Более сложные случаи дольников

А.Воронов
Это третья часть, которая очень существенно опирается на первые две: 

http://www.stihi.ru/2018/07/27/73
http://www.stihi.ru/2019/12/02/668

Более сложные случаи дольников

      В прошлой части мы выяснили,  что  в  строках, связанных  по типу дольника часто  можно указать общую, «определющую» запись, из которой  записи  отдельных строк  получатся путем удаления не более чем одного безударного слога  из определенных  стоп плюс уже привычная нам замена нескольких ударных слогов на безударные. Вместо  «стихосложениея», такую  процедуру   в чем-то логично  назвать «стиховычитанием».  Подчас,  одной  определяющей строки хватает на все стихотворение, в частности  «Поэма без героя» Ахматовой целиком получается  из анапеста с первой ударной  АаАааАааА(а).  Зачастую, однако,   единственной  записи на все стихотворение недостаточно - как у Чиннова, где часть с мужскими  рифмами получается «с одной звездочкой» из одной записи, а с женскими — из другой.  Обе эти записи, разумеется, похожи друг на друга   и отличаются только  на  укорочение единственной стопы. Обобщая этот механизм, можно сказать, что у Чиннова есть «локальная дольниковая  связь» (ЛДС), то есть строки, которые срифмованы и по идее  «эквивалентны»,  связаны по правилам однозвездочного дольника.  Кроме этого, есть некая  «схожесть  локальных определяющих строк ».   У Чиннова этот механизм очень регулярен, повторяется из строфы в строфу,   и его легко проследить. 

     Возникает вопрос, каким образом можно углядеть  ЛДС. Первый критерий — эквивалентные строки должны отличаться по длине не более, чем на 1 слог. Они могут, разумеется, и  не отличаться  совсем — но разница в два слога уже невозможна. Если это требование  выполнено, можно попытаться найти нужную локальную определяющую строку, вставив звездочку в меньшую по длине. Если по длине обе равны,  возможны два варианта — либо по звездочке на строку в разных стопах («ахматовский рецепт», который, как мы увидим чуть ниже, встречается уже у Блока ), либо согласованы и так.    
 
  Попробуем применить эти идеи к «Прощайте, мадемуазель Вероника» Бродского. Я беру в каждой строфе две первых срифмованных строки. Строф много...
Если кончу дни под крылом голубки,
что вполне реально, раз мясорубки
АаАааа аАаАа       11  т ,  2232   
ааАаАа аааАа        11
               

то лет через двадцать, когда мой отпрыск,
не сумев отоварить лавровый отблеск,
ааАа*Аа аАаАа        11   д,   2332   
ааАааАа аАаАа        12

Это в сфере нравов сочтут прогрессом.
Через двадцать лет я приду за креслом,
ааАаАа аАаАа         11  т,  2232
ааАааа аАаАа          11

Данная поза, при всей приязни,
это лучшая гемма для нашей жизни.
    АааАааааАа                10  сс  332, двойная анакруза
ааАаааа аАаАа               12

У пророков не принято быть здоровым.
Прорицатели в массе увечны. Словом,
ааАааАа аааАа          12  т,   2332
ааАааАа аАаАа         12

Ты, несомненно, простишь мне этот
гаерский тон. Это -- лучший метод
аааАа  аАаАа              10  т     332
Ааааа  аАаАа              10

Через двадцать лет, ибо легче вспомнить
то, что отсутствует, чем восполнить
АаАааа аАаАа     11             д   2232
 ааа*Аа  аааАа     10

В нашем прошлом -- величье. В грядущем -- проза.
Ибо с кресла пустого не больше спроса,
 ааАааАааАаАа                11 т  2332 
 ааАааАааАаАа                11   


Если меня не спасет та птичка,
то есть, если она не снесет яичка
    АаааааАаАа             10     сс
аа АааАааАаАа            12               

