Рыбалка на пруду

Николай Бондарев
Городской пруд играл значимую роль в городе, где более ни водоемов, ни речек попросту не было. В первую очередь, конечно, это было излюбленное место отдыха горожан. Приходили в погожие солнечные дни целыми семьями, везя даже младенцев в колясках. Пожилые дамы иногда даже с палочкой позволяли себе отдохнуть у воды.
Особым интересом пруд пользовался у рыбаков, ибо запущенный в пруд карась развелся в великом множестве и ловился достаточно активно. Запускали в пруд и пескаря, но он особо не прижился. А карась в тихое летнее утро «гулял», плескаясь о неподвижную гладь пруда, разжигая страсть у любителей рыбной ловли. Ловили карася на простую удочку с крючком и поплавком. Основная масса любителей-рыболовов ловила с берега или с лодок, привязанных на замки у небольших причалов лодочной станции, либо с частных лодок, владельцы которых не использовали их в данный момент. Особыми счастливчиками считались те рыбаки, которые с утра деловито отвязывали свои лодки от крепления к причалам и не спеша гребли к своему излюбленному месту лова, где ставили лодку «на колья» - втыкая длинные стальные трубы или стержни в дно, чтобы зафиксировать лодку на одном месте.
          К рыбалке меня пристрастил соседский мальчишка Сергей, который был на пару лет старше. Он всегда в моем присутствии старался вести себя как взрослый, обучая меня тем или иным премудрости жизни. Вот и в ловле рыбы Сергей деловито сводил меня в магазин «Для рыбаков и охотников», где выбрали мне небольшую бамбуковую удочку, леску и крючки. Поплавки мы делали сами из куриных или гусиных, если повезет, перьев. Грузило резали из свинца, который тоже в те времена был доступен даже пацанам, бросившим взгляд на мусорки.
И так удочка была снаряжена под чутким руководством Сергея. Черви своевременно накопаны в огородах. Оставалось ждать утра. Выход на рыбалку был назначен на четыре утра. Для десятилетнего мальчугана это казалось таким экстримом!!
И вот все тревоги позади! Шагаем по почти темному спящему городу на пруд. Расстояние в два километра кажется бесконечным. И вот уже в утреннем рассвете появляются верхушки тополей, высаженных на берегу пруда. А вот и сам пруд!
 Оказалось, что значительная часть рыболовов уже сидела на самых удобных местах на лодочной станции и ждала начала утреннего клева. Нашлись и нам с другом пара лодочек, на которых мы и разложили свои неказистые снасти и бидончики для рыбы. Сама атмосфера поражала своей тишиной и сосредоточенностью. Несколько десятков рыболовов от семи-восьми лет и до семидесяти неподвижно сидели, закинув удочки и ждали прихода карася! Громкая речь сразу пресекалась авторитетными рыбаками и никто не хотел попасть под их гнев.
  Разгоралась утренняя зорька. Еще прохлада заставляла покрываться руки гусиной кожицей, а первые лучики солнца уже обещали жаркий день. Вот первый карась клюнул, как и должно было быть, у самого опытного рыболова…умелая подсечка и серебристое тело этого карасика прочертило дугу от воды до руки рыбака! Карасика бросили на дно лодки, где от дождя оставалось немного воды, и он там бился, плескался, вдохновляя окружающих счастливца рыболовов. А мне было жалко карасика и я спросил Сергея, почему в бидон карася не кладут? Друг со знанием дела ответил: «Это такая традиция рыбацкая – первой рыбке бидон не наливают, чтоб рыбалка удачная была!» И, действительно, этот же рыболов через минуту поймал второго карасика и уже обоим налил воды в бидон. Рыбалка обещала быть удачной.
Через несколько минут и мой друг подсек и выловил приличного карасика, также бросив его на дно лодки…а у меня поплавок как будто умер и не шевелился. Клев постепенно набирал обороты: то тут, то там рыболовы махали удилищами и серебристые карасики, пролетев дугу к руке рыболова, скрывались в припасенных  бидончиках или котелках, а ко мне карасики попросту не шли! Вот и друг уже наловил как минимум десяток карасей и с превосходством давал мне наставления. Но ни смена червя на тесто, ни закидывание снасти почти впритык к снасти друга…не давало результата. Какая-то обида с досадой начинали одолевать меня. Мне показалось, что косяк этих карасей давно изучил всех рыболовов и лишь у «знакомых» рыбаков брал наживку. Мои мечты прервал друг, громко шепнув: «Тяни!» Я не думая, выполнил команду друга и не мог прийти в себя от счастья: на моем крючке сидел вполне приличный карась и разевая рот как бы говорил: « Привет!» Забыв про все традиции, я сразу зачерпнул бидончиком воду и посадил туда СВОЕГО карася. Он шустро метался по двухлитровому алюминиевому бидончику, а я не мог отвести от него взгляда.
