По конкурсу Предзимье. Фразеологизм

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2019/10/20/1972 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2019/11/30/5271 - Итоги конкурса

В данном конкурсе требовалось представить лирическое стихотворение, описывающее позднюю осень и первые признаки зимы. Это не обязательно должен был быть только пейзаж - конкурсное задание допускало включение авторских размышлений в качестве  дополнительных тем, но основным содержанием стихов должно было оставаться Предзимье. Второе задание конкурса: в тексте стихов обязательно наличие хотя бы одного фразеологизма. Заявленный жанр стихов - пейзажная лирика.

Приведу необходимые определения, которые авторам стихов для достижения успеха было полезно вспомнить перед выбором своих произведений на конкурс.

ЛИРИКА - это род литературы, воспроизводящей субъективное личное чувство или отношение к чему-либо, настроение автора. Лирическая манера повествования  предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на личном эмоциональном переживании.

ПЕЙЗАЖНАЯ ПОЭЗИЯ - это отображение стихами того, что поэт видит вокруг себя,  восхищение природой с помощью поэтического слова. Для этого жанра характерен красивый образный язык, использование тропов - метафор, эпитетов, сравнений и  характерного для этого жанра приема - олицетворения природы.

ФРАЗЕОЛОГИЗМ - это устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы), то есть, оборот речи, употребляющийся как единое целое. Во фразеологизмах (как и в идиомах) нельзя заменять или пропускать слова по своему желанию.

Именно своей устойчивостью фразеологизм отличается от таких выразительных средств языка, как метафора и эпитет, которые, как и фразеологизмы, тоже часто понимаются  в переносном смысле. Эпитеты и метафоры, как правило, отражают (должны отражать!) авторское восприятие того, что человек увидел, то, что он лично внес в процесс творческого описания природы. Не важно, что индивидуальный язык описания в поэзии скорее редок - мы все и очень часто повторяем стихами чужие тропы. Многие наши эпитеты и сравнения со временем стали предсказуемыми - банальными, но все-таки они еще не превратились во фразеологизмы, тем, что воспринимается в языке  целостно, что не терпит замены отдельных слов на их синонимы, что уже сродни идиоме - странному для иноязычных граждан и не переводимому дословно выражению, несущему совершенно конкретный и понятный смысл для носителя родного языка.

Разобраться, где мы имеем дело с очевидным ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ, где - только с ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМ СОЧЕТАНИЕМ (когда фраза может в какой-то степени менять набор слов, оставаясь при этом фразеологизмом), где с ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМ ВЫРАЖЕНИЕМ (готовыми речевыми единицами с постоянным лексическим составом и определённой семантикой - крылатыми фразами и речевыми штампами), где просто с УСТОЯВШИМСЯ или даже с банальным ЭПИТЕТОМ, а то вовсе  - с авторской МЕТАФОРОЙ, - бывает иногда трудно. Гуманитарные науки для человека с техническим образованием вообще мука: в них так часто всё относительно, всё только "в какой-то степени". На любой аргумент, касающийся определения филологического термина, всегда находится несколько противоположных "авторитетных мнений". Поэтому и я тоже не хочу в данном конкурсе ни на чем рьяно настаивать.

При проведении этого конкурса моей дополнительной целью было ПОБУДИТЬ УЧАСТНИКОВ конкурса, его судей (и саму себя!!) освежить в памяти итоги наших прошлогодних учебных тем, перечитать нужные статьи по стихосложению и подобрать на конкурс то свое стихотворение о предзимье (у каждого из нас такие есть во множестве, мне кажется!), где имеющийся фразеологизм ОЧЕВИДЕН, ЯРОК И УБЕДИТЕЛЕН. Но главное - УМЕСТЕН. Мало зарифмовать знакомый фразеологизм - "засунуть его в текст", надо ещё и хорошо прочувствовать его смысл, его область употребления, чтобы впросак не попасть! Лучше уж не очень убедительный фразеологизм, чем фразеологизм, применённый в тексте стихов "ни к селу, ни к городу" (вот вам, кстати, и пример моего фразеологизма!!!).

А теперь - стихи участников. Не все, конечно: всех стихов было бы слишком много для одной статьи. Только стихи, номинированные судьями. И тоже не все из них, а лишь наиболее интересные: на разбор всех меня точно не хватит! Фразеологизмы в тексте я выделяю заглавными буквами. Комментарии даю минимальные и только на то, что мне показалось недочётом.

******************************************************

     2. Предзимье. Гала Галка

Не зима, но уже и не осень,
А предзимье - капризный сезон.   
Все деревья, что золото, сбросив,
Засыпают с землей в унисон.   

Вновь на серость меняется просинь,
Облаков недоступная высь.               
А на нашем Цимляне, у сосен,
Лёд тончайший сверкает, кажись.

Крик гусей здесь давненько не слышен,
Холоднее стал ранний закат.   
Барабанит с утра дождь по крыше,
А к полудню сугробы лежат.              ?

Чахлость трав, белоснежная рыхлость
Постаралась быстрей занести.
Мышь не пискнет, вокруг всё затихло.
ТИШЬ, ДА ГЛАДЬ, ХОТЬ ШАРОМ ПОКАТИ.

