  - к  обобщающим понятиям и явлениям.

А поскольку заявлена еще и "лирика", то для данного конкурса требуются философские стихи, изложенные языком ЛИРИКИ. Напомню определение лирики: род литературы, воспроизводящей субъективное личное чувство или отношение к чему-либо, или настроение автора. Лирическая манера повествования  предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном ЛИЧНОМ переживании.

Примеры относительно "правильного" выбора стихов философской лирики будут даны далее, а пока рассмотрим несколько примеров того, что философской лирикой, на мой взгляд,  не является. Примерно половина принятых заявок относилась к жанру интимной лирики, а еще часть - к описательной, одно произведение, написанное разговорным языком прямой речи, даже к ироническому жанру. 

Интимная лирика - это обобщенное название жанра, в который входит более  известная нам любовная лирика. Это жанр, где дается изображение в стихах самых разных личных чувств - любви, дружбы, обиды, разочарования, радости, то есть, описываются переживания сторон ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ персонажа. Рассмотрим пример:

   38. Играет джаз. Наиля Надир
 
Играет джаз, играет жизнь мою,
Листаю я страницы, улыбаясь:
Там бабочек атласных я ловлю,
Расцветке их и форме удивляясь.
Там иногда бывает в мае снег,
А в январе подснежник расцветает,
Утерян там какой-то важный чек,
И правила никто не соблюдает...
Там льются слезы, часто через край,
От счастья ли, от горя ли, не важно,
По рельсам ходит старенький трамвай,
И нет ещё домов многоэтажных...
Там в зеркалах Алисы тайный след,
На небе днём луну и звезды видно,
На все вопросы там  готов ответ,
Фантазия? Да, это очевидно...
Играет джаз, играет жизнь мою,
Несут вперед и вдаль ее страницы.
Я сбавлю ход, немного постою,
Играет джаз, и мне опять не спится...

Сами по себе стихи замечательные, но с заданной темой их сближает только формальная зацепка за слово из названия конкурса "звучим" - "играет джаз" . К философской  лирике я бы эти стихи не отнесла (хотя прекрасно слышу ваши возможные протесты  и понимаю, что в гуманитарных науках точных определений не бывает, там всё - относительно!!!). На мой взгляд, это - психологическая лирика, интимная, где автор, слушая музыку, анализирует самого себя, вспоминает свою жизнь, обращается к своей душе. Причем, в этих стихах больше образов, чем умозаключений, автор скорее скрывает свои мысли под образами и картинками, чем пытается что-то обобщить и поделиться с нами выводами. Здесь нет никакой "философии", нет обобщения для всех...

За слово "звучит" зацепились в выборе стихов на конкурс сразу несколько авторов, посвятив свои стихи описанию того, что они наблюдают в себе или во вне. Многие из этих стихов достойны восхищения, но они для другого конкурса, поскольку все они представители  другого жанра - описательной лирики. Лирики, которая описывает либо картину природы (пейзажная лирика), либо места (городская лирика), либо конкретное произведение искусства, будь то  живопись  (экфразиз ), литературное или  музыкальное творение. 

   9. Morendo. Полонина Ирина

Моих мелодий больше не согреть,
Они к чужим садам глухи и немы,
В них междометий тонкие фонемы
Стремятся за раскинутую твердь,
За океаны скованных глубин...
Туда, где воздух шит иглою Бога.
Там лёгок свет, царят Отец и Сын,
И сани застоялись у порога.
Там Дух – возничий дремлет до поры,
Пока горит урочная лампада,
Молчат его небесные хоры,
Но мнится мне, что этот путь разгадан.
Всего-то: приоткрыть заветный створ,
Собрать в ладони нотные фрагменты,
Где звук живой и всё ещё остёр
Для слуха, стерегущего morendo*,
Поворотить ход времени назад!
Услышать скрип отчаянной повозки...
Согретый солнцем первородный сад
Во мне свои распустит отголоски

Психологическая поэзия, где автор рисует возникающие в его душе образы, уподобив себя музыкальному инструменту, играющему morendo (умирая), т.е., c постепенным  уменьшением силы звука до полнейшего его ослабления, замирания. Прекрасные стихи, но отвечают ли они конкурсному заданию - я не уверена.

