Вечность

Алина Анатольевна Коптева
Триада
Земля. Кедры. Небо.

Осколки смертельны. Глубокие раны,
Нет места живого. Ожоги и шрамы.
Латать бесполезно, но мысли упрямы,
Их запах лугов безутешных дурманит,
Ведёт по тоннелям тропинка лесная.
Люпины, ромашки, кивая, лопочут,
А в храмах молитвы, и слышится: «Отче!
Ты видел, ты помнишь,  росу пеленая,
С любовью кормила, поила, растила
Ждала и встречала. Иных привечала,
Оплакав души неземное начало,
Где прочерк меж датами… свежесть могилы…
Стенает Земля, от бессилья страдая.
Шумите, кедровые рощи, омойте
Живою водою и то, что без плоти!
Стихий собирается грозная  стая…
***
Стихий собирается грозная стая,
И чёрные птицы кружат, ожидая
Бездушных и чёрствых; эпоху листая,
Они равнодушно на время взирают.
Расхристанность душ будет лёгкой добычей.
Попрание прошлого – страшный обычай.

Обычный октябрь, опадает листва.
А в шёпоте: «Варвары, варвары, ва…»

Взирают века сторожащие кедры
На эту планету. Однажды был щедрым
Подарок Адаму, им в самые недра
Посеяно семя. Так друг или недруг
Живёт на Земле, попирая святыни
И текстов библейских чураясь отныне?

И слышится: «Варвары,  варвары, ва…»
Заходится в горестном плаче листва.

И тянутся в небо кедровые рощи.
В отчаянно-искреннем ветви полощут.
Там истины вечны, светлее и проще.
И ведомо кедрам: однажды наощупь,
Прозревшие, всё-таки, выйдут из тьмы,
«Простите, мы каемся, варвары мы…»

Оранжевым осень коснется едва,
О светлом и чистом зашепчет листва…


***
О светлом и чистом зашепчет листва,
Капризам осенних ветров потакая,
В прощальных движениях нежность такая,
Словами не выразить… Мир остывал:
Душевным теплом перестали делиться.
Последнее утро… И чёрная птица
Большими крылами касается неба,
Бесстрашно вонзается в темени темень:
«Зачем  враждовали и с теми и с теми?
Вы канули в небыль! Вас не было, не бы…»
Но сколько терпения там, в облаках,
Прощённых обняв, одарив, обласкав,
Он светом наполнил обитель свою.
Мы живы, пока мы любимы и лю…
***
и мир, и прощенье, но праздновать рано -
осколки смертельны. Глубокие раны...





Библейский пророк Исаия использовал ливанские кедры как метафоры великолепия и гордости нашего мира. Кедры могут жить до 3000 лет. В древние времена кедр символизировал победу жизни над смертью. Издревле в кедре скрывается таинственная сила, которая манит людей очень много веков. Кедр является символом вечной жизни и бессмертия со времён древнего Рима. Эти потрясающие деревья по легенде выращивались только богами. А в раю они росли еще до сотворения мира. Есть притча: «когда первых людей выгнали за прегрешения Евы из рая, то Адам, уходя, взял с собой несколько семечек деревьев. Среди них был кедр, сосна и кипарис. Именно эти семечки дали жизнь первым деревьям на Земле. Древние ассирийцы считали кедр «источником чистых чар, изгоняющих враждебных демонов». Они верили, что крона кедра способна исцелять больных, что на его коре начертаны тайные имена богов, что сутью самого дерева является «открытие прорицаний неба и земли». Кедровые рощи считались пророческими святынями».

***

С кедром были связаны представления о красоте, постоянстве, здоровье, бессмертии, неразрушимости, невредимости, силе, процветании, гордости, величия.  В Вавилоне считалось, что кедр находится под покровительством  бога Энки. В Ассирии он символизировал царя, в древнееврейской традиции – царство, благородство, благовонность.  Позднее кедр почитался как  эмблема Христа. Отец Ориген упоминал кедр в своих трактатах о понятии долговечности. Он говорил о том, что эти деревья не подвержены гниению. Наши души также охраняются от процесса разложения, если вы живете в домах, построенных из кедровых пород.

***
Другой великий епископ Кирилл Александрийский делал сравнение коры кедра и души Христа: они одинаково нетленны.

***

Ливанский кедр может достигать в высоту до 60 метров, с возрастом крона принимает ступенчатую форму. Поэтому часто выглядит, как лестница в небо.

***
Сразу два памятника древней литературы называют кедр священным деревом, деревом богов: это эпос о Гильгамеше — герое шумерского народа — и Библия. В Библии с ливанским кедром сравнивается и праведник («Праведник цветет как пальма, возвышаясь подобно кедру на Ливане» Пс 41:13), и идеальный возлюбленный из «Песни песней» царя Соломона: «Вид его подобен Ливан, величествен, как кедры».