Если мы уже сказали что "вокруг всё затихло", то "тишь да гладь" это уже повтор сказанного, избыточность. А "хоть шаром покати" здесь вообще не к месту - не хватает важного слова "пусто". И вообще идея склеить два фразеологизма в один мне не по душе. Как и слово "кажись" в пейзажной лирике, как и разговорное "Цимляне" (не тот стиль речи!), как и странное сравнение "Все деревья, что золото, сбросив" - разве золото - это то, что обычно сбрасывают??? Да и это разговорное "что" вместо "как" - тоже неудачный стиль речи для пейзажной поэзии. Не в восторге я и от построения и логики предложения: "Вновь на серость меняется просинь, облаков недоступная высь".

     3. Настроение - осень. Лина Чирко 

Жёлтые листья летят. Настроение – осень.
Утром над речкой и полем клубится туман.
БАБЬЕГО ЛЕТА погожий денёк светоносен,
И голубеет над миром небесный экран.

Робких снежинок полёт. Настроенье – предзимье.
Время как будто спросонья замедлило ход.
Скоро ноябрь проплывет  в полусумраке синем
Снежным ковчегом извечных тревог и забот.

Льдинки хрустят под ногой. Настроение – снежность.
Сердце умылось ручьями остуженных слез.
Но безмятежна душа,  в ней настояна нежность.
Грусть не отменит  обычный вечерний прогноз.

Время прощаться - прощай, настроение «осень»!
Город повяжет ажурный пуховый платок.
Хочется верить в пришествие радостных вёсен,
В спячку впадая, как снегом укрытый росток…

Не поняла логики фразы: "Грусть не отменит обычный вечерний прогноз". Могу только предположить варианты разгадок, но почему-то не люблю фраз, построение которых надо расшифровывать. Особенно, когда предыдущие предложения не предвещали такого развития мысли. И еще: тема этих стихов - не предзимье, это скорее мысли о смене разных настроений.

     4. Я здесь. Екатерина Падукова

Листвою устлана земля,
как будто золотые ливни
прошли, деревья оголя,
шагая широко и длинно...

Я здесь – душою ощутить
берёз глубокое молчанье
и мир земли, что свят и тих
в его огромном увяданье.

ИДТИ - КУДА ГЛАЗА ГЛЯДЯТ,
сквозь свет необычайно синий,
забыться в медленности дня,
дыша прохладою предзимья...

Принять печаль, что так близка
и так невольно изумила –
как появление цветка
средь погасающего мира...

И все-таки, здесь просится "оголив", а не "оголя", и не важно, что там говорят словари... "ОГРОМНОЕ увяданье" - это странный эпитет для процесса увядания,  можно было найти более точное слово по смыслу - долгое, глубокое, печальное... Не совсем поняла и фразу "идти... сквозь свет необычайно синий" - это о чем? Автор знает, но знает ли читатель?

     5. Поздняя осень. Елена Афанасьева 3   

Лето "СЛЕДЫ ЗАМЕТАЕТ",
Ветер "ГОНЯЕТ  ВОРОН",
День потихонечку тает,
Сумеркам  давшись в полон,
Солнце, устав, "БЬЕТ БАКЛУШИ"
И ни цветов, ни тепла...
Зябнут деревья и души,
Поздняя осень пришла.

Почему здесь фразеологизмы в кавычках? Сроду так не пишется, мы всегда понимаем их в тексте однозначно, а при такой записи, с кавычками, получается, что на самом-то деле и солнце не бьет баклуши, и ветер ворон не гоняет... Тогда зачем об этом писать? Да и употребление всех этих трех фразеологизмов меня скорее обидело неуважением к природе - к ветру, лету и солнцу, чем порадовало интересным авторским взглядом. 

     7. Дача Бенуа в Петергофе. Ольга Королева

На дороге – асфальт в заплатках.
Справа – древний морской уступ.
Слева – берег в осенних грядках.
Тьма сараев, теплиц, халуп...

Рваной ветошью кроет землю
Сильно стаявший первый снег.
Ветра нет – и тростинки дремлют.
Сны о прошлом – из века в век.

По тропинке бредет старуха
В шубе, валенках и платке.
Так ходили в войну, в разруху –
За водой с котелком в руке.

Возле моря, как в детской сказке,
Доживает свой век одна
Сторожихой с собакой хаски
В доме-тереме Бенуа.

Дом, вазоны в тонах пастели,
Парк – хранилище тишины –
Как библейский куст – не сгорели
В революцию, в две войны.

Нынче дача НА ЛАДАН ДЫШИТ.
Отрывается капитель...
Каплет прямо с дырявой крыши
В кабинет Бенуа капель.

Отвечает артрозным хрустом
На глухие шаги паркет.
Но посланием свет искусства
Проникает из прошлых лет.

Главная тема стихов, конечно, не предзимье, но пейзаж все равно есть. И стихи хорошие. И фразеологизм к месту.

