9 - Шахматист с бицепсами Саша Токарев

Юрий Мотин
На нашей станции в смене №2, под началом прекрасного начальника смены Бергена,  машинистом котла работал Саша Токарев. Это был, не побоюсь этого слова, эдакий русский богатырь, с замечательным характером, скромный, трудолюбивый и надёжный специалист. Саша, как и все очень сильные люди, никогда не бравировал своей силой, не хвастался победами и достижениями, был молчалив и скромен. О его феноменальной силе я узнал случайно, когда подменял в их смене ст.машиниста Брагина. В это время шёл кап.ремонт котла и слесаря СЭР (северэнергоремонт), матерясь впятером пытались переместить вал решетки, который весил около тонны.
У них это никак не получалось. Со своего рабочего места соседнего котла за ними с улыбкой наблюдал Саша.  Отчаявшись, слесаря уже решили пойти за лебедкой, как к ним подошёл Саша и молча взявшись за край вала переставил его конец в нужное место, потом также взял второй конец вала и перенес его тоже на полметра вбок. У слесарей отвисли челюсти и они уважительно зацокали языками. А Саша, как ни в чём не бывало снова сел на свое место, никак не комментируя свой поступок. Я в то время отвечал в нашем профкоме за культурно-массовый сектор. На носу были районные соревнования по гиревому спорту и я несмело подошёл к Саше с предложением принять участие в команде, так сказать, защитить честь предприятия. Саша не колеблясь согласился. Надо, значит надо. В то время практически во всех видах спорта в районных соревнованиях побеждали спортсмены шахты из пос.Нагорный. У них коллектив был под тысячу и крепких парней – шахтёров, хоть отбавляй, куда нам до них со своими 130 работниками, набрать из которых 6 молодых, сильных и достойных парней, было проблемой. 
В следующую субботу наша команда в спортзале шахты, разминаясь оценивала наши шансы. Ребята сошлись во мнении, что бороться с сильными командами шахты и БУСа(Бухтугольстрой), нам не по силам, а вот третье место занять, если все покажут свой максимальный результат, вполне возможно. Послушав нас Саша сказал: "Возьмём парни, первое, не волнуйтесь." Все члены команды с большим скепсисом отнеслись к этому заявлению. Ведь в команде шахты были перворазрядники по гирям и даже один КМС, член областной сборной. Чтобы понять суть соревнований поясню его формулу. Команды выступали в 6 весовых категориях от 48кг. до свыше 90 кг. Упражнения выполнялись гирей 24кг. Сначала в рывке правой и левой рукой поочерёдно, а затем в точке двумя руками двух гирь сразу.
 Результаты, т.е. количество выполненных без ошибок рывков и толчков складывались и по их сумме определялись победители в отдельных весовых категориях и всей команды. Поэтому каждый капитан команды скрупулезно записывал сумму набранных баллов, своих и чужих, чтобы ставить задачу следующему спортсмену. Соревнования проходили как обычно без сенсаций. Уверенно лидировала команда шахты, а за ними БУС, как и предполагалось, мы были четвертыми за морпортом и в общем-то смирились с тем, что призового места нам не видать, слишком велик был отрыв. К моменту, когда на помост вышли тяжеловесы, он составлял от шахты около 100 очков. Ко мне подошёл Саша и сказал, когда выступит последний тяж с шахты скажешь мне точное количество подходов, которые я должен сделать для победы.
Когда шахтёр закончил упражнение, набрав в сумме 180 очков, то Саше нужно было набирать уже 280. Это было нереально. Но это мы так думали. Саша думал иначе. Он подошел к гирям и начал их поднимать в спринтерском темпе. Выполнив по 100 рывков левой и правой, он взял две гири и начал их, как пушинки, даже не толкать, а просто выжимать вверх, безо всяких усилий. По крайней мере, так казалось со стороны. После 80 толчка, он спросил у меня, не опуская гири: "Ну что капитан, этого хватит?" и после моего утвердительного кивка, ещё, на всякий случай толкнул 2 раза, поставил гири и легко дыша сошёл с помоста. Соперники были в шоке, впервые их обошла заштатная команда БРЭС, которая никогда и призёром-то не была. В раздевалке мы бурно радовались успеху и восторженно похлопывали Сашу по его крепкому плечу. – А если бы отрыв был не 100, а 300 очков, - спросил я Сашу, - ты бы смог столько поднять? – Конечно смог бы, - ответил Саша, -  даже не сомневайся. – Так сколько раз ты вообще можешь поднять гирю?  - спросили ребята. – До бесконечности, - ответил Саша. От этого веса я не устаю. Вот 32кг. гири серьёзнее, уже был бы лимит раз 500, а эти пушинки для меня не вес.
После этого мы уже никогда не опускались ниже первого места и всё благодаря Саше.
После этого Сашу все за уважали, но как оказалось, он был не только сильным, но ещё и умным – здорово играл в шахматы. Поэтому, с его приходом мы стали призовые места брать и по шахматам в районных соревнованиях. Кроме него в команде играли ещё Лёша Духанин - наш завгар и Ваня Батурин – моторист топливоподачи.
За отличные успехи в спорте на профкоме мы решили подарить Саше памятный подарок. Я купил в магазине красивые шахматы и пошёл к Саше домой вручать приз.  Саша жил в старом БРЭСовском доме со своей женой, нашей буфетчицей Нелей, крупной, но, как и Саша, доброй и приятной женщиной. Вообще-то Саша не пил и не курил, но по такому случаю достал из заначки пол литровую бутылку настойки "Золотого корня" и налил по 100 грамм за победу. Я знал как действует Золотой Корень(родиола розовая), это был тот же жень-шень и поэтому сказал Саше: "Его же по 10 грамм пьют, для потенции, а ты сразу по 100 грамм." – Да ладно, ответил Саша, чё нам крепким мужикам будет – то." Короче, к концу вечера прикончили мы эту бутылку и по возвращении домой мою жену ждал кошмар, в виде ненасытного и жадного до секса мужа, не знающего меры и усталости. Весь следующий день этот кошмар продолжался и я уже не знал, что делать. Завтра идти на работу, а я не могу с оттопыренными штанами позориться в коллективе. Выручила подруга жены Лариса, медик по образованию. Она дала мне какой-то вонючий порошок, на основе брома и он быстро сделал своё дело. Всё пришло в норму. Такой же конфуз случился и с Сашей, но он мужественно переборол себя сам. После этого случая мы уже не пили это золотое лекарство стопками, зная последствия.
При случае, когда нам с Сашей выпадало работать вместе, мы резались с ним в шахматы прямо возле пульта котла, когда позволяла работа. Шахматы были на магнитиках и не рассыпались, даже когда их переворачивали. Как-то раз ночью на станцию неожиданно заявился с проверкой гл.инженер Афанасьев. Заметив его краем глаза, Саша быстро перевернул доску и сверху на неё водрузил кружку чая. Что значит спортсмен, я ещё понять ничего не успел, а Саша всё сделал, как надо. А то горела бы наша премия синим пламенем.

P.S. К сожалению Саша не был совсем здоров. Но никто об этом не догадывался. Как настоящий мужик Саша не никогда не жаловался на свои болячки. Перед очередными соревнованиями он мне сказал, что плохо себя чувствует и не сможет принять участия. А буквально через месяц, как гром с ясного неба – нам сказали, что Саша умер от инсульта. Весь коллектив БРЭС тогда был в глубоком трауре, жалко было потерять ещё совсем молодым такого замечательного человека. Но помнить таких людей и учиться у них порядочности и стойкости, надо!