Впрочем, спешка глупа и греховна. Vale!
То есть некуда так поспешать. Едва ли
АаАааАа аАаАа                12
ааАаааа   аАаАа                12  т   2332

Пусть теперь кружит, как пчелы ульев,
по общим орбитам столов и стульев
 * аааАааАаАа                10    д   1332
аАааАааАаАа                11

Я -- не сборщик реликвий. Подумай, если
эта речь длинновата, что речь о кресле
ааАааАааАаАа              12   
аааааАааааАа                12  т      2332

Русский орел, потеряв корону,
напоминает сейчас ворону.
АааАа  аАаАа                10  т    332
аааАа   аАаАа                10

Кресло стоит и вбирает теплый
воздух прихожей. В стояк за каплей
АааАа  аАаАа                10   т    332
АааАа  аАаАа                10   

Доброй ночи тебе, да и мне -- не бденья.
Доброй ночи стране моей для сведЕнья
АаАаааааааАа                12    т    2332
АаАааАааааАа                12

Не догонит!.. Поелику ты -- как облак.
То есть, облик девы, конечно, облик
ааАааАааааАа                12     д      2332
ааАа*АааАаАа                11

Для каждой пары указан способ согласования (д — дольник или т — точный, сс — спецслучай), количество слогов в соотвествующей записи и определяющие строки для каждой пары.

У нас получилось 10 точных  (логаэд) согласований,  4 однозвездочных дольника  и два спецслучая. Все это видимое разнообразие сводится к довольно простому рецепту в стиле д2д32, то есть последние две стопы с конца зажаты намертво по классическому согласованию, а для  эквивалентных  строк мы имеем максимум одну звездочку по отношению к записи большей длины. В двух спецслучаях дело сводится  к добавлению двойной анакрузы.  Если расписывать более детально, за базу взят  анапест с первой ударной, АаАааАааАа(Аа) (2332). Согласование пар строк происходит по этой строке и  ее обрывкам ,   аАааАааАа(Аа) (1332) и  АааАааАа(Аа) (332), но два  раза и по АаАаАааАа(Аа)(2232).

       Итак, двустишия хорошо согласованы;  в большинстве случаев(10 раз ) даже точно, а в остальных — либо однозвездочным дольником (4 раза), либо  двойной анакрузой (2 раза). Но длина определяющей строки для пары  гуляет от 10 слогов до 12 — у нас есть 3 варианта  определяющих строк, получаемые укорачивнием и выкидыванием безударного слога из основного размера 2332. Если отбросить  (в духе одного исключения на 20 строк) единственный случай согласования по 1332, то у нас есть лишь  две  возможности получения определяющей строки из главного размера  — укоротить вторую стопу, либо совсем  выкинуть  первую.

           Если  коротко, Бродский пишет однозвездочным дольником двустишия, но у каждого двустишия  определяющая строка  дольника  играет  в небольших  пределах в своем начале. 


Блок “Девушка пела в церковном хоре”

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

АааАааАаАа
аааАааА*аА
аааАааАаАа
аааАа*АааА

м: 333 , да    ж 332, т   

ааааАааАаАа
*аааАаАааА
аАааАааАаАа
аАааАаАааА

м1323  д ,   ж 1332, т 

аааАааАа*Аа
 аАаАаааааА
аааАааАааАа
 *АаааааааА

м 1233 д , ж 333, д


аАааАааааАа
аАааАааА*аА
аАа*АаАааАа
ааааАа*АааА

 м 1333 да    ж д 1323

Здесь я выписываю отдельно согласования по мужским и женским рифмам (т-точное, д – дольник со звездочкой в 1 строке, да – дольник со звездочками в двух строках). Видно, что локально мы снова обходимся единственной звездочкой на строку, но глобально максимальный размер амфибрахий 1333, который для согласования отдельных пар мутирует в 333, 332,   1323, 1332,  1233 – то есть мы укорачиваем начальный размер на безударный слог  в любой (но одной за раз ) стопе и согласовываем по этой записи зарифмованную пару “на одну звездочку”.  То есть мы железно не отделаемся одной звездочкой, если захотим  подогнать все стихотворение под единственную строку.   Всего у нас 2 точных согласования, 4 дольнка типа “д” , и 2 типа “да”.