     8. Предзимье. Лариса Кравц

Глаз не радует предзимье
Обнажённостью земли.
Кроны голые притихли
В ожидании зимы.

Реже птичье щебетанье,
Потемнел угрюмый лес.
С грустным осени прощаньем
Разноцветный мир исчез.

Одиноко чувства стынут,
Как пожухлая листва.
Приближается предзимья
Невесёлая пора.

Тучи серые нависли,
МУХИ БЕЛЫЕ летят.
Потускнели даже мысли.
Лето не вернуть назад.

Спать готовится природа,
Вся от холода дрожит.
Хрипло воет непогода
На обочинах души.

Носит ветер-коробейник
Потерявший вид товар.
Солнца луч, былой затейник,
Где-то прячет летний жар.

Сплошь тревожное унынье
Да безрадостный покой -
Это хмурое предзимье,
Овладевшее душой.

В стихах повторяются концевые рифмы: трижды "предзимье", дважды - "душа". И вообще многие рифмы здесь слабые: предзимье-притихли, листва-пора, стынут-предзимья, слишком много грамматических рифм. Я бы еще над техникой стихов поработала.

     9. Встречая утро декабря Светлана Салахова

Предзимье. Ночь. Ноябрь. Туман.
Эскиз. Набросок карандашный.
Сквозь календарь бредёт зима
На ощупь – в зарослях бумажных.
Должна раздать своё «добро» –
Мешки снежинок разной масти.
Штрихи непройденных дорог
Сотрёт её бесстрастный ластик.

То будет завтра. А пока
Царит ноябрьская тоска.

Зима НЕ ДРЕМЛЕТ. Ей пора!
Плетёт всю ночь искристый  иней.
Невозмутимо, до утра
Внесёт в картину свежих линий:
Раскрасит небо голубым,
Стволы пушистой кистью тронет...
И серый дым, осенний дым
Рассеется в её ладонях!

Взойдёт румяная заря,
Венчая утро декабря.

Фразеологизм не особо ярок, но задание конкурса выполнено. Небольшая неточность в предложении: "Внесёт в картину свежих линий: раскрасит небо голубым". В нем  стоит двоеточие, но вторая часть предложения совсем не является раскрытием  первой части, где речь идет о "свежих ЛИНИЯХ", потому что раскраска голубым - это совсем не про нанесение линии...

     10. Хандра. Лариса Семиколенова 

Абсентовою горечью настоян
Ноябрьский день. Стекает листьев медь.
В тумане вязком даже звуки тонут.
Чуть развидневшись, начало темнеть.

В такие дни не ладится работа.
Пустою книжкой тщусь себя развлечь.
Но резь в глазах, кривится рот зевотой.
И тянет под пушистый плед прилечь.

Не жду звонка, не проверяю почту -
Всё уже круг душе приятных лиц.
Хандра сожмёт в своих объятьях прочно,
Избавив от фантомных небылиц.

Пора предзимья... Я не в лучшей форме.
ХОЧУ УКРЫТЬСЯ В ЧЕТЫРЁХ СТЕНАХ.
И не ропщу - во всём судьбе покорна,
Отравлена, больна, обречена.

Скорее городской пейзаж, чем природный, но настроение предзимья передано отлично. У меня нет особых замечаний.

    11. Всё дышит предзимьем. Полонина Ирина

Свобода… Пленителен воздух и чист.
Озёрные глади подёрнув туманом,
Оставя гнездовьям желтеющий лист,
Она журавлиным летит караваном.

Последним дыханьем коснувшись лугов,
Траву обращая в хрустальные башни,
Звенит посреди поседевших стогов
Сухим колоском о замёрзшую пашню.

Прозрачен прохладой наполненный лес,
Сквозь тонкие пальцы дрожащей осины
С холодных, водой разведённых небес
Стекает ноябрь на холмы и низины.

Всё дышит предзимьем, метель – вестовой
ЛЕТИТ, ЗАКУСИВ УДИЛА, без ночлега,
И стонет свобода в ТОСКЕ ВЕКОВОЙ
Вдогонку усталым крестьянским телегам.

Кряхтя ездоки понукают коней,
Те тянут повозки за старые дышла
По мёрзлой стерне, да меж острых камней
На снег – ослепительно белый и пышный.

Отличные стихи. Нет замечаний. Разве что "оставив" было бы лучше, чем "оставя".

     12. Ершистый... Вита Осенняя   

Мрачен и сложен предзимний сезон,
БЕЛЫЕ МУХИ уже прилетели,
Зябко душе, клонит голову в сон.
Голые ветки дрожат от ненастья,
Плавает в лужах прозрачный ледок,
Снег перемешан с листвой разномастной,
А на стекле – одинокий листок.

Хочется съесть не одну шоколадку,
Завтра ПОВЕСИТЬ НА ШЕЮ вину,
Горько терзаться от слабости сладкой –
Быть у желаний приятных в плену.
Хочется с ленью дружить, БИТЬ БАКЛУШИ
И вечерами ВИТАТЬ В ОБЛАКАХ,
Вечную музыку Моцарта слушать
И затеряться в ушедших веках.