«Ты рыбачить еще будешь?» - с ехидцей спросил Сергей. Я оторвался от своего карася и стал готовить удочку к новому забросу. Мы сидели в лодках и ловили карасей до десяти утра, когда уже и причал почти опустел, да и клева уже час-полтора как не было. Мне удалось поймать еще три рыбки и я был очень горд за свой улов. Друг наловил половину трехлитрового бидончика и с презрением отказался считать. Довольные собою мы гордо пошли домой.
   Дома отец похвалил за улов и позвал нашу кошку Муську, которая с урчанием и достаточно быстро расправилась с моим уловом. Так завершилась моя первая рыбалка.
Отец не был страстным рыбаком и пара походов с ним на пруд с удочками к успеху не привели. Ни одной рыбки мы не поймали.
    А у меня перед глазами стояли те счастливцы, которые на лодках сами искали место, где ловить карася. И вот мечте моей удалось сбыться: Сергея пригласил на рыбалку знакомый его матери по имени Леонид. Меня не пришлось дважды приглашать на такую рыбалку и подъем в три часа ночи тоже не остановил. И вот в половине четвертого ночи, почти в полной темноте мы встретились на пруду у лодки Леонида. Будучи старше нас в три раза, Леонид общался с нами как со взрослыми, что подняло авторитет его на невиданную высоту. С нами никто и никогда так не разговаривал.
      Быстро отвязав лодку, Леонид сел на среднюю скамейку на весла, Сергея посадил на корму лодки, а меня на нос, поставив задачу осматривать путь лодки, чтобы не наскочить на какую корягу. Я со всей ответственностью отнесся к поручению Леонида и зорко осматривал поверхность воды впереди лодки.  Вода в пруду не шевелилась и только всплески весел нарушали полную тишину. Предчувствие счастливой рыбалки переполняло душу юного рыболова. У Леонида было свое подкормлен-ное место на пруду вдали от популярных мест рыбалки. Мы встали на колья в нужном месте, закрепились и стали разматывать удочки. У нас с Сергеем было по одной удочке, а Леонид закинул две. Солнышко начало свое восхождение и первые лучи скользнули по нашим спинам. Красота тихой воды в лучах восходящего солнышка завораживала.
Ждать пришлось недолго, уже через пять минут Леонид поймал первого достаточно крупного карася. В отличии от тех, которых мы ловили в районе лодочной станции, эти караси отливали желтым цветом и были в основном крупные. Вот и Сергей тащит солидного карася! Рыбалка вошла в свое русло! Конечно, караси больше ловились у Леонида! Я снова подумал, что его караси принимали «за своего»! Сергей таскал чуть пореже, а я как и положено самому неопытному рыболову, подсекал и вытаскивал карася, когда мои коллеги по рыбалке излавливали десяток!
Тем не менее, мой бидончик пополнялся и карасям становилось в нем тесно. Сидя в лодке с добрым хозяином и своим приятелем я думал, ну что еще может быть лучше такой рыбалки?! Оказалось – может!!
Поплавок мой просто исчез под водой и я резко подсек. Сначала показалось, что я за что-то в воде зацепился…удочка согнулась в дугу и я даже ослабил натяг, боясь сломать свое бамбуковое удилище! «Тяни!! Тяни!!» - разом мне вскрикнули Леонид и Сергей. Такого накала рыболовной страсти я больше не встречал в жизни…боролся с карасем минуты три-четыре… !! Карась бросался то в одну сторону, то в другую, то тянул под лодку, то бросался от лодки! Опытные рыболовы Леонид и Сергей сразу вынули свои удочки из воды, чтобы не произошло спутывание снастей. Итог меня поразил! Огромный почти золотой карась, весом, как позднее замерили, 500 граммов, попал в мой бидон, с трудом пролезая через широкое горлышко. Руки мои тряслись, и я сам был в приятном шоке от этого улова. Попалось еще несколько небольших карасей и каждый раз, кладя в бидон карасика, я щупал своего гиганта и сердце мое замирало от гордости!
Домой я шел с приятелем гордый от вылова большого карася. И хотя у Сергея было в три-четыре раза больше выловленных рыб, но такого большого не было ни у него, ни у Леонида. Дома отец долго держал в руках золотистую рыбу и все удивлялся, как я на такую тонкую леску вытащил такого гиганта. Кошке досталась вся остальная мелочь, а этого огромного карася отец поручил маме зажарить в сметане. Целый день я ходил в героях рыбалки!
               Прошло много лет. Пруд одичал, когда его воду испортили сливом различных нечистот и химикатов.
Но до сих пор сохранилась память о прекрасной рыбалке с чудесным человеком – Леонидом.