Этика торговых отношений в супермаркетах

Светлана Николаевна Жилинская
Для начала, следует отметить, что в супермаркетах своя особая торговая атмосфера, которая диктует поведение в процессе купли-продажи товаров. Огромное помещение супермаркета и большое количество товаров подавляюще воздействуют не только на покупателей, но и на, обслуживающий торговый процесс, персонал. Дополняет подавление большое количество покупателей, что-то ищущих и громко согласовывающих свои покупки друг с другом. Некоторые, редко посещающие супермаркеты, люди чувствуют себя усталыми после выхода из торгового центра. Иногда покупатели задают обслуживающему персоналу супермаркетов много вопросов, на которые чаще всего хочется ответить: "Смотрите сами."

Ремарка.
Профессиональными заболеваниями торговых работников, помимо заболеваний опорно-двигательного аппарата, являются, скорее всего, головные боли, проблемы сердца и дыхательных путей.

В связи с большой нервной, эмоциональной и сознательной нагрузкой торговых работников, хочется предложить этические нормы во взаимоотношения - продавец-покупатель в процессе купли-продажи.
Начать посещение мест торговли нужно с их выбора: по географической близости, "по карману" и по товарным предпочтениям в наличии.
Однако, нужно понимать, что в супермаркетах и иных торговых учреждениях, (далее по тексту - супермаркеты),  у вас нет знакомых в штате обслуживающего персонала, даже если они там есть. Если в каком-то супермаркете у вас работает знакомый вам, в быту, человек, то следует избегать посещения этого торгового места или, как минимум, встречи с ним на его рабочем месте.
Следует учитывать, что продавец, обслуживший вас в своем отделе, более одного раза и вежливо, при этом, общающийся с вами, не является вашим знакомым. Обращаться к нему каждый последующий раз, нужно как в первый раз.
В супермаркетах весь товар открыт обозрению и распределен по торговому помещению, для удобства покупателей, секционно.  Это удобно покупателям, поскольку предлагает выбор и возможность уделять ему достаточное, для окончательного решения, время. Это удобно для обслуживающего персонала, так как избавляет их от потребности отвечать на вопросы: "Что это...?" и "Где найти...?" Их работа заключается в своевременном отслеживании наличия заявленных ценниками товаров.  Если ценника нет, а товар есть или если ценник присутствует.на полагающемся ему месте, а товара нет и не обозначено, что он в пути, то покупатель имеет право спросить: "Есть ли этот товар в наличии?" и "Можно ли его получить прямо сейчас?".  Спрашивать нужно у торгового сотрудника, находящегося в районе соответствующей торговой секции или дождаться его прихода в район этой секции или обратить на себя внимание, находящегося в другой торговой секции, сотрудника. При этом не следует беспокоить торговых работников за розничными прилавками в супермаркетах.
Вопросы о ценах на товары, при наличии ценников, неэтичны.
Можно задавать вопросы о наличии большего, чем есть на полках, количества товаров.
В современных супермаркетах не везде предусмотрены камеры хранения для временного хранения вносимых покупателем аналогичных, продаваемым в супермаркете, товаров.
Лучше всего приходить в супермаркет не только сытым, а потому и жадным, но и без, хоть каких, покупок.
Так покупатель избавляет себя от тревоги за оставленный без присмотра товар или от реальной возможности не оправдаться за него, как за неоплаченный вынос товара. Такая ситуация подавляет неприятностью все участвующие в споре, стороны и может иметь негативные последствия финансово-административного характера.
При входе в торговый зал супермаркета находиться охранник (-и). Если он находиться рядом с вами, лицом в вашу сторону, то с ним нужно поздороваться и, не ожидая ответа, отправиться в торговый зал. В ином случае охранника не следует беспокоить.  Таким образом покупатель настраивается на процесс поиска и нахождения товаров в уважительном состоянии законопослушного гражданина и высказывает уважение торговому учреждению, а охраннику будет приятно.
Состояния охранника и покупателя влияют на общую ауру помещения - атмосферу торгового зала.  Здороваться с торговыми работниками в зале и с кассирами на выходе из торгового зала не нужно, чтобы не отвлекать их от работы или от отдыха и не нагружать необходимостью говорить вслух и отвечать, особенно, на вопросы типа: "Есть ли в вашем магазине?...", '"Подойдет ли мне?...". Ответы на такие вопросы, практически всегда, обьективно обусловлены незнанием ситуации с покупателем и товаром и их можно сформулировать следующим образом: "Пройдите и посмотрите сами".
Перемещаться по торговому помещению можно в любом направлении и в любой последовательности движения. Желательно, при этом, исключить общение по мобильному телефону или сделать его минимально коротким и максимально тихим. В торговом зале исключается перекрикивание друг с другом и громкий разговор хоть на какие темы, включая тему покупок.
Здороваться с торговыми работниками за прилавком и в торговом зале нужно односложно и тут же переходить к вопросу. Вопрос следует задавать кратко и конкретно об отпуске товара.
Можно не ставить себе в вину, если вы, по какой-то причине, не поздоровались с торговым работником, но при этом вежливо попросили его о торговой услуге
Весь товар в супермаркете выложен таким образом, что практически и за редким исключением, избавляет покупателя от потребности просить показать его.
Поэтому разговор покупателя и торгового работника за прилавком должен быть односторонне кратким.
Покупатель:
1.Здравствуйте.
2. Покажите мне, пожалуйста ....
3. И/или Взвесьте мне, пожалуйста,...
4. Спасибо.
Продавец, при этом, может ограничить свое вербальное общение до "здравствуйте' и "пожалуйста", а может дополнить интерпретациями от "что вы хотите?" или вообще не отреагировать на вербальное обращение ответом вслух, а молча осуществить заказ покупателя.
Следует понимать: очередь в кассу не место для вербального общения, которое отвлекает кассира от денежных операций и делает его усталым. В очереди в кассу покупатели должны молча ожидать обслуживания находящихся впереди покупателей.
Вопросы задает кассир.
Покупателю нет необходимости задавать кассиру вопросы о товарах, включая цены, кроме вопросов о бонусных карточках супермаркета и уже после оплаты товара и в случае, если этот покупатель собирается их приобрести. Ответы на вопросы кассира должны быть краткими в формате."да-нет" и конкретными. Кассир задает вопросы, которые имеют скорее всего имиджевый характер и позволяют ему расслабиться после предыдущего покцпателя, а покупателю почувствовать себя достойным и уважаемым человеком. Но, безусловно, вопросы имеют отношение к торговому процессу и его качеству, оплате товара и его упаковке. Покупатель сам, (если иное не предусмотрено практикой торговой деятельности супермаркета), упаковывает свою покупку и прощается с охранником, если тот находится перед кассами лицом к покупателю. С кассиром.можно не прощаться, особенно если он, (она), уже обслуживает следующего покупателя.

Все, все покупки совершены; и покупатели в хорошем настроении уходят из супермаркета и с гордым видом, пешком добираються домой, на кухню, к плите...

2о19г.

Рубрика "Мнение"