Если задуматься, он и не страшен –
Мокрый, суровый и хмурый ноябрь,
Просто он в дедушку с зонтиком ряжен,
Есть и у старого правда своя.
Он ПРОВЕРЯЕТ натуру НА ВШИВОСТЬ,
Плавно и мудро готовит к зиме,
Есть в нем какая-то, право, ершистость –
Самый проблемный у года в семье.

Здесь много фразеологизмов, что не главное достоинство стихов, куда важнее то, что они употреблены к месту. Нет замечаний к стихам.

     13. Утро. Наталья Зарайская

Туман с утра гардиной белой
Закрыл картины полотно:
Там голый сад под запах прелый
Рядился в мокрое рядно.
Там будто нищие стояли,
И руки тощие сомкнув,
Жизнь прославляли в идеале,
Надеясь на "одну волну"
С блаженной тихостью предзимья,
С морозной легкостью ветров,
Когда под робкий шелест клиньев
"МУХ БЕЛЫХ" сыпят на Покров
Под ноги или на ладони,
На чудом уцелевший лист:
Он умирать в грязи не склонен,
И по натуре - оптимист.
И верит: солнцем из-за тучи
Туман рассеется. И вот
Синицы стаями певучими
Сад заслонили от невзгод.

Гардины нет. И вдруг картина
Про осень ожила опять.
Поблекли краски палантина -
Простой пейзаж: "НИ ДАТЬ НИ ВЗЯТЬ".

Здесь тоже фразеологизмы по непонятной мне причине стоят в кавычках, что никогда не делается. Кроме того, их постановка в текст мне показалась искусственной. В концовке фраза с "ни дать ни взять" выстроена неудачно, фразеологизм здесь оборван и изменен (ни дать ни взять - <что-то>). И откуда взялся палантин, если речь была о картине? Предложение "Когда под робкий шелест клиньев мух белых сыпят (лучше "сыплют") на Покров" у меня тоже вызывает недоумение - каких таких клиньев? Видно, что автор (одна из немногих!!) писала стихи специально к конкурсу, что меня не может не радовать, но стихи пока еще сырые - требуют доработки их поэтического языка.

     14. Осенний триптих. Ярослав Добрый 

Сударь Сентябрь, я приветствую Вас, властелин,
Распорядитель расцвеченных перерождений,-
Вы, бабье лето чаруя и светом, и тенью,
Мир занавесите чудом осенних гардин...

Друг мой, Октябрь, сюзерен облетевшей листвы,
Ввысь запускающий стаи ключей журавлиных...
Ты, словно медиум, вдруг воскресивший любимых -
Жаль, что не сможешь вернуть наяву их, увы...

Над Ноябрём вьёт предзимье унылую нить...
Вот, обойти б твой минор переулками жизни,
Но говорят, что для Осени ТРЕТИЙ - НЕ ЛИШНИЙ,
Выхода нет - мне придётся тебя полюбить...

Здесь тоже особых замечаний нет, но есть размышление по 2-ой строфе: там все предложения относятся к октябрю, и к нему найден ряд тропов, его характеризующих, но все они разнородны: ОКТЯБРЬ - друг МОЙ, но сюзерен ЛИСТВЫ, он же - запускающий стаи ключей журавлиных (почему ключей???), он же и тут же еще и медиум... Куда было бы лучше, если бы был взят за основу ОДИН главный образ октября, а остальные предложения его бы дополняли и раскрывали родственными образами. А так - ощущение случайного набора сравнений, пестрота и разнородность ассоциаций. Не настаиваю на своей правоте, просто предлагаю всем подумать: всегда ли стоит "пересаливать" один и тот же объект множеством почти не связанных друг с другом ассоциаций?

16. Ожидание. Надежда Новицкая 2

Осень жмётся к земле под берёзами,
разметавшись кудрями листвы,
сыплет с неба дождями раскосыми,
натянув серых туч тетивы.

Только нам уж претит и обличие,
и капризный изменчивый нрав —
от немолчного гомона птичьего
до пожухлых, свалявшихся трав.

Мы так ждём чистоты, безмятежия,
чтобы воздух был колок и яр,
чтоб стелились ковры белоснежные,
где вчера ещё бился пожар.

Чай с мороза, варенье и шанежки,
пальцы стылые к печке прижать,
чтоб лепились снежки, мокли варежки,
и румянились щеки опять.

Будет жизнь под ногами похрустывать,
и надежда сверкать на ветвях,
мы ж — крутиться НА ЛОЖЕ ПРОКРУСТОВОМ
дат, отмеченных в календарях,

Когда мир, в ожидании праздника,
экономит, скупает, хранит,
достаёт из духовных запасников —
просто в дар, до получки, в кредит.

В предвкушеньи чудес фейерверочных
и гипноза блестящих шаров,
будем вечно топтаться в примерочных
и бежать из промёрзших дворов.

Но в разгар, наконец-то!, веселия,
средь любимых, родных иль подруг,
загрустим, вспоминая весеннее,
и про отпуск подумаем вдруг.

