Криптопафосный сонет

Японский Сонет
.





в составе авторской команды: Ульяна Валерьевна, Жиль де Брюн, Алексей Фомин, Полина Синёва и Павел Бетач.
Криптопафосный сонет состоит из тезиса и антитезиса, записанных метрическим стихом без рифмы, а так же синтеза, подрифмованного к антитезису по схеме АБВГ /антитезис/ ГВБААБ или ГВБАБА /синтез/. Допускается запись антитезиса и синтеза без строфического пробела и /или/ подача финального двустишия в виде сонетного замка.
Эта форма сонета оптимальна для творческого взаимодействия в игровом формате криптопатетической студии. Первый партнёр формулирует тезис, второй отвечает антитезисом, затем оба предлагают друг другу варианты синтеза, вносят необходимые правки и согласуют патетическое сообщение в целом.


Котики Франциска Асизского

1
в предзимье кошка ловит человека
на танец с мёртвой крысой у ворот
вся в бабушку порядочная тварь
животное полезное в хозяйстве

с реки плетутся мимо старики
бесцветная родня по керосину
с пустыми осторожными руками
единственно способными на ласку
но кошка не умеет верить в сказки
котята не бывают дураками
особенно рождённые под зиму
котята сразу мудрые зверьки
их не обманешь слабостью руки
способной дать действительное имя

2
закрыто все свои слиняли с дач
сезон окончен в воздухе морозном
голодный плач четвероногих жертв
расходится причудливой спиралью

пуздрёна разрешилась на покров
из четверых под утро три озябли
но одному тепла и молока
достаточно для призрачного шанса
а ты такой съезжать нельзя остаться
наверное не думаешь пока
хотя сломались веерные грабли
закончился сарай грушевых дров
лишь крошка есть да красного три капли
ну до апреля чудо будь здоров

3
мама а что у репела внутри
а кто вкуснее этой свиристели
смотри я так умею и вот так
а чижики неаппетитно плачут

сегодня благовещенье сынок
великий праздник котиков и птичек
и может быть под колокольный звон
получится отведать канарейку
у нашего ейбога мать еврейка
поэтому такой хороший он
вот от добра другого и не ищут
а самый главный правильный звонок
как зазвонит войдёт ейбожий сок
и нам в живую праздничную пищу


Религиозная тематика в криптопатетическом сонете предполагает особое внимание к использованию сентиментального пафоса. Его почти всегда целесообразно подавать в качестве вспомогательного, для точной нюансировки более высоких тонов пафосного спектра.


*** Косвенное послание

три семени за девятнадцать евро
реклама врёт что вызрели в раю
счастливый заклинатель голубей
отращивает кущу на балконе

поверивший в мечту анахорет
по вечерам успешно курит ладан
из горьковатых иорданских смол
богоросленной истинной сативы
для здравия ума и перспективы
не принимать малейшего из зол
обещанных преданием крылатым
на опустевшей храмовой горе
и в насмерть запечатанный норе
и в косвенном послании к галатам

*** Каменный Спас

ну вот и осень собрана по камню
во все кошёлки вёдра колыбель
зелёная наживка пахнет серой
на шее вместо крестика свисток

сам светофор мособлавтодора
подмигивает кажется - крестись
прикладывает максимум усилий
одетый в уголь санитарный гость

достаточно воды в ладонях гнезд
на посевную хватит звёздной пыли
по паперти рассаживают птиц
больных червями куклы сальвадора
похожие бесстрастием на жриц
примчавших за поющими на скорой


*** Проверенные вещи

да будет будет белка и свисток
сказал и стало в точности по слову
всё начинает быть из ничего
поаккуратней с точными словами

они не для того чтоб ты кормил
случайных птиц детей своих и женщин
кутьёй-мутьёй под соусом из духа
и пекельного алфавитамина

диванчик пара кресел у камина
журнальный столик литерная муха
нехищные проверенные вещи
которым ты действителен и мил
отбудут за тебя нетленными
пустую участь на бесчеловечье

*** Метагнойя

грешащих словом помыслом постом
паролем поцелуем и молитвой
не отлучинь от света и мечты
песочить тропы в царствии небесном

прости же пустословие моё
помилуй ох за скверно- праздно- суе-
я осквернил алтарный миокард
на высоте небесной самарии
как верный долгу истинный ариец
податливый на подлости бастард
теперь вот не пою и не танцую
но прожигаю крапины над ё
и злое фарисейское жлобьё
по праву мне пускает аллилуйю


*** Апология старших муз

с тех пор как позабыли старших муз
сестёр мелету мнему и айоду
мечта поэта кажется пустой
в своих духах мехах и бриллиантах

но тем кто помнит песни алоадов
открыт иного опыт бытия
исполненного подлинных фантазий
о близости танцующих во мраке

нагое откровенное сиртаки
на остых углях на горячих стразах
где кончишь ты там начинаюсь я
и преломляю горечь шоколада
а на стене как будто так и надо
часы заворожённые стоят


В куртуазном пользовании криптопатетический сонет оптимально функционирует на сентиментальной основе. Вербальная эротика вообще, по сути своей, сантимент. Страстная гиперболизация деталей куртуазного взаимодействия - естественное и основное назначение сентиментального пафоса.
 

