Кладовка

Японский Сонет
___________________________________________Онегинская строфа


*** (автор: Ирина Коляка)

Одна встречаю день… в оконной раме
Повисли тени сотканных оков –
Иллюзия – Вы не были тираном...
По мне так просто ловкий птицелов,

А я всего лишь пойманная птица –
Но как могло подобное случиться...
Казалась я разумной, и вполне,
А Вы легко разули душу мне...

Босая птица c песней недопетой
Взлетела бы, но крылья злая ночь
Расплавила во тьме и скрылась прочь
За несколько мгновений до рассвета...

Она ушла неслышно словно тать,
А мне до боли хочется летать...


___________________________________________5-4-5


*** "Верхоленье. Возвращение." (автор: Светлана Илларионова)
 

Вернуться б… Да кому я здесь нужна…
.
Здесь много лет живётся без меня.
В траве забылись тропы и дороги,
Подворья без тепла людей продрогли,
Погосты умножают имена.

На расстояньи в памяти храня
Закаты Верхоленья и восходы,
Неспешные задумчивые воды,
Всё жду, когда затеплится весна.
 
Нам предстоит друг друга вновь узнать,
Порассказать о том, как жили порознь
В жару и дождь, туманы и морозы.
Детей рожали… и теряли тоже…
.
Мать, как никто, поймёт другую мать.



___________________________________________2-4-2-6

*** Секунд разбег (автор: Павлова Лена)

секунд разбег…пустеет циферблат,
за ними следом улетает взгляд…

стальное небо, золотые воды,
цветы зонтов по улице плывут,
и клавиши осенних переходов
с унылой монотонностью метут…

сгустился сумрак, берега реки
и мы, так параллельно далеки…

сквозняк гундосит нудное вибрато,
блеск капель на стекле, как липкий скотч,
руководит усталый светофор:
стоп…пауза…отснятый дубль…повтор,
степ «скорого» озвучивает ночь,
а титрами прописано « …двадцатый»…


___________________________________________2-4-2-4-2


*** Ночь в городе (автор: Павлова Лена)

Из полнолуния не сделанных ошибок
По каплям сон так холоден и зыбок…

Ночь в городе теперь совсем другая,
Ажур подсветки в контурах домов
Как будто соревнуется, играет
С порталами зевающих дворов.

Как странно, мы с тобой не замечаем
В неоновой рекламе стены рая…

И оживают бронзовые тени,
Когда-то здесь отмеченных людей,
Но вряд ли направление изменят
Центральные проспекты арт - идей.

Всё также в трещинах незыблемые стены,
Всё тот же скрип не смазанных дверей…


___________________________________________2-4-4-2-2

*** (автор: Павлова Лена) 

я жду в руке вибраций телефона…
«вне зоны действия»…и я вне зоны…

ночной сеанс…один и тот же сон…
дыханием испуганные свечи…
в квадратных отражениях окон
последние минуты нашей встречи…

уже давно, а кажется вчера…
смятенье глаз, вечерний блеск вокзала…
из губ твоих слова, слова, слова…
я помню наизусть, что ты шептала…

потом объятья, взмах руки, гудок
а я так ничего сказать не смог…

молчание, разбитое на счастье…
сердцебиение не выплеснутой страсти…


*** (автор: Павлова Лена) 

Коротких дней наставшая пора,
Под липкой паутиной стынет мгла.

Пробился луч давно уже нежданный
Через разводы пыли на окне,
Рисует отраженье на столе
Вода внутри гранёного стакана.

Похоже на игру ненужных слов,
На разговор с полупрозрачной тенью,
Зеркальные поверхности миров
И невозможность их пересечений.

А ты всё носишь ветхую одежду,
Торопишься, перебегая между…

Страх времени, отложенного зря
И пустоты, проживших не любя…


*** (автор Я.С.)

Сквозь боль и стёкла не пробьётся свет.
уже зима, она всему ответ.

Развязанные шорохи бессилья
по теплой коже вымышленных книг
скользят, но все их грёзы – черновик
и почему-то сломанные крылья.

Миндальный вкус декабрьских дней и слов,
крик, спрятанный внутри слепых парадных,
а на снегу ни тени, ни следов;
не тьма над ним, а дым небесно-чадный.

и кружит ворон, плача как ребенок
запутавшийся в облачных пеленках

и льдинки слез его летят к земле
к воде и снегу, к пеплу и золе.


____________________________________________Сонет-тавтограмма на С


*** (автор: Клавдия Семеновна) 
.
Садится солнце. Сонный соловей
Свистит сопрано сиплый серенаду
Слепые сумерки спешат скорей
Сшить серый сарафан седому саду.
.
Сутулый силуэт. Сочится свет
Сквозь ситец старых слив сереневатый.
Сезон стихов. Слагается сонет.
Стекает свежесть струйкой сыроватой.
.
Сорвется стон серебряной струны.
Слеза. Свеча, Стремление согреться.
Сгорела страсть. Спокойней стали сны.
Спеленуто сметеньем странным сердце.
.
Соблазнов стынет след. Судьба сурова.
Сомненья. Суета. Спасенье - Слово.


____________________________________________Леонинский сонет

*** (автор: Валдис Дубулт)

У ног листок наверное березы
У ног поток осеннего дождя
Дней срок истек и незаметны слезы
Дней бог не смог переписать и дня

Итог жесток ноябрьская расплата
Дорог клубок в клубах вороньих гнезд
Всех строк песок просыпался куда то
Всяк слог оглох и худо в свете звезд

Мерцающем, с ним впрок я изнемог
и без него.. мой уголок убог

В нем Блок - пророк, Волошин - вздорный гений
Восток что вздох, холодных зорь, стена
Продрог, промок насквозь старик Есенин
Помог глоток кровавого вина.