   29. Улиточное. Татьяна Шкодина 2 

Мне плохо. Неотложные дела
Заброшены, забыты… Жизнь потерпит.
Еще одна минута умерла…
Я убиваю время. Слабый лепет
Мгновения, потерянного мной…
И маятник не хуже гильотины
Взлетает безучастно за спиной,
Раскалывая день до середины.
Часы бегут… А я, оцепенев,
Ушла в себя… Укрылась. Я - улитка.
Снаружи – пустоты голодный зев,
А в домике уют шелками выткан.
Я знаю: эволюция, отбор…
Какой-то ген в упрямой хромосоме
Покинуть мне мешает до сих пор
Медлительную нежность в хрупком доме,
Обзавестись приютом попрочней,
В процессе выживания зверея…
Но без привычных сердцу мелочей
Собой остаться вряд ли я сумею…

Пример отличной  интимной или психологической лирики, где персонаж пытается разобраться в самом себе, но ничего не обобщает, не делает выводов для всех. И тема стихов далека от фразы "Мы все по разному звучим": стихи явно не по ней и не для ее раскрытия были написаны! К тому же, эти - уже проверены временем и успешным их участием в других конкурсах, жаль их впустую тревожить, не заслуживают они этой напрасной суеты...

   35. Струнной дрожью. Любовь Светозарова

Вот и стало светлей на земле и в небесной округе
От слепящих снегов и созвездий ночных фонарей.
Партитура зимы струнной дрожью пронзительной вьюги
У твоих берегов заискрится в морском серебре.

Снег летит к небесам над сверкающей проседью сосен.
Упорхнуть бы вот так, прикоснуться к любимым рукам...
Кто не пробовал сам грусть минора в декабрьскую просинь,
Тот не знает, чудак, сколь потеря его велика.

Улыбнись, дирижёр – этот зимний мотив безупречен.
Вихри лет пролетели, но ты восхитительно юн.
Мы в душе бережём небывало искрящийся вечер,
Где кружили с метелью под звуки серебряных струн.

У твоих берегов прикасается солнце к ресницам,
Тихой музыкой синие волны под солнцем дрожат.
На моём берегу мне в метельные ночи не спится,
Жду не зная чего, каждым редким звонком дорожа.

Стихи, которые подходят только по содержанию (идет лирическое сравнение двух берегов - насколько по разному ЛГ "звучат" друг для друга), но жанр их написания - типичная интимная лирика, никакой философской мысли в стихах нет!

Мало того, в список номинированных были включены стихи, в которых не было не только философской (обобщающей, мудрой) мысли, но и вообще какой-либо логически законченной мысли - жанр их определить трудно, поскольку они представляли собой красивый, но недописанный этюд, где автор так и не определился, что именно он хотел нам сообщить своими красивыми строфами! Такие этюды часто встречаются в интимной поэзии - они отражают наше мгновенное настроение, но совсем  не годятся для философской лирики, где главное - мысль!

Два примера  таких "номинированных" этюдов:

   6. Таинственный свет. Екатерина Лебедева 2   

Я люблю видеть время в секундах, не в цифрах,
Наблюдать в лепестках, светотени в саду;
Кто-то музыку в тонкостях слышит с пюпитра,
Кто-то ловит и пишет ее на ходу;
Если сердце настроено,  в душу проникнут
Струи тонких вибраций - таинственный свет
Претворяющий время, пространство в молитву,
Ту молитву,  которой спасительней нет.

   46. Синька. Сафронова Лилия 

Вот и вернулась зима,
Словно и не уходила.
Вновь безучастна, немА           ?
К нашим поленницам хилым.
Вспомнишь былое светло –
Светом в ответ отзовётся.
Если бы сердце могло,
Стало бы вестником солнца.
Небо – разлук полынья –
Не замерзает, не тает.
Правда иль выдумка чья...
Тайна останется тайной.               
Память – расколотый лёд.
Стань на мгновение льдинкой.
Там, на балконе, бельё
хрустнет крахмальное с синькой.    ?

