9 - Дембельский аккорд

Юрий Мотин
Была такая традиция в армии, по крайней мере, во времена СССР,  тех, кто демобилизуется, использовать напоследок, сверх основного срока службы, на халяву. Такая, между прочим, противозаконная эксплуатация личного состава называется  дембельский аккорд. Суть его в том, что солдатам поручают выполнять срочные хозяйственные работы в части, не входящие в их основные обязанности. Кроме того, по крайней мере, в нашем случае, без материальной поддержки. Дембелей разбили на группы и дали каждой своё задание. В нашей, было шесть бравых солдат, горящих желанием как можно быстрее свалить домой от опостылевшей службы. Но в том и фишка аккорда, что пока ты его не выполнишь, документы на увольнение из армии, не получишь. На построении командир объявил нам фронт работ: отремонтировать крышу продуктового склада и, самое страшное, – восстановить вентиляцию в морозильном складе. Материалы для ремонта, как я уже говорил, не давались. Доставай где хочешь и как хочешь. Эти стройматериалы,  потом списывались с баланса части, вроде как их нам выдали на ремонт и разворовывались ушлыми начальниками службы тыла. Официально срок нашей службы истёк. Нас выселили из казармы, чтоб освободить места новому призыву и поселили в старой заброшенной казарме, еду выдавали сухпайком. Контроля никакого, делай что хочешь, но не сбежишь, документов нет. Первый аккорд: залезли на крышу склада, посмотрели фронт работ. В принципе, немного. В одном месте прогнили стропила, образовалась дыра. Работы на день , если есть чем латать. Задумались, где взять  брус, рубероид смолу. В принципе всё это есть на стройке в соседней части, но кто же тебе даст бесплатно. Тут дельную мысль выдал Витя Штейнбек, миниатюрный еврейчик из нашей бригады: "Пацаны, я ведь год на этом складе отработал и знаю его как свои пять пальцев. У прапора(завскладом), припрятаны дефицитные заначки для начальства, возьмём их и обменяем. Пока кинуться, мы уже на дембеле, ищи ветра в поле. В обеденный перерыв, когда прапор свалил на обед мы спустили Витю через дыру в крыше склада и он быстро набрал пару мешков дефицита. Подняли, отнесли в нашу казарму. Открыли и обалдели: игра красная и чёрная, шоколад, крабы и кальмары в банках, Консервы с ананасами и грушами, сухая колбаса и солонина (балык) и т.д. Хорошо кормят наших лётчиков, но на фига нам так много? Витя ухмыльнулся: "Хороших продуктов много не бывает, чего не обменяет, то сами съедим. Вам не надоело тушенку с сухарями жрать?" И то верно. Затарившись, мы двинули на стройку. Быстро договорились с тамошними бойцами со стройбата и всё нужное они пообещали доставить нам вечером в обмен на дефицит. Вечером сделка состоялась и с утра мы уже латали крышу. К вечеру рапортовали завскладу об окончании работ. Прапор радостно потирал руки: "Молодцы хлопцы, материал достали и быстро справились, нате вам премию за труды" -  и выдал нам по банке сгущёнки. Знал бы он, откуда "ноги растут" у того материала, не был таким добрым. На следующий день мы отправились на второй объект. Тут всё было намного хуже. Чтобы вам было ясно, опишу проблему. Сам гарнизон стоит на бугре. Бугор заканчивается почти отвесным десятиметровым обрывом. И вот со стороны обрыва в толще бугра, был выдолблен огромный грот или пещера, как вам будет угодно, уходящая вглубь метров на пятьдесят. Вот там и хранили мороженые туши забитых северных оленей и лососевую рыбу, пойманную на  нересте. Посередине грота с поверхности пробурили дыру и по всей высоте укрепили её сваренными в одно целое, металлическими бочками, из под солярки. Это и была вентиляция склада. Каждый год понемногу, туда попадала вода, намерзала на стенках бочек и, со временем, полностью до верха заполнила вентиляционную шахту. Вот нам и надо было, как то её прочистить. Но как? Общая высота этой трубы была где-то шесть метров. Сначала бурили рыбацким ледобуром, Ну, метр пробурили а дальше? Долбили ломом, жгли костры внутри. Всё напрасно, дело  не двигалось. Тут нас опять выручили мозги Вити Штейнбека. Он вспомнил, как к нам в часть приезжали геологи и бурили мерзлоту под сваи нового здания. Вот их бур бурит в глубину до 10 метров и диаметр подходящий, если договоримся – проблема, считай, решена. Где их контора, мы знали и отправили Витю на переговоры. Витя вернулся только вечером, когда мы уже стали волноваться и сказал: "В общем, расклад такой, начальник геологов сказал – продукты нам не нужны, вот если достанете мне бочку соляры, тогда приходите. Пришёл на нефтебазу сказали, достанете запчасти на машину "Урал", дадим соляру. Пошёл в нашу автороту, ребята с радостью согласились обменять продукты на запчасти. Сейчас снимают с техники. Так что берём продукты и идём в гараж. Вот, такая многоходовочка, позволила нам добыть машину с буром и через день мы отрапортовали начальству о законченном аккорде. Мы, с радостью, получили документы и уволились с наших славных вооружённых сил. Голь на выдумки хитра!