Где ж тот перл, что блажится и чается,
лучший — к нитке сияющих их?
Лист прозрачный на ветке качается,
как стиха незаконченный штрих...

Хорошие стихи, и даже неологизм "безмятежие" показался уместной и удачной находкой, и язык стихов - богатый, интересный, и рифма замечательная "похрустывать - на ложе прокрустовом". Единственное замечание - это распад ритмического ударения (кОгда) в предложении "КОгда мир, в ожидании праздника, экономит, скупает, хранит". Жанр, конечно же, на грани - скорее городская лирика с философскими рассуждениями, чем пейзажная, но речь так или иначе идет о времени предзимья!

    17. Предзимье. Сергей Ясонов

                Жизнь замерла, ДОЙДЯ ДО ТОЧКИ
                Осенней, пасмурной порой.
                Души витающий настрой
                Последним падает листочком.
                Но чертит иней круг второй.
                Предзимье… Нет, не в мрачных красках
                Жизнь представляется –  игрой.
                В ней предвкушенье светлой сказки.
                АббАаДаД
Посеребрённые луга
Блестят на солнце утром ранним.
Еще не первые снега
Резвятся по полям бескрайним.   
Лишь иней легкой паутиной            
Коснулся утренних лугов,               
С рассветом завершив картину.
Последних несколько штрихов.
                аБаБСдСд
У пышных трав нарядный вид.
Пусть век серебряный продлится,
Поэта сердце вдохновит.
Строка витает на странице,
Являясь важной героиней               
Сюжета. Жаль, не вечен бал.            
Царит пока не тает иней   
Среди замерзших луж-зеркал.               
                аБаБСдСд
Спеши пройти, как по мосткам,
С рассветом по траве хрустящей.
Лови момент. Жизнь коротка.
Цветов хрустальных и блестящих
Коснется луч.  Пролог в романе:   
Есть чистый холст - для жизни фон.
Твори! Луг, что с рассветом ранним
Блестел,   вот-вот исчезнет он..
                аБаБСдСд

Серебряный недолог век.
Его финал не за горою
В ТОЙ ЖИЗНИ, ЧТО ЗОВЕМ ИГРОЮ.
…А к ночи выпал первый снег.
сДДс

Здесь, к сожалению, не выдержана единая рифмовка строф. Стихи ближе к философской, чем к пейзажной лирике. Да и  лирика ли они? Слишком уж выражено здесь обращение к человечеству - ВЫ, слишком слышна везде повелительная форма...

     18. Осенняя тоска. Александр Белицкий   
 
Заиндевелое лицо продрогшей осени,
Сухих ветвей полиартрит да листья с проседью.
И холода уже приходят эшелонами,
И кости шпал хрустят у рельсов под вагонами.

Дом остывал ВО ТЬМЕ КРОМЕШНОЙ домовиною,
И как пятном родимым, путь забрызган глиною.
Последний клён шумит растрёпанной причёскою,
И солнце в небе тлеет тусклой папироскою.

Орех согнулся на пригорке в три погибели,
С ветвей орехи, будто зубы, ветры выбили,
Они рассыпались без счету по окрестности,
Врастая в землю с ощущеньем бесполезности.

Забьюсь я в самый дальний угол, спрячусь истово,
Пока свинцовой дробью снова дождь не выстрелил.
Закрою ставни чувств хотя бы на мгновение
И пережду, пока пройдёт тоска осенняя.

Формально заданию все соответствует. Но стилистика языка мне здесь совсем не нравится: тоже изобилие разнородных образов, но еще и не только "пересаливание" ими, но и грубая бесцеремонность по отношению к природе или к месту:  "полиартрит", "хрустят кости", "остывал домовиною", "будто зубы выбили", "свинцовой дробью" - для меня это всё излишне физиологично и уничижительно по отношению к сезону, который человек явно не любит. И, боюсь, что тут дело даже не в нелюбви к поздней осени персонажа, а просто в ощущении того, что автор набрал все сравнения в строку без пропуска их через свое личное наблюдение или переживание, что он просто подыскивал любые максимально "жесткие" тропы ради тропов, лишь бы удивить читателя оригинальностью...

    21. Пейзаж с фразеологизмами. Фили-Грань

Вроде, Осень ИДЁТ В КАНОССУ:
Бабье лето давно сдалось.
Но и Зиму ОСТАВИТ С НОСОМ –
Пусть не пляшет! Поймёт авось.

Скверик пуст: шуганула пары –
Поцелуйный сезон закрыт.
У помоек вороньи свары –
Есть что ставить Зиме на вид!

Цвета мало – гризайль голимый.
Речка песни забыла петь.
Тучи мрака мрачней: гонимы! –
Хлещет ветра сырая плеть.

Листья сброшены, КАРТЫ БИТЫ,
Кончен Осени карнавал.
Время Белой грядёт сюиты –
Холод Зиму короновал.

