Занятие 9. Аритмия в амфибрахии

Александр Аркадьевич Андреянов
Аритмия – это сбой ритма, нарушение размера в одной или нескольких строках стихотворения. Чтобы предупредить или устранить это нежелательное явление необходимо хорошо представлять всё разнообразие амфибрахических размеров. В этом поможет таблица, приведённая выше.

Итак, количество слогов в строке амфибрахия определяется количеством стоп в строке и видом рифмы.Наличие необходимого количества слогов в строке – необходимое, но вовсе не достаточное условие сохранения выбранного стихотворного размера. Как известно, в амфибрахии ударения должны приходиться на 2, 5, 8, 11 и так далее слоги строки. Размер соблюдается тогда, когда имеет место чёткое чередование безударных и ударных слогов. В отдельных стопах реальных стихов, написанных амфибрахием,  на теоретически безударных слогах могут стоять сверхсхемные ударения, но при этом ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться преимущественно на вторых слогах стоп (некоторые стопы могут быть безударными). В противном случае возникает аритмия, условно говоря, первого рода.  Аритмия возникает также как при недостатке хотя бы одного слога в строке (аритмия второго рода), так и при их избытке (аритмия третьего рода).
Фрагменты стихов c портала «Stihi.ru» мы приводим без указания имен их авторов, поскольку большинство из них оперативно устранили недочёты, имевшиеся в стихах.
I. Рассмотрим аритмию первого рода.
1.Вот строка, написанная трёхстопным амфибрахием с мужской рифмой. В строке, как и подобает, 8 слогов: «Мы живём, как он написал» /- /- /- -/   . Но начало строки как бы хореическое, а окончание ямбическое. Из требуемых для амфибрахия ударений имеются ударения  на  пятом и восьмом слогах.  Чтобы получить ударение и на втором слоге строки, поменяем местами глагол «живём» и местоимение «мы» и получим искомый амфибрахий: «Живём мы, как он написал»   -/+  -/-  -/  .
2. В стихотворении, написанном трёхстопным амфибрахием, попалась строка, содержащая восемь слогов, обусловленные мужской рифмой: «Не абы-как, а всё пойму». Но размер строки не трёхстопный амфибрахий, а четырёхстопный ямб, что убедительно доказывает схема ударных и безударных слогов строки: -/ -- -/ -/  . Итак, в строке ударными слогами являются 2, 6, и 8. В амфибрахии же ударными слогами должны быть 2, 5, и 8 слоги.  Значит смещение ударения с пятого слога на шестой, превращает трёхстопный амфибрахий в четырёхстопный ямб.  Попытаемся восстановить требуемый амфибрахий: «И всё до нюансов пойму» -/-  -/- -/   .
3. Аналогичная картина наблюдается и в следующей строке: «И вторник весь насквозь промок!» -/ -/ -/ -/ .  Скорректируем середину строку и получим искомый амфибрахий: «И вторник всецело промок!» -/-  -/-  -/  .
4. Похожая ситуация сложилась и в последней строке следующего четверостишия:
«Стихи – это чуточка тайна
И мысли свободной полёт.
Они не приходят случайно
К тому, кто их не позовёт»
Вместо трёхстопного амфибрахия получился четырёхстопный ямб: -/  +/ -- -/ поскольку ударения приходятся не только на второй и восьмой слоги, но и на четвёртый, столь характерный для ямба. В амфибрахии же, кроме 2 и 8 слогов, ударным должен быть и пятый слог. Но в рассматриваемой строке пятый слог приходится на частицу «не», которая не может быть под ударением. Отсюда следует, что строку надо корректировать более основательно: «К тому, кто их вовсе не ждёт»  -/+ -/-  -/  . В предложенном варианте ударение в наречии «вовсе» оказывается на пятом слоге строки.    
5. А вот концовка стихотворения написанного разностопным амфибрахием: в нечётных стоках 4-х стопный амфибрахий (11 слогов и женские рифмы), а в чётных строках – 3-х стопный амфибрахий (9 слогов и мужские рифмы).
Как странно остаться совсем одному,
Счастливые годы отринув.
Не знали – сказал он – мы только кому
Живому быть наполовину.
В последней строке рассматриваемого четверостишия вместо 3-х стопного амфибрахия фигурирует 4-х стопный ямб с ударениями на 2, 4, 8 слогах. В амфибрахии же ударным должен быть пятый слог. Своеобразное смещение ударений в строке к её началу произошло из-за того, что, наречие «наполовину», состоящее из пяти слогов, не вписывается в трёхстопный амфибрахий:  -/ -/ -- -/ -
Кроме того, в начале этой строки синтаксическая ошибка. Качественное прилагательное "живой" с глаголом "быть" должно употребляться в творительном падеже: "Быть (каким?) живым наполовину". Но в такой редакции строка становится хореической, а нам нужен амфибрахий. Перефразируем строку: «Придётся терять половину» и трёхстопный амфибрахий восстановится :-/-  -/-  -/-  .
        6. В одной из строк стихотворения, написанного четырёхстопным амфибрахием, как и подобает, 12 слогов и женская рифма, однако размер не выдержан: «Наш лес пожелтел уже наполовину»  +/-  -/- ?-- -/- .
Размер сбивается на частице «уже», которая третью стопу делает дактилической. Неудачно и наречие «наполовину», занимающее пять слогов и лишающее третью стопу ударного слога, поскольку первый слог этого наречия «на» приходится на второй слог третьей стопы. Итак, столь длинное наречие необходимо заменить  на более короткий синоним «вполовину». От частицы «уже» необходимо избавиться совсем. В строку необходимо ввести трёхсложное обстоятельство (наречие) причины, с ударением на последнем слоге, описывающее, почему пожелтел лес: «Наш лес неспроста пожелтел вполовину» +/-  -/-  -/-  -/-   .
 
