Любителям пейзажной лирики

Вы – любитель закатов? Что ж,
Любуйтесь себе тихонько:
Ни один из них не похож
На другие вообще нисколько.

Зачем только тратить слова?
Зачем выжимать слезу?
Зачем ладонями согревать
Холодный асфальт внизу?

Среди миллиона проблем –
Голод, война, болезни … -
Не нашлось достойнее тем,
Чтобы сделался путь полезным?
 
Дураки ли поэты? Дуры ли?
Не чуют эти уколы?
Может, застряли на уровне
Где-то начальной школы?

Ладно, пускай остается им
Пустая игра словами…
Бог прощает идиотизм,
Лишь бы не воровали.

11.2019


Рецензии
Стих хороший, но вынужден не согласиться по мысли.
Пейзажная лирика - это самое сложное, что есть в стихосложении.
О том, что болит, рвёт сердце, содержит страсть и порыв, о любви, сексе, смерти - легко писать, и даже графоманские вирши иной раз захватывают некоторого читателя...
Но написать о закате или рассвете так, чтобы читатель не оторвался, не бросил на середине, а в конце сказал "Ох и нихрена ж себе, какая красота!" - вот это настоящее Искусство! И это требует подлинного мастерства, а не просто эмоции в рифму и столбик.

Виталий Бобышев   31.12.2019 14:44     Заявить о нарушении
К сожалению, Виталий, боюсь, что не встречал пока такого образца из пейзажной лирики, который вызвал бы такие чувства. Хотя и не исключаю их существование. Если подскажете - почитаю, я же не баран упертый :)

На эту тему я уже писал Татьяне Поповой 55, когда она задала мне вопрос по поводу моего отношения к пейзажной лирике. Позволю себе нескромно процитировать себя :):
К пейзажной лирике у меня отношение негативное. Оно у меня было всегда такое, но окончательно его Маяковский шлифонул. Помните, «Облако в штанах»:

мельчайшая пылинка живого
ценнее всего, что я сделаю и сделал!

Этим можно любоваться, но описывать нет смысла – будет хуже.
Мне кажется, что поэзия – это про то, что внутри, а пейзажи, закаты и прочие явления я вижу всего лишь как фон, но абсолютно никак не тему для взрослого, скажем так, человека.

Кстати, в одном из интервью Вера Полозкова как-то сказала, что давно уже не ищет источники вдохновения вне себя. И я ее понимаю в этом.

Но я ни в коем случае не отрицаю Вашего отношения к этому разделу поэзии, считая, что Вы имеете абсолютно полное право на свой взгляд, свое отношение, свои темы, свои эксперименты...

Да и вообще говоря представьте себе ситуацию, если бы мы (или Вы с кем либо еще) имели абсолютно одинаковые взгляды. Ведь и поговорить не о чем, согласны? :)

В любом случае, спасибо за рецензию.

С уважением,

Евгений Скибский   01.01.2020 23:23   Заявить о нарушении
Не встречали, говорите?
Ну если Вас и это не проймёт - тогда я "умываю руки". :)

Николай Заболоцкий. Гроза
**************************
Содрогаясь от мук, пробежала
над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась,
и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал
шевелится.
Низко стелется птица, пролетев
над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую
ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод
на темной руке,
Эту молнию мысли и медлительное
появленье
Первых дальних громов - первых слов
на родном языке.

Так из темной воды появляется
в мир светлоокая дева,
И стекает по телу,
замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут
и налево
Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами
круга земного,
Удивленная, смотрит в дивном блеске
своей наготы.
И, играя громами, в белом облаке
катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвётся цветы.

Виталий Бобышев   01.01.2020 23:29   Заявить о нарушении
Виталий, стих хороший, согласен. Тем более, как раз из того периода, который мне у Заболоцкого больше всего нравится 1946-1947 года. Я пару месяцев назад прочитал его небольшой сборник. Вообще, это не сильно мой поэт, но именно этот период как-то меня зацепил.

