Рынок

Ольга Поликарпова 2
  На оживленном перекрестке был рынок. Давно. Кажется,  он был всегда. Бабушки-дачники продавали летом огурцы, помидоры, ягоды, зимой - тоже самое, но закатанное в банки. Если на рынке было много клубники, и цены самые «некусачие» - значит  был конец июня, если вишня – конец июля. В первую неделю июля появлялась земляника. И я, когда проходила мимо, с некоторой завистью поглядывала на продавцов, перед которыми стояло ведро, полное ягод, или даже несколько – неужели в одиночку? Мои самые грандиозные достижения в этом смысле были – ну, трехлитровый бидончик (мимо рта же тоже не пронесешь). Осенью продавались грибы, и рядом с ними пахло лесом..Продавались веники, семечки, вязаные мочалки, еще какая-то мелочь.  Для нас в этих рядах ничего не было нужного – все, что могло вырасти, было свое.  Мы приходили сюда за продуктами, за моющими. Они продавались прямо с открытых столов. Зимой в снег, или осенью, когда накрапывал дождь, товар просто накрывали целлофаном или клеенками, а продавцы мокли под  дождиком или потихоньку  превращались в снеговиков… Давно, лет двадцать назад. Помню как шли оттуда зимой (от дома недалеко, всего одна автобусная остановка). Дочь на санках придерживает пакеты. Мы тоже с пакетами. Снежок такой пушистый. И еще полвыходного впереди. И прогулка, и шопинг…Хотя, слово «шопинг» тогда к нам еще не дошло.
  Рынок менялся. Как-то незаметно появлялись киоски, навесы над столами. Он рос, как живое существо, захватывая все большую территорию. И вряд ли кто вспомнит, когда у него появился забор, отгораживающий его от дороги и вытеснивший пешеходов, пробирающихся к остановке, на узкий тротуар. И даже появилось имя – Лотос. Хотя, восточное имя приклеилось к рынку, кажется, вместе с появлением восточных людей – целым рядом с вьетнамскими (или китайскими) торговцами одеждой. Этот ряд был крытый, металлический, и там всегда было душно. Дочь духоту, суету, навязчивость торговцев не любит (хотя, подростки всегда что-то не любят). Но нам срочно нужен купальник и сарафан. Ходим, выбираем.
  На углу напротив рынка вырос многоэтажный торговый центр. Рос он куда быстрее рынка. Красивый, сверкающий. Его освещению и белым каменным полам мог бы позавидовать и оперный театр. И было в нем все, что только можно придумать. Сюда было приятно зайти летом  спрятаться от жары, а зимой не нужно было морозить руки, оплачивая покупки….Казалось бы, не должен был рынок пережить такого соседства. Но только торговый центр жил сам по себе, а рынок сам по себе. Появлялись крыши над рядами, новые киоски. «Овощных» бабушек давно уже потеснили люди с кавказским акцентом. За крытой территорией рынок продолжается овощами. Столы у южан яркие, красивые, так и тянет взяться за кисти: зеленое-красное-оранжевое-баклажанное. И зелень – какой только нет. В продолжение ряда торгуют овощами из области: картошка, лук, морковка – уже не так живописно. Граница и по языку – слышно, что там, где они живут, говорят не как в городе. Может быть родной язык чувашский. Видно, ехать обратно им далеко, стараются распродать до обеда. Часа в три на этом месте же никого нет. Осенью этот ряд вытягивается почти на квартал. А по другой улице между рынком и аптекой вечно стоит рыбак в комуфляже…Когда только он успевает ловить свою рыбу?...Дочь давно уже не ходит со мной на рынок. Она совсем взрослая, и вообще редко куда ходит со мной. Она замечательно ориентируется в скидках,  интернет-покупках. А картошку можно купить и в «Пятерочке» возле дома.
  А недавно рынок снесли. Показывали в новостях как экскаватор ковшом сгребает киоски. Было даже обращение от торговцев к президенту, где они, стоя на коленях, просили оставить рынок…Я проезжала эту остановку, пытаясь рассмотреть – что там. Но темно, не видно. Увидела только в выходной. И правда, рынка нет. И как-то грустно. Вот так же жалко старые, мягкие, удобные тапочки – тут их подрал кот,  тут капнула масло. Но ведь можно еще немного не выбрасывать? На них отпечаток меня, это малюсенькая часть моей жизни. И так хочется удержать, так жалко отпускать от себя это уютное прошлое. Но время тянет вперед, в неизвестность. Мое лицо стареет. Город молодеет и хорошеет. И, наверное, это правильно….А на месте рынка, вроде бы, сделают скверик.