Бог кроется в мелочах

Вит Уйманов
       Популярна теза «Дьявол кроется в деталях», но в дополнение есть и менее известная антитеза «...а Бог кроется в мелочах», что, наверно, согласуется с моим отношением к живописи. Приведу примеры. Когда вспоминаю о творчестве Валентина Серова, прежде всего на ум приходит портрет Великого князя Павла Александровича (рядом с конём), где так мастерски переданы золочёная кираса и зеркальный блеск полированного металла ножен.  Или другой пример. На юбилейной выставке Михаила Нестерова в ГТГ внимание привлекла другая «мелочь»: как одним закрученным объёмным мазком передан перламутр пуговицы на костюме княгини Н.Яшвиль (http://www.stihi.ru/2013/07/27/2678).               
       Это сродни тому, как мы из прозы или стихов часто запоминаем и цитируем лишь одну строчку.  Или, продолжая эти рассуждения по цепочке, вспоминаю, что когда оказался в Вильнюсе в Костёле Святой Анны,  в памяти отпечаталось только то, что серебряный оклад иконы  сплошь покрыт подвешенными на цепочках серебряными же изображениями сердечек, рук, ног, очевидно, в благодарность за помощь в исцеления соответствующих частей тела.               
       Кстати (или нет), небольшая предыстория.  По делам службы у меня состоялась встреча в Вильнюсе с Министром лёгкой промышленности Литовской ССР, очень приятной женщиной. По окончании деловой части она предложила организовать персональную экскурсию по Вильнюсу, для чего была предоставлена её личная белая «Волга»  и девушка-экскурсовод, студентка исторического факультета местного университета. Предложение принял с благодарность.  Интересная поездка закончилась как раз в Костёле Святой Анны, после чего моя спутница, как бы невзначай, сказала, что рядом находится хороший ресторан  (наверное, с последующим предложением поездки «в номера»). Думаю, что это был стандартный ритуал для гостей из Москвы в то время. Но, то ли согласуясь с социалистической моралью, то ли по другим причинам (было не интересно, хватало своих приключений, или из-за скупости) - я уклонился от предложения. Однако, пора от производственных отношений вернуться в раздел «искусство».               
       Часто бывая в Вильнюсе и следуя своим предпочтениям, совершал покупки в местных художественных салонах: то симпатичный, написанный маслом натюрморт, то замечательную керамическую плакетку «Гроздь рябины». В другой раз моё внимание привлёк пейзаж, размещённый под самым потолком на плотно увешенной картинами стене салона, с видом на озеро и едва заметным силуэтом лошади на берегу. В различимой только при близком рассмотрении «мелочи» - изображении лошади, я почувствовал руку мастера, имя которого для меня тогда ничего не говорило, правда, узнал, что он член СХ РСФСР.
Прошли годы, прежде чем всё же, решил уточнить.  Оказалось, что в Интернете (спасибо ему) появился сайт, на котором по подписи на картине можно попытаться определить авторство. Увлёкшись поиском, перебрал десятки фамилий и биографий пейзажистов советского периода и просмотрел множество их работ (как всё это было давно и как интересно!). Наконец, сопоставив несколько факторов, пришёл в своём исследовании к выводу, что это работа Заслуженного художника РСФСР Вячеслава Андреевича Фёдорова (1918 – 1985) – замечательного живописца, чьи работы находятся во многих музеях.  Кстати, узнал, что в  училище, которое он закончил с отличием, его  педагогами были ученики самого Валентина Серова.               
Уже потом, «блуждая по просторам Интернета», наткнулся на рекламу московского художественного салона, где, как образец, был представлен пейзаж (вид на озеро, пустынный берег, облака), практически полностью совпадающий по теме, колориту и настроению с моей картиной, но данный, как бы, с небольшим смещением точки обзора.  И подпись  - Фёдоров! Это меня окончательно убедило в правильности моей догадки. И опять, как и в случае с лошадью, на этой картине с узнаваемым пейзажем обратила на себя внимание деталь –  одинокая фигурка женщины, стоящей вдали на берегу, около причала.  Её поза, одежда, платок на голове, даже резиновые сапоги переданы всего несколькими скупыми, «эскизными» мазками, указывающими на отличительную манеру автора – внимание к «мелочам». Удивительно, что по наскоро выполненному небольшому изображению, получаешь полное представление об облике и, даже, о жизни этой женщины! И опять, как и в случае с пуговицей на портрете работы Нестерова, восхищает острота видения и филигранное владение кистью. Нет, я вовсе не хочу сказать, что моя картина и её аналог – шедевры, и ставить их рядом с работами Нестерова, Серова, но мастерство художника очевидно!
       О чём ещё хочется сказать. Сопоставляя подобные произведения реалистической   школы, например, с абстрактной живописью, понимаешь, что при знакомстве с последней исчезает сама  возможность испытать удовольствие от восприятия  душевного и предметного мира людей, теряется духовная составляющая живописи, и ты не видишь «Бога, скрытого в  мелочах». 
При этом, выступая в качестве (скажу банальность) «вишенки на торте», «мелочи» не должны затенять главного.               
       И последнее. Задаю вопрос самому себе: а для чего я это написал? Чтобы чем-то похвастаться и утолить своё тщеславие - вряд ли кого удивишь; поделиться с другими своими поисками и находками, мыслями о приоритетах, -  кому это интересно? Главное, наверно, - зафиксировать в памяти и ещё раз самому прожить и пережить былое, найти интересное, скрытое в «мелочах», из которых и состоит жизнь, о чём говорилось в самом начале, отвлекаясь от того, что это может быть неинтересно другим.
_____________
Иллюстрацией к тексту решил привести ту, выставленную в рекламных целях картину Фёдорова «Осенние облака» и увеличенный её фрагмент. К сожалению, копия с копии не позволяет передать её качество в полной мере. Сравнения эту  картину с моей можно здесь http://www.stihi.ru/2019/11/17/4248      
               
22.11.19.