Что ж, пора. И не Осень даже –
Жизнь оглянется у плетня.
Покаянья обряд отлажен…
О! Предзимье – епитимья…

Почти все олицетворено. Интересные, яркие фразеологизмы, причем все к месту, удачно вписаны в содержание - чувствуется прекрасное владение русским литературным языком. Написано стихотворение абсолютно небанальными фразами - с авторским видением, по-своему: и пейзаж предзимья в стихах дан, и настроение персонажа передано, и интересные мысли есть... Единственная фраза, где я бы внесла правку, это "покаянья обряд". Покаяние - это точно не ОБРЯД.

     22. Последний листочек оторван. Алла Константиновская 
 
Последний листочек оторван,
ЗАЧИТАНА осень ДО ДЫР,
Вороны  в костюмчиках скорбных
Чернеют среди наготы.

Толпятся сердитые тучи,
Грозятся, что лопнут по швам,
Наполнены снегом колючим
С унылым дождем пополам.

Предзимье сошло тишиною
На вечер, НЕ ВИДНО НИ ЗГИ,
Назавтра на крыльях иное
С зарей принесут снегири.

Морозец ударит, и вскоре
Заблещут глаза темных луж,
Снег выпадет льдисто-лазорев
Серебряным вестником стуж.

Развесив лохматые уши,
Покажется пёс в конуре
И радостно бросится тут же
По свежему снегу ко мне.

Хорошие стихи, у меня нет замечаний к ним.

     24. Опадает листва... Наталья Чаплыгина

Опадает листва, осень вяжет узоры из грусти,
Индевеет трава в ожидании скорой зимы.
Я была не права, полагая: тоска всё ж отпустит,
И улыбка моя перестанет быть взятой взаймы.

Крепко душу  тисками сжимает злодейка-разлука,
Нити длинные рельс и перрон – новой жизни исток.
Нам с тобой предстоит жить теперь вдалеке друг от друга -
Это страсти запретной печальный, но верный итог.

Я вчера солгала, говоря, что тебя разлюбила.
Хорошо, что поверил, для правды ведь не было сил.
Во спасение ложь, я с ней сделку всерьёз заключила,
Чтоб меж мной и семьёй ты годами ВПОТЬМАХ НЕ БРОДИЛ.

Провожает меня до вокзала холодное утро.
Город нашей любви приготовился зиму встречать.
Цвета рыси ковер под ногами снежок чуть припудрил,
Чтоб следами на белом: «Прощай!» - я смогла написать.

К сожалению, это не пейзажная лирика, а интимная. Не по заданию конкурса. 

     25. Сны ноября. Марина Фомина

О, сны ноября – миражи и обманы…
Слепая заря окунулась в туманы,
Озябла в промокшей прозрачной сорочке,
Дрожит, как осиновый тонкий листочек.

В потёмках в холодном лесу заплутала,
До самого полдня бродила – устала,
Упала без сил, ОБЛИВАЯСЬ СЛЕЗАМИ,
В предзимнюю стынь с затяжными дождями...

Хорошо. У меня нет замечаний к стихам, точнее  - к этюду.

     26. Предзимье. Геннадий Солодилов

Обессилило небо за лето,
Облака уронив до земли,
Так железо роняют атлеты,
На табло зажигая нули.
Ветер с мрачным унынием тащит
Стылой влагой напитанный хлам,
Ржавый лист выметает из чащи
С хвоей прошлой весны пополам
Наши меньшие братья (и сёстры)
Понимают: «ЗИМА НА НОСУ»,
Ёжик жир накопил себе толстый,
Обновил мех на шубке барсук.
Те, в ком страх пред морозом, бураном,
Прокричав домоседам: «Пока»!
К ЗЕМЛЯМ ринулись ОБЕТОВАННЫМ,
Раздвигая крылом облака.
Как приветы от злой завирухи
Прилетают всё чаще с небес
Симпатичные БЕЛЫЕ МУХИ –
Провозвестники снежных завес.
Приумолкли вороны и галки,
Где-то хрипло кричат петухи...

Муза рядышком дремлет в качалке
И в строку не ложатся стихи.

Нет замечаний к стихам, все выполнено хорошо!

     27. Юрьев день. Яна Яблоко

Поздней осенью лес печалится.
О, как пусто в его дворцах!
Золотую листву отчаянно
Дождь вбивает в дорожный прах.
Небо тучами занавесилось,
Ели хмурой стоят стеной,
Йодлем птица не крикнет весело –
Онеменье... Лишь ветра вой
Слышен между ветвей, окрашенных   
Ежевичною чернотой.
Ночью волки завоют чащами –
ЮРЬЕВ ДЕНЬ входит в лес густой.
.
Ходит зверем… вдруг хрустнет веткою –
Очи волчьим горят огнём.
Лихолетья не СМЫТЫ ЛЕТОЮ –
Осторожны слова о нём.
Дрогнет небо снежинкой хрупкою,
Напорошит седины пням,
Одаряя деревья шубками,
Иней вешая по ветвям.

Обернётся люд – по приметам всем
Ждать холодной и злой зимы.
И в колодцах звучит ответное
Дребезжанье воды. И мышь,
Абсолютно примет не ведая,
Ягод в норку натащит впрок,
Спелых семечек, сдутых ветром, и
Комковатый сухой сырок.