В стихах Л. Сафроновой  меня еще и их название поразило: почему "Синька"? что такого есть важного в уточнении, как именно постирано белье на балконе, что это даже в название вставили? И вообще - о чем эти два красивых стихотворения, номинированные судьями как философская поэзия на тему "мы все по разному звучим"?? 

А теперь покажу вам свою выборку из пакета, того, что, на мой взгляд, заслуживало рассмотрения  в данном конкурсе, то есть,  где  содержание в какой-то степени  раскрывает тему конкурса, а форма подачи более или менее соответствует жанру философской лирики. Совершенно не обязательно, что все эти стихи можно было номинировать баллом выше 3 (отдельные технические недочеты там встречаются!), но познакомиться с этими работами, мне кажется, будет полезно.

*****************************************

   1. Мысли поэта или современный декаданс. Надежда Гирявенко 

Каждая звёздочка словом становится – слушай!
Слово становится птицей, садится на ветку,
будто бы кто-то спустился по радуге сверху,
чтоб врачевать пустоту в наших раненых душах.

Птица молчит мне в глаза так, что хочется плакать,
мир беспокойный и злой отпуская с ладоней.
Здесь, среди тех, кто устал от извечной погони,
я словно воин никчемный с разорванным флагом.

Дело поэта – лечить, успокаивать словом,
(для маршировки в строю и война нам не довод).
Кто-то настойчиво ищет хоть маленький повод –
спрятать в военный оркестр неугодное соло.

Я не могу воевать, призывать и неволить…
Там, в облаках белокрылых, наверное, души.
Им тЕперь не суждено умереть от удушья...
Господи, как-то скажи: а теперь Ты доволен?

Во многих мировых религиях слово - символ божественного проявления. Эту символику и использовал автор, заявив, что слово - это нечто, что жило среди звезд и птицей спускается вниз, к человеку: "Каждая звёздочка словом становится – слушай! Слово становится птицей..." Люди по разному откликаются на пришедшее к ним Слово, кто "настойчиво ищет хоть маленький повод спрятать в военный оркестр неугодное соло", кто считает, что "дело поэта – лечить, успокаивать словом", потому что он не может "воевать, призывать и неволить". Иначе говоря,  все люди разные, у каждого свой путь, своя миссия на земле. Стихи - безусловно выполнены в жанре философской лирики, жаль только, что в них нет убедительной концовки. Хотя то, что ее нет, тоже убедительно: человек не может знать, насколько он выполнил свое предназначение: "Господи, как-то скажи: а теперь Ты доволен?" Небольшой технический недочет стихов - распад ударений в строке: "Им тЕперь не суждено умереть от удушья" (два ударных слога подряд портят ритмику при чтении).

   2. Река впадает в Море. Марина Юрченко Виноградова

Ты смотришь телешоу.
А я гляжу на небо.
Мне видеть интересней
резные облака.
С тобою –
быль,
со мною –
всё больше боль
и небыль...
Мы разные,
хоть вместе,
как Море и Река.

Но в том-то всё и дело,
что держат нас магниты,
пусть я сбегаю молча
из дома на Парнас.
Стихает теледейство,
а небо всё открыто.
Река впадает в Море.
И объясняет нас.

Тоже философская лирика, хотя и более простым языком. Казалось бы, стихи о личном  - об отношении двоих: "Ты смотришь телешоу. А я гляжу на небо", "С тобою – быль, со мною – всё больше боль", но есть попытка рассмотреть ситуацию сверху, введя метафору Реки и Моря, обобщить частный характер взаимоотношений до философских размышлений о человеке и его пути. И есть мудрые строки о предназначении: "Мы разные, хоть вместе, как Море и Река" и "Стихает теледейство, а небо всё открыто. Река впадает в Море и объясняет нас". Стихи с мыслью.

   5.  Поговорим, но каждый о своем. Сергей Ясонов   (фрагмент)

Очищен парк. Ухожен двор и дом.
Поверхность пола холит облицовка.
Мечту лелеешь так:               
                «Мерс» на парковке,
Край лучший, где хотел бы жить потом.
 
