Memento mori. Пункт 1

Игорь Родос
Позорна бесполезная жизнь, но не менее позорна бесполезная смерть! Человек подсознательно готовится к смерти всю сознательную жизнь.
Когда готовитесь умереть, прежде всего, подумайте о том, какую пользу можете принести своим последним фазовым переходом.
Ведь вы отдаете себе отчет, что смерть в первом приближении:
А) резко повысит уровень энтропии вокруг вашего тела;
Б) станет мгновенной причиной изменения гражданских, трудовых, семейных, налоговых, а возможно, административных и даже уголовных правоотношений;
В) станет предметом и источником определенного рода удовлетворения (и даже удовольствия) для ваших завистников и недоброжелателей;
Г) оборвет целую связку перспективных проектов, дел и возможностей, значимых не только лично для вас, но и для окружающих (в связи с вами как субъектом самой разнородной деятельности);
Д) усугубит статистику по так называемой «ошибке выжившего» в мире, поскольку вы, скорее всего, не вели дневник всю свою жизнь или, по крайней мере, последние несколько лет, а значит живущие получат от вас минимум обратной связи в отношении причин и самого процесса умирания;
Е) с большой долей вероятности снизит общую энергию жизни, витальность ваших родных и близких, их волю к жизни;
Ж) не даст проявиться лучшему в вас, если, конечно, вы стремитесь к личностному росту и самосовершенствованию (этот пункт не относится к некоторым категориям деструктивно ориентированных личностей, социопатам и др.).
Нетрудно понять, что список зол можно существенно расширить.
К смерти нужно готовиться если не всю жизнь, то, по крайней мере, по преодолении некоторого возраста, и здесь отсечка финального отрезка у каждого своя, сугубо субъективная. Финал может быть медленным угасанием, тлением, одряхлением всех структур как физических, так и ментальных. Но финал может быть спуртом, в первую очередь, в сфере творчества и социально полезной деятельности.
Финал может (и должен) знаменовать собой высшую точку роста личности, вершину развития, антитезу разрушения. Однако повсюду видим и слышим не вяжущиеся с разумностью высказывания по поводу старости как разновидности социальной обузы для «экономически активного населения».
Творчество далеко не всегда монетизируется, а значит творчество в чистом виде экономически нецелесообразно. Но точно так же не монетизируется честь, совесть, мудрость, милосердие, верность.
Повторюсь, финал человеческой жизни должен стать акме личности, вершиной, которая отнюдь не обязательно должна быть вершиной интеллектуального развития. Здесь акме – интегративный показатель, демонстрирующий абсолютную самоотдачу индивида в момент завершения биологической стадии его жизни. Далее начинается мемориальная социальность личности, имеющая свои особенные законы и формы.
Итак, правильная смерть – предельно полезная для общества. При этом не общество определяет и «утверждает» сценарий последних дней, но только сам индивид.
Это должно стать культурной нормой.
У человечества перед лицом надвигающихся угроз и глобальных проблем слишком мало средств для их решения, чтобы разбрасываться ресурсами мудрейшей своей части.
Нет ни одного разумного аргумента против (кроме, разве, мысли, обобщенно звучащей как «смерть – дело одинокое») но миллиарды примеров – за. Прошу, найдите хоть одно логически убедительное исключение из этого правила.
Буду благодарен.

                сентябрь 2015 года