Опыт осознания сознания Храмовость

Вадим Вохнин
                Храмовость

В первый раз я оказался в церкви лет в семь. Шестидесятые годы. В городе прихода не было. Отец ездил за тридцать километров. Как-то в предпасхальные дни (чистый четвнрг) захватил меня - святить кулич и яйца.
День был светозарный. Солнце доплавляло последние снега. Птицы радовались теплу и свету. И вдруг от этой светлоты мы очутились в сумрачном помещении храма, призрачно освещенного свечами. Мрачные росписи стен. Вопрошающие лики икон. Плотная толпа неестественно напряженных прихожан. Дурманящий голову запах нагоревших свечей.
Как-то протиснувшись через толпу мы очутились перед распятием. Серо-желтое тело умирающего Христа. Кровоподтеки на лбу, руках, ногах, груди... Следы перенесенных страданий на лице.
Свечи, горевшие в храме, перебивали радостные лучики света, забиравшиеся в оконные проемы, охраняли сумрак, печаль, тягостное ожидание чего-то присутствующими.
Каким облегчением было выйти из этого дома скорби под горящие бирюзой небеса.
Тогда я еще не задавался вопросом, почему у Бога столь сумрачный храм? Не менее мрачны божьи святыни у иных верующих: мусульманская Кааба, индуистские храмы, буддистские, синагога. Неуютные громоздкие сооружения. Придавить, напрячь, устрашить, обвинить уже за то, что ты родился... или вечное не то и не так реинкарнации.
И почему человек решил, что всемогущему Богу нужны какие-то дома, какие-то места почитания, какие-то жертвоприношения? Разве не весь мир его храм? Небо - его купол, звезды - благодарственные свечи в нем, чистый воздух, напоенный ароматами трав и листвы или свежестью снега, или соленого морского прибоя - его благовония.
Разве значимы для него какие-то человеческие подношения? Что он коррупционер? Или воспринятые от язычества жертвоприношения - от кровавых до символических. Нужны ли они ему? Можно ли какими-либо человеческими действиями и подношениями увеличить его могущество? Не скрывается ли в этом человеческая тщета и гордыня - что он может как-то подслужиться к Богу, может быть каким-то образом соизмеримым с безмерным?
Вопросы, вопросы, вопросы... Откуда они приходят в мое обусловленное сознание? Отец - верующий человек. Мать - не твердая в вере, но придерживающаяся ее по принципу: “Как бы чего не вышло”.
И откуда эти расхождения в верах? И все обвиняют друг друга в неискренности, в нелюбви, в неправедности: христиане - иудаистов, мусульман, буддистов... Мусульмане - христиан, иудаистов и и тех же буддистов.... и т.д. Кто не с нами, тот против нас - на знаменах всех вер и идеологий. Каждая страна - против каждой, каждая нация - против каждой, каждый человек - против каждого. Каждый верующий - идеолог самого себя.