Осень в жутком оцепенении
Растворяет зиме окно,
001 001 01
И впускает в свои владения
Индеветь борей ледяной.
001 010 01
Скоро-скоро метель буранная
Налетит на озябший лес…
Ехать осени тропкой санною
Без оглядки в страну Велес.

Немного смущает последняя строка - страна ВелЕс. Страна ВЕлеса - другое дело... И еще мешает инородная строка амфибрахия, втесавшаяся в ритмику анапеста: "Индеветь борей ледяной."

     28. Осень поздняя кружится по аллее... Галиаскарова Елена   
 
В модном платье, курточке и платке,
Горсть кленовых листьев держа в руке,
Я брожу по городу налегке
И встречаю внезапно хмельной октябрь.
Он в блестящий кожаный плащ одет,
Держит зонт в руках и махровый плед,
Говорит мне: "СКОЛЬКО ЗИМ, СКОЛЬКО ЛЕТ…"
И садится на облачный дирижабль.

Перламутром светятся небеса,
Раздаются чаячьи голоса,
По щеке моей вдруг бежит слеза,
Горизонт вдалеке от дождя темнеет.
Улетит октябЫрь на целый год,
Вслед за ним ноябЫрь шальной придет,
На реке застынет зеркальный лед...
Осень поздняя кружится по аллее…

Здесь ритмика второй строфы поддерживается только фонетически - произнесением "октябЫрь" и "ноябЫрь". Что иногда встречается в поэзии, но если уж подавать на конкурс - то лучше было бы озаботиться правкой...

     30. Чернозимье. Елена Заостровцева

Что за скверная погода -
Мир простуженный, больной.
У него озноб, тревога
И проблемы с головой.
Зябнут шеи, ноют спины,
Киснут души и умы...
Чернозимье, чернозимье -
Две недели до зимы.

           Дождь топочет, словно ёжик -
           Неприветлив и колюч.
           Ёлки, фыркая и ёжась,
           Чешут шёрстку мокрых туч.
           Мы гребём в подводном мире -
           Щуки, крабы и сомы...
           Чернозимье, чернозимье -
           Две недели до зимы.

Беспризорная, как кошка,
Мёрзнет в космосе Земля.
Кто бы взял её в ладошки,
Согревая, веселя -
Одиноко ей, родимой,
Посреди вселенской тьмы...
Чернозимье, чернозимье -
Две недели до зимы.

        ... Дом согрет неярким светом,
            В кухне вкусная еда.
            Нам с тобой тепло под пледом,
            Даже жарко иногда!
            И в ненастье сохраним мы
            Наше счастье и покой...
            Чернозимье, чернозимье -
            ДО ЗИМЫ ПОДАТЬ РУКОЙ...

Хорошие стихи, замечаний никаких нет.

     32. Цыганкой в жёлто-красной шали. Татьяна Баракина Роксана Ланд 

Цыганкой в красно-жёлтой шали
Шаталась осень по дорогам -
Её вчера ВЗАШЕЙ ПРОГНАЛИ,
Бродяжке пригрозив острогом.

Она рукой в сердцах махнула
И прочь пошла — навстречу ветру
От человечьего разгула…
Исчезла в мареве рассветном…

Проснувшись, люди изумлялись,
Что за ночь все исчезли краски -
Насколько глаз хватало, дали
Белели…Да, такой развязки

Никто не ждал — исчезла осень…
Зима снега по миру носит. 

Нет замечаний, хорошие стихи.
 
      39. Предзимье. Станислав Фишель

Листва опала  грудами  купюр,
С ручьями уплывая в неизвестность.
Остатки треплет ветер-самодур,
Теперь  ему  доступна  вся  окрестность.

Оставшись БЕЗ КОПЕЙКИ ЗА ДУШОЙ,
Лишилась осень сил и пала духом,
А первый гость, морозец небольшой,
Стеклянит лужи, чтобы стало сухо.

В местах, где птичек я кормлю давно,
Ворона мне ВСЕ УШИ ПРОЖУЖЖАЛА,
Что, вот зима наступит всё равно,
А у неё в запасе корма мало!

Мне жаль её до глубины души,
Ведь ей не улететь в чужое лето…
Да ВСЁ ПУТЁМ! И лучше не спешить
Давать вороне мудрые советы.

Хорошие стихи. Замечаний нет.

     40. Межсезонное. Илья Бестужев
 
И вновь – зима на низком старте,
И застишилось – так пиши,
Строчи, с судьбой играя в карты
На раздевание души.

Пускай строка змеиным жалом
Скользнет меж реберных оков,
На темя упадут скрижали,
И станет – просто и легко.

И БУДЕТ ДЕНЬ, И БУДЕТ ПИЩА,
И будет светел горизонт.
И тишина. И скукотища.
И послегрозовой озон.

И будет штиль. Табачность пифий.
И только, листьями шурша,
Уйдет гулять в пространствах рифмы
Полураздетая душа…

К сожалению, это не пейзажная лирика. И даже не лирика, а стихи размышления о творческом процессе. Не по заданию конкурса.