Под виски?
         …Ну, давай поговорим.
Да,.. каждый о своем, что сердцу ближе.
Я... - про  «стоящие у печки лыжи»,*         
Как прежде,
               и о том, что сладок дым…               

Глубинка… Мир, где хочется нырнуть
Душой в свое, родное с детства, наше:
В метели и снега, в поля ромашек,
В те чувства, что не сыщешь где-нибудь…         

Их глубина… и в речке голубой,
И, где овраг за бабушкиным домом.
Ты к лучшему стремишься - я к родному.
Мы потому и разные с тобой.               

Поверхностность…
                Я не иду на них,
На все, тобою взятые высотки.
И вообще: я пью не виски – водку,
Традиций не нарушивший своих.

Мой край. Там зарождается любовь,
Звучит в душе желанною пластинкой
Под скрип негромкий половиц в Глубинке.
Судьба, прошу: «Ей счастье уготовь».

Я ухожу от суеты столиц,
Где что-то в душах мы теряем Наше.      
Так было жаль разбитых в детстве чашек.
Тянусь к радушным взглядам добрых лиц.

Покинув город, отправляюсь в путь
К заветной и желанной части суши
С надеждой, что «растраченную душу»
Здесь «может посчастливится вернуть.»*(с)

Это тоже только на первый взгляд стихи о несовместимости разных желаний и потребностей, но за конкретикой личной истории есть обобщение, есть тема, касающиеся многих: "Ты к лучшему стремишься - я к родному. Мы потому и разные с тобой". Цитировать здесь еще строки не стану - просто вчитайтесь в текст: там все кристально ясно и не может оставить равнодушным. И техника исполнения хороша, автор легко и уместно использует в тексте не только цитаты из песен Ю. Визбора, Н.Гребнёва и А.Грачевой (видимо, стихи писались по заданию другого конкурса), но и цитаты, уже ставшие фразеологизмом «что сладок дым». Сама я не любитель писать новые стихи на чужих цитатах, но если получилось удачно и все отсылки употреблены к месту - флаг в руки! В строке "На все, тобою взятые высотки" меня напрягло слово "высотки". Высотка - это скорее высотное здание или точка местности, а здесь по смыслу - высОты (достижения цели).

13. Свобода на трубе. Евгений Ермолин 
 
На горячей трубе возлежит существо,
Стекловатой колючей укрывшись.
Минус тридцать на воздухе только всего,
И ему там тепло, спит как дышит.

Равнодушные взгляды косят на ковчег,
Осуждая бездомную сущность,
Намекая на баню и Чистый четверг:
Как же грязно, пахуче и скучно.

Не понятна безбедным объёмность трубы,
Торжество безграничной свободы.
На помойке сыскались останки еды —
Карта счастья пришла из колоды!

Язык стихов, конечно, не язык лирики, а язык рассказа в стихах - информирующий, а не образный, но тема интересная и не лишена того, чему служит философская поэзия - призыва задуматься над проблемой, постановки проблемы. Мы так часто забываем о том, в каких разных мирах мы живем, находясь в одном и том же времени и месте! Поистине "Не понятна безбедным объёмность трубы". Запоминающиеся стихи. Только слово "останки" меня  смутило - так говорят о мертвых. Может быть, всё же "остатки еды"?

    18. Чаша рождений и чаша потерь. Вита Осенняя 
 
Всполохи памяти ночью бессонной –
крохотный домик...В семейной тиши
папа колдует над рыбкой тушёной,
мама штурмует «Науку и жизнь».

Нет домостроя, свобода и воля,
детские шалости, к счастью, не в счёт.
Бедность рулила, но не было горя.
Верили – Бог сохранит и спасёт.

Горе настигло в неполные тридцать –
в домик впервые проникла печаль,
осиротели «Науки...» страницы,
жизнь потекла без родного плеча.

Близко черта, за которой потери
неотвратимы –задумка Творца.
Бродят в ночи незабвенные тени,
мучит бессонница, нет ей конца.

Утром всё кажется мудрым, логичным –
род продолжается в лицах детей...
Созданный мир справедлив, гармоничен –
чаша рождений и чаша потерь.