“Философия длинного дольника Блока“ примерно такова:

          Мы не отличаем длинной стопы от короткой, но во взаимосвязанных строках исходим из единственного  логаэда (локальной образующей строки) , делая согласование  лишь  по одной звездочке из локальной образующей строки. Локальная строка в свою очередь получается из глобальной удалением из глобальной  (обычно) одной произвольной безударной.   

Как это не  странно на первый взгляд, Бродский пользуется очень похожим  рецептом, но берет за основу анапест,  АаАааАааАа(Аа),  и   модифицирует в нем лишь первые две стопы.  У него, однако, образующая строка может получаться отбрасыванеим Аа. У Блока не может быть больше 4 ударений на строку, у Бродского возможны пять(“Впрочем, спешка глупа и греховна. Vale!”). 

Ахматова

Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.

Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.

Навсегда забиты окошки:
Что там, изморозь или гроза?
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза.

О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду?
А та, что сейчас танцует,
Непременно будет в аду.

ааАаа*ааАа
ааАааА*аА
*аАааАа*Аа
*аАаа*ааА

*аАа*АааАа
*аАааАа*А
ааАа*АааАа
ааАаа*ааА

ааАа*АааАа
ааАаааааА
ааАааАа*Аа
*аАааАа*А

ааАаа*ааАа
а*АааА*аА
*аа*аАааАа
ааАа*АааА

Для этого стихотворения одной звездочки не хватает  даже для срифмованных строк. Единственная возможность – привести все к единственнй записи   ааАааАаа(Аа), разрешив одну звездочку  в анакрузе и одну в одной из двух внутренних стоп.  Из троицы, оно структурировано хуже всех (на слух, между прочим, тоже).

    Подводя некоторый итог, для изготовления “длинного дольника” по Бродскому/Блоку, рецепт включает  в себя два уровня. Он особенно хорошо виден у Блока. Берем правильный трехсложный размер 1333 (амфибрахий). Готовим из него “сходные логаэды”, которые получаются укорочением отдельных стоп: 333, 1233, 1323, 1332... Срифмованные пары строк получаем из этх логаэдов по рецепту “однозвездочного дольника”. В результате,  зарифмованные пары достаточно  хорошо согласованы на слух, но от пары  к паре  размер немного меняется, опять же по “правилу дольника” - укороченная стопа  примерно равна трехсложной.    Ахматова же   делает сразу “дольник второго уровня”.   Статистический анализ “по Гаспарову ”, не сравнивающий строки, принципиально  не способен различить  две возможности.

     Классификацию “дольника девушек ” (Бродского-Блока), таким образом, можно строить по иерархии: Начальный размер – Сходные образующие логаэды – Согласование строк по одной звездочке.

    “Дольник юбки ” следует, вероятно,  классифицировать по схеме: Образующий логаэд – согласование по двум звездочкам.   

   Для таких стихов идеология Гаспарова по подсчету безударных интервалов и сортировки по группам будет чрезвычайно запутанной, и возникнут  проблемы  с тем, почему у Блока всегда максимум 4 ударения, а у Бродского может быть и 5, так что в некоторых случаях у Бродского, возможно, четыре икта просто не расставить так, чтобы было меньше трех слогов между соседями...  Следуюшим вопросом будет, нужно ли в таком случае считать  стих Бродского четырехударным тактовиком со внесистемным пятым ударением  или пятиударным дольником  - ну и пошла писать губерня... По нашей же идеологии оба этих животных – сходной породы, но количество безударных между ударными – лишь вторичный признак.