     41. Отъезд. Ольга Флярковская   

Тянем день глотками редкими –
Прежде ПИЛИ дни ВЗАХЛЁБ.
Растопыренными ветками
клён листву под ноги сгрёб.

Дым плывёт над огородами,
А с небес... ни то, ни сё:
То ли зябнет дождь от холода,
То ли снежный прах несёт.

Даль к обеду в темень канула...
Веет сыростью и сном.
Льдом хрустят щебёнки гранулы
Под спустившим колесом.

Но ещё так ярко помнится
Нитка горьких рыжих бус,
Комаров живая звонница,
Поздних яблок винный вкус...

Чёрный клён в окне качается,
В свете фар блестит трава...
С чем-то большим мы прощаемся,
Чем нам кажется сперва.

Нет замечаний, прекрасные стихи - свежие, авторские и не надуманные, а точно подмеченные, увиденные в природе образы.

     42. Налей-ка нам вина на посошок. Инна Заславская
 
Налей-ка нам вина на посошок -
Мы в город возвращаемся под вечер.
Сезон садовых дел уже прошел
И больше здесь развлечься будет нечем.

Шумит за домом старая сосна,
Вороны подпевают непогоде.
В такие дни особенно видна
Разруха во саду ли, в огороде.

Не то чтобы ленив иль неумел,-
Ненастье все труды лишает смысла:
Цветник уже изрядно поседел,
Сухие стебельки, как коромысла,

Изогнуты намерзшею водой.
Как тягостны предзимние картины -
В них чувствуешь разлад с самим собой,
Безвыходность СИЗИФОВОЙ рутины.

Пока еще совсем не замело,
Укладывай пожитки поскорее.
В МОСКВУ, В МОСКВУ! Там стены и тепло
От вовремя включенной батареи.

Денек-другой, неделя, может, пять -
Для отдыха Сизифу много ль надо?
Но все стыдней и горше вспоминать
Побег из неприкаянного сада.

Предательство такое не в чести,
Но сад не укорит тебя виною -
Забудет всё и всё тебе простит,
Когда вернешься раннею весною.

Прекрасные стихи, нет никаких замечаний.

     44. Декабрь. Рита Волкова

Долго декабрь увивался ВОКРУГ ДА ОКОЛО,
Ждал, чтобы всё на свете насквозь промокло.
Ох и сомкнул он тогда ледяные челюсти!..
Мог бы на горле, чтоб сразу. Да много чести!

Лёд на реке опоясал он мёрзлым берегом,
С улиц прохожих гнал торопливым бегом.
Землю на сумрачных кладбищах сделал каменной,
Под ноги оттепель сыпал небесной манной.

Женщине, что разлюбила, с глазами белыми,
Густо закрасил волосы свежим мелом.
Злую тоску нагонял вечерами чёрными.
Птиц снежной кашею потчевал вместо зёрен.

Как ни лютуй, день короткий - не хвостик заячий.
День подрастёт! На морозе дыханье жарче.
Солнце весною до льда и до снега голодно.
Сгинет декабрь от руки молодого года!

Нет замечаний к стихам, все хорошо, за исключением того, что стихи о зиме, а вовсе не о предзимье.

     45. Подаёт. Наталья Матвеева 5 

Октябрь заработал на фрилансе*
у рыжих крон охапки медяков.
А на Югре, где в чумах ханты-манси,
пурга метёт уже БЕЗ ДУРАКОВ.
И медленно сгущаются мазки
безвременья. И левой не с руки
гадать, сколь щедро подаёшь ты правой
голодному у хлебного лотка.
Насытившись столетнею отравой,
семнадцатый уходит с молотка.
Брусчатку век меняет на асфальт,
не завершив октябрьский гештальт.
А в скверах вечер курит сладкий ладан,
и точно нищий, старый акведук,
туманами лоскутными заплатан,
топорщит пальцы - может подадут...
Подай ему и подивись слегка,
когда оленьи** вырастут рога
над Яузой, осьмнадцатью приточной***.
Крадётся ночь пуантово-мысочно,
и закрывает лунный календарь.
В экране Сочи косит под Валдай**** -
Валдаю с той косьбы не перепало.
А люди тяготеют к городам,
зачёркивая в памяти лекало
от профиля фамильного гнезда,
где в слойке тают яблоки с корицей,
а утро пьёт с нагрудника синицы
и солнце выпускает из тенёт.
И Бог там подаёт и подаёт...

У меня очень большие сомнения в том, что эти стихи - пейзажная лирика. Отдельные фрагменты с пейзажем все равно не спасают...
_______________

На этом всё. Прошу прощения, что в этой статье я акцентировала внимание только на недостатках, а хорошие стихи не расхваливала, как это делаю обычно. Но хорошие стихи хороши во всякий день, их ни с чем не спутаешь! Тем более, что в этом конкурсе хороших стихов набралось великое множество. А нам надо учиться на ошибках - это куда полезнее!

Спасибо всем, кто прислал заявки на участие - благодаря вашей активности появляются эти статьи, которые кому-то могут оказаться нужными. С уважением, Ваша Алкора. 30.11.19.