И здесь не только частный пересказ личной истории, поскольку есть попытка посмотреть на жизнь шире - мы по разному смотрим на одни и те же события в разное время: "Утром всё кажется мудрым, логичным". И мы сами не всегда одинаковы -  наше звучание постоянно меняется внутри нас самих, и все вокруг нас меняется и течет, за хорошим следует плохое и наоборот. Философский вывод в концовке: "Созданный мир справедлив, гармоничен – чаша рождений и чаша потерь".

   21. Полынное. Яленка

Господи! На маленькой планете
только снег, тоска да горький ветер…
Где-то выше — звёзды… те не в счёт —
только в темноте они мигают —
впрочем ясно, жизнь у них другая,
так зачем же наша им ещё…

Ветер отчего пропах полынью?
Чтобы усмирить свой нрав павлиний —
гордецам нужна обычно власть.
Гонору, конечно, не убавит —
подошла бы веточка любая,
чтоб могла сломиться и пропасть.

Оттого он жмёт полынь, ломая,
а она, глядишь, опять прямая —
неподвластна силе — не раба.
Вроде гнётся, но испуга нет в ней.
Выпрямится, чтобы стать приметней,
хоть по ней проедется арба.

И метёт, и кружит снег пургою,
а полынь, как прежде, страх прогонит:
знать, в крови бесстрашия исток!..
Словно степь жива одной полынью.
На ветру, не ведая уныния,
зябнет в стужу тоненький пруток.

Очень красивая, глубокая философская лирика. Докопаться до соответствия фразе "мы все по разному звучим" мне здесь сложно, но я обещала не придираться, тем более, что в стихах  есть метафора, есть прием аллегории - людей с травами и с природной стихией. Одни люди - ветер, который "гнёт",  другие - те, кто сопротивляются  (или не сопротивляются) ветру, и среди них - полынь, у которой особый характер: "ветер... жмёт полынь, ломая, а она, глядишь, опять прямая - неподвластна силе - не раба. Вроде гнётся, но испуга нет в ней". Очень интересные строки о ветре: "Ветер отчего пропах полынью? Чтобы усмирить свой нрав павлиний - гордецам нужна обычно власть". Прекрасна и  заключительная строфа, работающая  как философский итог стихотворения: "Словно степь жива одной полынью. На ветру, не ведая уныния, зябнет в стужу тоненький пруток".

   23. Я живу в параллельном мире. Корнилова Ольга Викторовна   

Я живу в параллельном мире.
В параллельном от всех и вся.
В том же доме и той квартире,
Где живет не спеша семья.
Не спешит ни туда, ни оттуда,
В мОей спешке не видит нужды.
Где рассвет и закат- разве чудо,
А стихи - разве это труды?
-Ой. забыл. у нас есть свой Пушкин,
Жизнь не зря - похвалиться есть чем.
Сколько было усилий нужно,
Чтобы дети не в папу совсем.
Словно я параллель кому-то,
Словно кто-то "застрял" во мне.
Только трудно, ну очень трудно,
Жить и где-то, и на земле.

По исполнению эти стихи далеки до совершенства - я бы не стала их номинировать. Бедный по выбору слов язык ("где живет не спеша семья. Не спешит ни туда, ни оттуда", "Сколько было усилий нужно, чтобы дети не в папу совсем", "Только трудно, ну очень трудно" и т.д.). При этом тема стихов интересна и соответствует заданию: люди в одной семье не понимают друг друга, живут в параллельных, не пересекающихся мирах, где интересы другого - не понятны ("Где рассвет и закат- разве чудо? А стихи- разве это труды?") и где нужно прикладывать массу усилий, чтобы "дети пошли не в папу совсем", потому что "ну очень трудно жить и где-то, и на земле". Язык стихов плохой, а мысль до боли важная, насущная, многим, близкая и понятная, и стихи - не о частном, а о вполне философской проблеме сосуществования людей, у которых разные жизненные приоритеты, разные потребности и разные представления о важном. Поэтому стихи мне запомнились и понравились. Очень хочется, чтобы над их языком поработали. Хочется больше поэзии и большего богатства речи. 

