народософия, социолингвистика и социология - 6005

Август Май
народософия и социолингвистика
06:03
Публикация номер 6005


поскольку народная мудрость сегодня связывается с достаточно узким кругом явлений языкового порядка, даже Уже - лишь с народной словесностью - необходимо обозначить специфику народософии как перспективной исследовательской дисциплины.

прежде всего, отметим, что социолингвистика изучает факты взаимодействия языка и общественных явлений, тогда как народософию интересует такой аспект общественного сознания, как выработка позитивных ориентиров социального поведения  личностей и социальных групп, фиксируемых в различных проявлениях языкого материала, в том числе, и в народной литературе, однако - не ограничиваясь ей.

в этом аспекте необходимо прежде всего обозначить различие сознания индивида и общественного  сознания, поскольку именно взаимодействие их определяет влияние общества на поведение индивида и социальных групп, и взаимодействие материальных воздействий и представлений, как внутри индивидуального сознания, так и неких общих норм, как зафиксированных явственно в различнях сферах, так и вполне неявных, но, тем не менее,  способных влиять на поведение личностей  и групп весьма заметно, вплоть до определения поведения.

скажем, если говорить о таких регулятивах, как право и закон, явных общественных  установлениях, необходимо понять, что их воздействие на индивида имеет двойственный характер: как направленных на  устрашение личности, предупреждающих её антиобщественное поведение, так и на некие внутренние установки личности, впрочем, как те, так и другие, - способные утрачивать как сиюмоментно, так и на длительный период своё значение регулятивов поведения, что вызывает нередко скепсис обыденных представлений относительно и внутренних установок личности, считая, что их неабсолютное воздействие означает их полное отсутствие, так и внешних норм, считаемых искусственно навязанных некими общественными институтами, способными востребовать их исполнение личностью посредством принуждения, тогда как поведение личности не определяется даже в большой мере принуждениями, лишь учитывается внутри личности как один - а не единственный - фактор выработки личного поведения в ответ на обстоятельства, для предупреждения последствий и исполнения намерений и планов личности.

конечно, внутри личности система регуляторов отправляется от неких безусловных основ, как инстинкт самосохранения и представление о самосохранении, настолько проникающих друг в друга, что вовсе обыденным сознанием не различаются, по меньшей мере их самостоятельность представляется совершенно несущественной, тогда как ситуации, где самостоятельность каждого становится крайне важной - например, в ситуации личного суицида.

эти внутриличностные структуры при их существенном и даже определяющем влиянии не единстенны, например, существуют в индивидуальном сознании такие системы, как самоуважение и самопозиционирование,  способные пренеьреоаться личностью, а, возможно, даже преферентивные в отношении спмосохранения - человек, возможно, ради сохранения и даже повышения своего социального статуса может, а иногда или часто пренебрегает своим самосохранением.

в общественном сознании существуют соответствующие внутренним регуляторам внешние установки, ориентиры и требования, правила, в той или иной мере в той или иной ситуации  учитываемые личностью, отчего обыденным сознанием считаемые неэффективными, и потому иногда пренебрегаемыми и из-за этого приводящими личность иногда к конфликтам, в том числе с обществом, иногда даже при наступлении негативных из-за этого последствий совершенно не воспринимаемых личностью в качестве причин негативной реакции других личностей или общества.

необязательность внешних норм порождает скепсис обыденного сознания, несмотря на безусловный авторитет фиксированных внешних установлений вроде правовых или этических норм, тем более, что существует видимость крайней неэффективности нормы, скажем, морали - в реальных ситуациях правильное поведение чаще даже ведёт к большему ущербу для личности, чем неправильное, так что моральные принципы представляются некими книжностями, лишь "украшениями", предназначенными для того, чтобы себя должно позиционировать как положительную личность, внутри укрепляя себя в качестве вполне отрицательной личности, руководствующейся в своём поведении отрицательными установками - лживостью, мстительностью, и тп.
тем не менее, пусть личность может не замечать этого часто не замечает, внутри неё эти по её мнению эфемерные позитивные правила имеют статус неких столпов, постоянное пренебрежение которыми хотя даёт личности тактический выигрыш, разрушает самую личность, хотя она и не замечает этого, пренебрегает этим, часто считает свою отрицательность достоинством, но разрушается, становясь для окружающих дурной, отрицательной личностью - на самом деле - квазиличностью.
что данный индивид почти всегда старается скрыть, потому что явный статус отрицательного индивида почти всегда мешает ему эффективно действовать в свою пользу.

мы рассмотрели некоторые аспекты народософского представления об общих и частных моментах основ народной мудрости.

      01 декабря 2019 года примерно 07:24


***