Однако согласитесь, это все же не совсем пейзажная лирика :)

С таким же успехом и это пейзажная лирика:

Гололед на земле, гололед,
Целый год напролет, целый год,
Будто нет ни весны, ни лета.
Чем-то скользким одета планета,
Люди, падая, бьются об лед,
Гололед на земле, гололед,
Целый год напролет, целый год...

Даже если планету в облет,
Не касаясь планеты ногами,
То один, то другой упадет,-
Гололед на земле, гололед,-
И затопчут его сапогами.

Гололед на земле, гололед,
Целый год напролет, целый год,
Будто нет ни весны, ни лета.
Чем-то скользким одета планета,
Люди, падая, бьются об лед,
Гололед на земле, гололед,
Целый год напролет, целый год...

Кстати, мое любимое стихотворение Высоцкого. Сквозь призму этого можно сказать, что я просто в восторге от пейзажной лирики :)

С уважением,

Евгений Скибский   02.01.2020 20:37   Заявить о нарушении
Я после того как узнал, что Высоцкий был наркоманом - опиатщиком(морфинистом), - он для меня вообще перестал существовать.
Слишком много всего плохого с этой дрянью было связано.
Сам не попался, конечно, но многие знакомые и "друзья" - да. В 90-х.
И квартиру обносил друг детства, и насмотрелся, как они умирают, и на ломки их и прочую хрень...
Это стихи не человека. Это стихи Мака. Отсюда и сила такая.

Виталий Бобышев   02.01.2020 23:20   Заявить о нарушении
Да, я тоже это слышал. И по поводу наркотиков согласен с Вами, но Высоцкого судить не буду. Да и вообще кого-либо.
Что касается этого стихотворения – думаю, вряд ли под наркотой написано. Год создания 1966 – мне кажется, вся эта дурь в его жизни в последние годы появилась.

Евгений Скибский   02.01.2020 23:43   Заявить о нарушении
Интересный диалог. Мне кажется: Поэт (с большой буквы) может писать про всё, если он наследит (из криминала) - то наследит. И строчка Николай будет связывать с Заболоцким, Гумилевым, Рерихом, Гоголем или с непоэтом N. Кто Поэт - скажет время. Но во все времена непоэтов - тьма, Поэтов - единицы.
Интересен и такой вопрос. Не встречал ответа у литературоведов. Ведь у Солнца и солнышек поэзии - достаточно проходных стихов, слабых строк, образов и т.п. Во-первых, шедевры не штампуются; во-вторых, на ошибках учатся. С уважением.

Колюня 2   25.01.2020 16:02   Заявить о нарушении
Николай, я так понимаю, намёк на "нашефсё" - Александра Сергеевича? :)
Ну так его самые слабые строки сильнее самых сильных строк последователей и подражателей. Я, чесс. говоря, сколько не пытался на него пародии написать - не получилось ни разу. Хотя и на Есенина и на Маяковского - получалось.
Это потом мне объяснили, что именно этот критерий и является "пробником" гения - его невозможно спародировать. Только обсмеять и обгадить, но не написать пародию.
У Пушкина всё совершенно, даже "грязные" вирши, с ненормативной лексикой.
То же и у Шекспира, Гомера, Басё и многих других "мессий" от Поэзии...

Виталий Бобышев   25.01.2020 16:45   Заявить о нарушении
В начале было слово - проходное творение, что не означает, что оно слабое, т.е. для читателя оно само по себе ничего не несёт. Хотя для самого Поэта может являться кирпичом или пробиркой в будущем, а для нас? И опять интересный вопрос - Шекспир, Гете так же сверкали бы на нашем небосклоне, если бы не перевод Поэта (Пастернака и др)? А слабые строчки и образы - а кто не без греха...

Колюня 2   25.01.2020 18:14   Заявить о нарушении