   24. Творчество. Дмитрий Зотов 07   

В святилище темно и пахнет дымом.
Попрятались куда-то божества.
Довольствоваться лишь необходимым
Ты вновь не смог. Заветные слова

Колышутся как призрачные тени,
Мечта которых – плоть из под пера.
Но в пустоте теряются ступени
И, видно, не пришла ещё пора

Пронзительного посвиста свирели
Над колоколом в клетке костяной.
И песен, что рождаются в метели
И в птичий хор вплетаются весной.

Когда же труд воздаст твоей отваге,
То станут, вторя горним чудесам,
Вином – чернила. Хлебом – лист бумаги.
А веру ты в себе отыщешь сам.

В этих стихах примерно та же тема, что и в предыдущих, только язык их богаче и поэтичнее. Персонаж - это человек, который "довольствоваться лишь необходимым
 вновь не смог". Он ощущает себя в пустоте, где "теряются ступени и, видно, не пришла ещё пора пронзительного посвиста свирели". В то же время эти стихи, на мой взгляд, хоть и заслуживают номинации, но менее интересны, чем  предыдущие. Здесь выбрана узкая тема - поэт не находит себя востребованным в творчестве, тогда как  в стихах О.Корниловой проблема шире: почти все близкие люди по разному звучат, они  не понимают друг друга. И это гораздо более острая и значимая тема. Творческие муки нереализованности - не то же самое, что жизнь в параллельных мирах, которая не столь уж редкое явление в наше время и заслуживает философского осмысления.

   27. Острые осколки. Лариса Кравц

Повсюду мысленная лень.
Глаза, что видят, но незрячи,
Душа, не ставшая богаче
От фальши, создающей тень.
Тем неожиданней удача,
Пришедшая в часы потерь.

Взирает гордый лик луны
Так одиноко и бесстрастно.
Прогресс сомнительный напрасно
Затеяли мы не одни.
В минуты юности прекрасной
Бывали радужные дни.

Но что об этом сожалеть?
Бессмысленно иль скороспело?
Серьёзное найти бы дело.
Как колокольчик, зазвенеть.
Чтобы душа от счастья пела,
Ввысь гордой ласточкой взлететь.

И всё ж, не надо унывать.
Пускай стихия разыгралась,
Продемонстрировав лишь малость
Своих возможностей опять.
Природа нынче постаралась
Горячий норов показать.

В страну несбывшихся надежд
Иду во тьме по узкой тропке.
В прозрачной с серебром обновке
Кружится ангел чист и свеж.
Повсюду острые осколки,
Но свет исходит от одежд.

Как неразумных чад унять?
Планета сердится по праву.
Желают дети пить отраву.
А им Земля – родная мать.
Могли бы жить себе на славу,
Когда б ценили благодать.

Что ж, незавиден их конец.
Черствеют души понемногу.
Как отыскать во мгле дорогу,
Где сохранился жар сердец?
Тому, кто светел, одиноко
Средь заблудившихся овец.

Вновь сумасбродные мечты
Туманят разум, опьяняют,
Слова великодушно манят
В мир поднебесной красоты.
Порой размолвки сердце ранят
У края финишной черты.

Где правды каменная соль?
Бетонной воли к жизни сила?
Старуха урожай скосила,
Не чувствуя при этом боль.
А я, послушная, просила:
«Преодолеть сей путь позволь."

Об этих стихах хочу остановиться подробнее - подобных им много встречаю на сайте. Техника написания - без замечаний: и ритм, и структура строфы, и рифмы - все хорошо. И язык изложения грамотный. И сказать, что они не в жанре философской лирики, было бы неправдой - персонаж размышляет об основах жизни, о том, что "сердце ранит у края финишной черты". И заданной теме эти стихи соответствуют, если их персонаж "В страну несбывшихся надежд идёт во тьме по узкой тропке":  раз по узкой и во тьме, значит, единства с людьми не ощущает, все по разному звучат!  Все здорово, но почему-то отбирать их в шорт лист мне не хотелось. Почему? Во-первых, многословно: идея автора была ясна сразу же, а далее идут пояснения. Есть предсказуемые мысли и банальные обороты речи ("лик луны", "юности прекрасной",  "черствеют души", "мир поднебесной красоты", "отыскать во мгле дорогу", "ранят сердце" и т.п. - фразы много раз слышанные!) Но и это не главное. Стихи написаны не как лирическое откровение от  первого лица, а как воззвание, как обращение к другим ("Как неразумных чад унять?... Могли бы жить себе на славу, когда б ценили благодать"). И вот эта авторская отстраненность, морализирование, мешают восприятию. Хотя, повторяю, стихи написаны по всем правилам, чистенько. И очень одна строчка понравилась: "Серьёзное найти бы дело, как колокольчик, зазвенеть" - в ней есть настоящая  искренность, есть яркая запоминающаяся мысль.

