Опыт осознания сознания Сомнение

Вадим Вохнин
         Сомнение

- Я ни во что не верю.
Написал и тут же усомнился. А в написанное я верю?
- Я во всем сомневаюсь.
Но разве сомнение не может быть верой?
Во что только не верят люди. Почему бы не сделать символом веры сомнение? Сократ, например, верил в то, что он ничего не знает.
А, с другой стороны, можно ли верить в сомнение? Сказал: - Я верю в сомнение! - И тут же усомнился, а вера ли это?
И вообще, что такое вера? Есть ли, был ли среди людей хоть один человек, который являл собой эту веру? Вот эдакая абсолютная полнота веры.
Апостолы сомневались. Христос и тот просил, чтобы Бог-отец укрепил его. Магомет проводил всю свою жизнь в молитвах, дабы поддерживать связь со Всемогущим. Если ты - вера, то значит и полнота связи, все время перед очами божьими и слышишь его глас. А если прибегаешь к каким-то процедурам, значит все время в сомнении, которого стремишься молитвой избежать.
Буддистам попроще. Они перестают существовать. Отключают все личностное: надежды, желания, привязанности, страсти...- медитируют. Т.е. нет меня и вроде бы ни верить, ни сомневаться некому. Нет меня, и все тут.
Но опять-таки одолевает сомнение: как отделить истинно медитирующего, растворяющего свое “Я” в мире, от надумавшего себе это состояние?
Тогда получается такая классная накрутка, что помимо известных страстей человеческих появляется еще и страсть сверх фантастическая. Более того, появляется целый клан учителей этому. Предлагаются определенные пути, технологии достижения отсутствия. Разве учитель пути или определенных техник не становится сам этим путем или техникой? Разве не является признаком наличия заявление или мысль: “Меня нет”. Не забавно ли выглядит существование многочисленных гуру, самоутверждающихся над своими учениками и над остальной частью человечества своим отсутствием?
Легенда гласит, что Лао-Цзы, удаляясь из мира человеческого в отшельничество, вообще не хотел оставлять никаких высказываний о понимании жизни и уступил  лишь просьбе стражника оставить хоть какие-то наставления. Такова, якобы, история возникновения его чжанов.
Странное послание потомкам, в котором все основное содержится между строк, и тем самым обретает глубину и многозначность содержания. Но все равно существуют слова и мысли, сплетенные в строки, которые удерживают то, что между ними.
И тут опять невозможно избежать сомнения. Возможно Лао-Цзы - просветленный, некая полнота и гармония существования человека во вселенной, но являются ли строки его чжанов эту просветленность. Можно сколько угодно твердить их, но это не придаст им просветленность творца этих слов.
Вспоминается китайская сказка про тупого ученика, который проглотил горошинку и стал всезнающим... Если бы все было так просто - выучил слова и приобщился к совершенству - то в человеческом мире давно уже не было поющих, пишущих, стонущих о своих несчастьях и страданиях. В человечестве очень быстро уменьшилось бы число людей, получающих садомазохистское удовольствие от страданий.
Но вот уже не одно тысячелетие существует учение даосизма, а китайцы мало чем отличаются от других народов - так же опроблемлены.