*** Он хочет всё

в предутреней размытой тишине
герой моих посланий трезв и нежен
обоим не до следствий и причин
перемешавших праздники и будни
 
он хочет всё бумаге невтерпёж
на сгибе ласка родственна полёту
заклей конверт прозрачным языком
и согревай до почты за корсажем
а мне не надо эскимо и сажи
мне хочется правдиво и легко
немного страшно больно от чего-то
и песню не задушишь не убьешь
достаточно не надо все хорош
губам не хватит слов и кислорода


*** Он получает всё

нехватку губ дано преодолеть
тому и той кто льёт слова на ветер
как только дашь мне имя для себя
исполнишься горячей длинной влагой

колени вместе вместе или нет
неважно если смотришь выше нимба
для безымянных пальцев до поры
покуда горячо и безответно
алё везувий вызывает этна
мне снится или что ни говори
внутри горы у опалённой нимфы
ты наконец соскучился по мне

пульсирует законченный сонет
и извергается горячей точной рифмой


*** Допустим

Ян

допустим что-то важное во мне
чем заполняют паузы при встрече
узнаешь ли на ощупь кто здесь я
и с кем мне хорошо на самом деле
 
узнаю не у рук и не у губ
они привыкли врать и ошибаться
в тебе и мне но стоило войти
не двигайся послушай может это
и есть начало верного ответа
так статус изменив на не в сети
сцепиться взглядом с нового абзаца
и доверять без всяких не могу
и быть и спать и ощупью казаться
и выгибаться в вольтову дугу

Инь

допустим что-то важное во мне
чем заполняют паузы при встрече
узнаешь ли на ощупь кто я есть
и с кем мне повезло на самом деле
 
прикосновенье пальца горячо
он губы запечатал теплым воском
не потому ль руке попасть в рукав
желанно так и нестерпимо сложно
но можно можно можно можно можно
кончается десятая строка
уже ли выдвигаемся на оскар
сосок к соску любимый обречён
его пронзило ласковым лучом
не расколов разделочную доску


*** В одном из наших правых

когда темно хоть глаз коли друг другу
и алфавит неоновый погас
в одном из наших правых полушарий
внезапно зажигается окно

определённо кто-то есть снаружи
смотрящий вверх и видящий вперёд
всю темноту невероятной бездны
в которую я обронил ключи
не верь теперь не бойся не ищи
под фонарем ослепшим бесполезно
найдешь один лишь камень в огород
с развалин пасторального пейзажа

тиха глубокомысленная лужа
надеюсь отражение не врёт


Романтический пафос, в куртуазном контексте, практически невозможно отграничить от сантимента. Однако, при наличии героического пафосного компонента в составе сонетной структуры, компетентному интересанту проще добиться симпатического резонанса с романтическим мотивом, как, например, в случае с девиантной романтикой.


*** Стоять Казбек

/мускулинная версия/

стоять казбек стоять кому сказали
стою стреляю на дворе кавказ
нет дружбы крепче верной папиросы
напрасно я три года не курил

давай курнём невероятных шишек
в демучей чаще парка оптимист
где три сосны с палёными корнями
сегодня дали чудный урожай

как будет да сама себе решай
действительность смыкается за нами
не озирайся лучше затянись
и слово дня само себя запишет
прочти его в душе как можно тише
когда тебе ответят оглянись

/феминная версия/

стоять казбек стоять кому сказали
стою стреляю на дворе кавказ
нет дружбы крепче верной папиросы
напрасно ты три года не курил
 
да будет лёгким вдох а выдох пышным
кто полетел тому не надо вниз
и в эпилоге горнего романа
дыша невероятно хороша
 
как всё на самом деле сам решай
действительность смыкается за нами
не озирайся лучше затянись
и слово дня само себя запишет
прочти его в себе как можно тише
когда тебе ответят оглянись


*** Джокер

подарок оказался не по росту
и мамочке пришлось его забрать
сын не горюй возьми другую куклу
а эту похоронят без тебя

поплачь сынок она была такая
одна на свете главная твоя
пусть бьётся к чёрту в дребезги на счастье
кто о таком не плакал - не мужик

довольно улыбаться и не жить
ходите прочь во все четыре масти
я сам дурак прокачаный паяц
простите ни на что не намекаю
но в паспорте у кая имя каин
гертруда раздевайся это я


Насколько для религиозной символики опасен сентиментальный пафос, настолько благотворен комический. Если пользующему соответствующие символы в комическом контексте удаётся избежать парентирсов и снижения до инвективной части пафосного спектра, то партнёр получает шанс на личное откровение.