   31. Рисуя. Наталья Чаплыгина 

Рисуя впопыхах,
Рискуя зря впотьмах,
Средь свадеб, среди тризн
Выстраиваем жизнь.

Есть искра и огонь,
Есть пони и есть конь.
Есть завтра, есть вчера,
Есть радость и хандра.

Высок иль маловат,
Ты беден иль богат,
Ты лыс или космат
В тиски зажат расплат.

Бегом или шажком,
В обход иль напролом,
Ничком иль в полный рост,
Итог один – погост.

Пессимистичное стихотворение.  Интересно по подбору слов и рифмам (по звучанию). С некоторой натяжкой укладывается в конкурсную тему. Хотя есть ощущение, что здесь главное не тема, как раз тема прогибалась и выстраивалась под нужное звучание (аллитерацию). И еще: если мы строим стихи на фразах с альтернативным содержанием (например, "ты беден или богат", то мы вынуждены тщательно искать именно противоположности качеств, а не просто различие. Причем, осмысленное и важное для раскрытия темы противопоставление. Например, не совсем удачны и осмыслены следующие "антонимы": искра - огонь, пони - конь, лыс - космат. Да и свадьба - это не противоположность тризне (языческому ритуалу), правильный антоним для свадьбы - поминки либо похороны). И, конечно, это не лирика. И вряд ли - глубокая и оригинальная  философия...

   33. Потом… Ольга Светова

Я помню страхи самых юных лет,  -
Запретов мир был попросту несносен:
Вот это можно, а вот это  -  нет!
Потом, потом, когда настанет осень,

Когда зажжётся новая звезда
И журавли потянутся обратно.
Потом, когда наступят холода,
Когда на солнце потемнеют пятна.

Всё  -  завтра, через день, чуть погодя...
А на дворе давно уж правит осень,
Взбухают капли серого дождя
И умирают, разбиваясь оземь.

Потом... И всё идёт своим путём,
Фатально мчится время, как цунами,
И обещание «Потом, потом...»
Всю жизнь упрямо следует за нами.

Имеет ли тема стихов отношение к фразе "мы все по разному звучим?". Мне кажется, что нет, я не уловила здесь логической связи. Философская ли это лирика? Да. Глубокая тема - размышление о нас самих, любителях откладывать все на потом и забывающих, что "всё идёт своим путём" а время "фатально мчится, как цунами". Уже одно это сравнение с цунами говорит о том, что персонажу стихов не по душе такие привычки, а стихи заставляют нас задуматься о скоротечности жизни.

   34. Путь... Олег Евгеньевич Сметанин 

О, сколько испытаний пережить?
Каких друзей найти, врагов каких не минуть?
Жалеть о чём-то, ждать, страдать, любить?
Заботиться о ком-то иль покинуть?
Геройствовать в сраженьях, на пирах?
Монахом быть иль счастливо жениться?
И что оставить: прозу, камень, прах?
В стихах ли без остатка раствориться?
Наверное, мудрец в седых горах
Ответит мне: "Не бойся заблудиться.
Куда б ни шёл - всему наступит крах,
Блаженство в безмятежности таится..."

В этих стихах я нашла соответствие заданию и в теме, и в жанре. Жанр, конечно же, философская лирика - размышления о вечных темах: зачем живем, как жить, в чем путь каждого из нас. Персонаж стихов перечисляет много разных путей (мы все по разному звучим!): "геройствовать в сраженьях, на пирах? Монахом быть иль счастливо жениться? И что оставить: прозу, камень, прах?". Радует, что стихи не просто описывают возможности и ставят вопросы, но и предлагают оригинальный ответ на вопрос, как нам правильнее всего звучать: "Не бойся заблудиться. Куда б ни шёл - всему наступит крах, блаженство в безмятежности таится..."