____________________________________________Анациклический сонет

*** (автор: Валдис Дубулт)

Ни света благосклонного ни ветра
Глоток вины, стеклянное кольцо
Листок с ольхи, осевшее крыльцо
От веток тень и пустота рассветов

Из цвета в цвет исходит в чернь из лета
Поток преображающий лицо
Итог всей жизни боль бредет слепцом
В приметах страх здесь не нужны ответы

Вопросы все ничтожны и нелепы
Не в росах откровение не в небе

Гонений хлеб поделен в ночь исходом
Убог пророк, беспомощен святой
Бог мой презри не воскрешай водой
Молений всход в сомненьях стал бесплоден.

или:

Бесплоден стал в моленьях всход сомнений
Водой не воскрешай, презри, мой Бог,
Святой беспомощен, пророк убог
Исходом в ночь поделен хлеб гонений

Не в небе откровение не в росах
Нелепы и ничтожны все вопросы

Ответы не нужны здесь страх в приметах
слепцом бредет. Боль - жизни всей итог
Лицо преображающий поток
Из лета в чернь исходит, в цвет из цвета

Рассветов пустота и тень от веток
Крыльцо осевшее, с ольхи листок
Кольцо стеклянное, вины глоток
Ни ветра благосклонного не света.


____________________________________________Сонет-пентолет

- твердая поэтическая форма из 14 строк, основанная на триолете (можно даже сказать, двойной триолет), в которой первая строка неизменно повторяется как 4, 7, 10 и 13, а вторая строка - как 8 и 14. Как и триолет, сонет-пентолет имеет две рифмы. Рифмовка такая: abaaababaaabab.

*** Немойберег

Потонет город в пыли, дыме, смоге
И растворится в матовой дали,
Иною жизнь увидишь ты в дороге.
Потонет город в пыли, дыме, смоге…
Ты тень свою оставишь на пороге,
Уйдешь от ней, взяв новую с земли…
Потонет город в пыли, дыме, смоге
И растворится в матовой дали.
Забудься, пусть тобою движут ноги,
Потонет город в пыли, дыме, смоге,
И ты поймешь, что есть на свете боги,
Что в жизнь тебя из смерти увели –
Потонет город в пыли, дыме, смоге
И растворится в матовой дали…


____________________________________________Закатник

- твердая поэтическая форма, состоящая из произвольного количества строф (но больше двух), каждая последующая из которых на одну строку меньше, чем предыдущая.


*** (автор: Гольгертс)

Иной бежит по лезвию ножа,
не зная боли, страха и упрёка.
Он занимает правильную нишу,
в любой момент готовый бросить ношу,
которую ни капельки не жаль.

Другой, напротив, слаб и уничтожен.
Не извлекая опыт из урока,
в который раз предательством унижен,
и даже верный конь его стреножен.

Не мне судить – кому из них я ближе.
Но знаю точно, будучи распят,
я не из тех, кто руки бьющим лижет.

Хотя печально сознавать расклад.
Я – лишь змея, изжившая свой яд!


____________________________________________Сонет рефренный

- классическая твердая поэтическая форма из 14 строк четырьмя строфами с двумя вариантами строфики: двумя катренами и двумя терцетами или тремя катренами и двустишием, при этом первая строка сонета - ключ, повторяющийся без изменений в начале каждой строфы. Вариантов рифмовки много, но самые распространенные: Abba Abba Aca Aca (для первого варианта формы) и Abab Acac Adad Ad (для второго варианта); A - ключ с рифмой a. В рефренном сонете ключ также считается и названием стихотворения.

Примеры приведены для обоих вариантов (найденные стихи совпали не только по теме, но и по первому слову в ключе):


*** Василиса_Иванова, 1998 г.

Расстанемся, пока еще влюблен,
И грудь горит, и взгляд так ясно-нежен,
И сердце - нет! - не может биться реже,
И ночь надежды не тревожит сон.

Расстанемся, пока еще влюблен,
И для тебя Любовь не станет прежней -
Осенний листоцвет разбелоснежит
Зима, а ты веснее с каждым днем...

Расстанемся, пока еще влюблен
И каждый вздох твой переполнен мною,
Как Солнцем над пустыней небосклон.

Расстанемся, пока еще влюблен,
Пока ты храбрый рыцарь под стеною,
А не боец, что девушкой пленён.


*** (автор: Немойберег)

Расстанемся с иллюзией любви,
Сломав каркасы бутафорских крыльев
Или отдав просящему: "Возьми,
Теперь ты ангел, хоть взлететь не в силе!"

Расстанемся с иллюзией любви -
Средь плюшевых сердец царила дрема.
Умильно ли к лоснящейся пыли
Главу склонять, ища покою дома?

Расстанемся с иллюзией любви,
Устав от слов, их сырости и хлада -
Признаний, не рождавших жар молитв
И обещаний вечности, не надо.

Расстанемся с иллюзией любви -
С колодками, ярмом, бельмом и ядом.





____________________________________________5-4-5

*** (автор: Анатоль Страхов)

гончарный круг – хорезм, а фергана –
чачван из виноградных лоз, как странно
песчаной бурей в сердце тамерлана
засыпаны дороги и страна
семи безумцев, новая весна.

нам не проснуться между строк дастана
иного мира тени – океаны,
как корни-змеи – наши имена,
забытые на камне, оживают.

с мешочком риса лейли и меджнун
вторую осень чувства свои прячут
не остывают угли звёзд и лун
и черепки горшков, и клочья струн,
и тени ив, становятся вдруг зрячи.