*** РусАл перед космическим забором

безрыбье осеняя рыбнадзором
апостандрей гуляет по воде
над омутом нагая ворожит
разводит на ветру осина сучья

развоплощая дурочку-русалку
завистливо молчит вода в реке
наследие невиданных зверей
в неведомость дорожек леший сыплет

отец ворчит не разберу ты сын ли
такой поэт что даже не еврей
ты был ни в сейф ни в сейм а стал никем
но мне электроудочку не жалко

и я воззвал и всё в реке визжало
фюр орднунг зайн бледнел в кукареке


*** Однажды

однажды несравненная фру-фру
купила камбинзон для бамбинтона
полезные весёлые игрушки
заводятся в провинции хунань

не шёлком шит путь из евреев в ханты
но всяким лыком дратвой тетивой
цела обетованная итака
земля не пух скамеечка скрипит
чужое эхо делает репит
картавая канадская собака
зачем же так истошно голос твой
звучит от оймякона до леванта
аж из ушей наружу лезет вата
когда болван качает головой


*** ЛТП

седой старик с нечёсаной брадою
собрав в палате буйных мужиков
я гнал им дичь про подвиги и подлость
анафему анамнез any key

я говорил не надо горячиться
но сладок хайп на слёзыньках metoo
снасильничал мой петенька безухов
вдову клико а кто тут не вдова?

уж за спиной связали рукава
для верности ширнули тормозухой
любил лить ературу да не ту
мне жаль фру-фру ведь лошадь не волчица
но вронский в нобель бродского стучится
и поезд анне делает too-too


*** Возвращение Криптопатрида

на хуторе близь матушки-диканьки
где сам господь овечек не гонял
вакулью хату взяли правосеки
на абордаж грозятся запалить

и тут такая с супермягкой силой
как сиська сытной полной как мошна
отеческая родина с грибами
спасать своих бастардов не спешит
но ты пиши ты главное пиши
что наши деды не были рабами
на совести такая тишина
всю миокарту аж перекосило
и фронт горит хэзэ с какого тыла
и верность в сводках не отражена


Трагический пафос принципиально не терпит близости сантимента, который нивелирует саму смерть до уровня утыканной пластиковыми маками гробнички на деревенском кладбище домашних животных. Следующий ниже криптопафосный сонет скомпилирован с подключением к актуальному игровому взаимодействию старого автографа покойного Поэтарха Валерия Исаянца, датированного пять тысяч семьсот сороковым годом.


*** Суворовское мучилище

довольно обещаний и бравады
седой старик дремучий дед мороз
не потому ли прячет ноги в воду
что голова теряется в тепле

в объятиях воронежской орловки
весьма суров суворовский маразм
прописаны вечерние прогулки
по перевалам бутафорских альп
под сенью лип акаций и катальп
почти жуётся дух французской булки
кукушка возвестила сорок раз
с навершия психической столовки
спешите кушать кто во что горазд
скажите ам распаренной перловке

Лёгким сентиментальным движением трагедия легко преобразуется в фарс.


*** ДМС

довольно обещаний и бравады
седой старик должно быть дед мороз
не потому ли прячет ноги в воду
что голова теряется в тепле
 
по молодости все казалось проще
под елочкой снегурочка с косой
и колосок прекрасная прическа
и наголо подстритца без проблем

куда податься в этом феврале
погода размораживает жёстко
коса не та у барышни босой
в след тащится по розовой пороше
шарахаются голуби от крошек
и зывывают псы над колбасой


Кроме пяти пафосных категорий аристотелевой риторики, криптопатетика различает ещё две: инвективное и откровенное - низший и высший пафосы, соответственно. С инвективой знакомы практически все. Про откровение, то самое, которое служит основой религиозной риторики трёх постантичных религий, обычный современный поэт, в лучшем случае, слышал. Типа, ну это такой пафос, как в Библии. Трудно придумать эстетическую неопределённость тупее этой. Пафос откровения есть страстное воодушевление, обусловленное несомненной личной причасностью к истинному знанию. Это знание может быть откровенно ничтожным, по сравнению с мировой оранжевой революцией. Однако, даже в гомеопатических дозах, истина штырит поэтов так, что пресловутые утробные бабочки, вспыхнув, стекают в трусы, как по воску.


*** Как в сказках

уже довольно плакать ярославна
от прибыли у игоря в полку
крепки сыны воинственной отчизны
походу каждый третий не дурак

горбатый конь откуда от верблюда
перо жар-птицы пушкин подарил
ну и ступай тут все дороги к храму
приводят даже бешеных собак
емеля первый так себе рыбак
такая ложь в его рыбацкой драме
что выцветают масло и акрил
когда её рассматривают люди

давай друг дружке впаривать не будем
и поглядим кто у кого внутри