   37. Дорога к храму. Марина Фомина

Есть храмы. И дороги к ним
Бегут широкой лентой быстрой.
Над ними – солнца яркий нимб
И небосвода купол чистый,
Где ветер гонит облака –
Святые ангельские стаи.
Там поступь путника легка,
И благодать над ним витает.

Есть храмы. И дороги к ним
И многолюдны и тернисты
Через туман и едкий дым
Ползут по склонам каменистым.
Там грозный ураган ревёт
Дождливым днём, холодной ночью,
И ветер беспощадно рвёт
С паломников одежды клочья.

И кровь, тяжёлая, как ртуть,
Из жил уходит грамм за граммом…
И  это – тот же самый путь
К одним и тем же светлым храмам.
Их камни кажутся немы,
Но в том молчанье –  суть ответа:
Кто слеп – для тех довольно тьмы,
Кто хочет видеть – вдоволь света.

Тема разного звучания людей здесь раскрыта через разные пути к свету, к духовному состоянию. Храмы бывают разные, утверждает автор. К одним дороги "бегут широкой лентой быстрой, над ними – солнца яркий нимб, ...там поступь путника легка, и благодать над ним витает", а есть храмы, дороги к которым "и многолюдны и тернисты через туман и едкий дым ползут по склонам каменистым". Но это не имеет большого значения, потому что "это – тот же самый путь к одним и тем же светлым храмам". Как бы мы ни звучали, у нас общая цель пути, хотя и разные дороги: "Кто слеп – для тех довольно тьмы, кто хочет видеть – вдоволь света". Потрясающе интересная (авторская?) философская мысль. Стихи заслуживают внимания своим содержанием. И написаны в жанре философской поэзии.

   45. На крыльях гуси унесли сентябрь. Татьяна Шадуя   

На крыльях гуси унесли сентябрь...
Их осень проводила в путь-дорогу
Всплакнуло небо каплями дождя,
Сгустились тучи, полнились тревогой.                время глаг

В саду светились пятна хризантем
И листья маков отливали белым…
А где-то город с шумом ошалелым,                строй предл
Он криков птиц не замечал совсем.

И человек, от грохота устав,
В себе отринув суету мирскую,
Остановился, голову задрав,
И взглядом вслед, в ту сторону, чужую,                строй предл

За стаей перелётных… Почему-то
Нет для него счастливее минуты.

При первом прочтении я хотела отнести стихи к пейзажной лирике - большая часть его строк посвящена описанию картины природы. Но в концовке поняла - здесь есть философская мысль, причем, созвучная названию конкурса. Люди разные. Одни следят за стаей перелетных птиц и "почему-то нет для них счастливее минуты", а другие живут в "городе ошалелом", который "криков птиц не замечал совсем". Неплохие стихи, хотя и с недочетами построения предложений. В предложении: "Всплакнуло небо каплями дождя, сгустились тучи, полнились тревогой" нестыковка глагольных форм: "сгустились" и "всплакнуло" - прошедшее законченное время, а "полнились" - длящееся время. По смыслу просится "наполнились тревогой", но это испортило бы размер, и автор изменил форму глагола, чтоб лучше звучало. Есть и два предложения с пропущенным сказуемым: "А где-то < > город с шумом ошалелым, он криков птиц не замечал..." и "взглядом < > вслед, в ту сторону, чужую..." Такие урезанные предложения допустимы в русском языке, но злоупотреблять ими не стоит - здесь, например, имело бы смысл  изменить строй предложения на более естественный.

**********************************
На этом все. Конкурс был интересный, не простой для судей и, мне кажется, и для участников тоже. Всем, кто прислал свои произведения, огромное спасибо! Я очень рада всяким заявкам, многие из которых несут в себе  удивительные дары для всех любителей внимательно читать текст. С уважением и теплом, Ваша АлКора. 15.11.19.