II.Гипометри́я - недостаток слога в строке. Если в какой-либо стопе не хватает одного слога, то все последующие слоги строки смещаются влево и ударные слоги оказываются на теоретически безударных местах строки. Это и приводит к аритмии.
1. Вот строка из стихотворения, написанного трёхстопным амфибрахием: «И гимн споём на бревне»  -/  -/-  -/  .  Строка заканчивается мужской рифмой. В такой строке должно быть восемь слогов, но их всего 7. Анализ схемы слогов показывает, что в первой стопе  не хватает третьего слога: «И гимн пропоём на бревне»  -/-  -/-  -/    .
2. Рассмотрим фрагмент стихотворения в котором первые два четверостишия написаны 4-х стопным амфибрахием: в строках преимущественно по 11 слогов и мужские рифмы, а в последних двух четверостишиях, в более чем половине строк, по 10 слогов, а не 11, и амфибрахий не складывается.
И строчки легли на обрывок бумажный.

Осень вступила хозяйкой в права:
Увяли цветы и пожухла трава,
Влагою воздух с утра напоён,
Ждёт листопада под окнами клён:
 
Листья, что медью на солнце горят,
Скоро на Землю, кружась, полетят.
И, может, по листьям шуршащим идя,
Осенняя грусть, полюблю я тебя.
При желании исправить ситуацию могут союзы перед укороченными строками. Например:

И строчки легли на обрывок бумажный:

Что осень вступила хозяйкой в права,
Увяли цветы и пожухла трава,
И влагою воздух с утра напоён,
И ждёт листопада под окнами клён,

И листья, что медью на солнце горят,
На Землю, бесшумно кружась, полетят,
И, может, по листьям шуршащим идя,
Осенняя грусть, полюблю я тебя.
3. Рассмотрим четверостишие, написанное разностопным амфибрахием:  нечётные строки идеально должны были включать 4 стопы или 12 слогов и женские рифмы, а чётные слоги – содержать по три стопы или 8 слогов и женские рифмы. Однако в нечётных строках автору не удалось выдержать заявленный размер:
«От рыжих волос и конопушек          -/- -/- --/ -
Зелёных колдуньи очей.
И счастье громко палило из пушек   -/- /-- /-- /-
В надежде на пламя ночей.
В первой строке не 12, а 10 слогов, первые две стопы – амфибрахий, а третья – анапест. В третьей строке 11, а не 12 слогов. Амфибрахием является лишь первая стопа, последующие стопы дактилические. Для корректировки первой строки после двух стоп необходимо вставить двусложное слово с ударением на втором слоге. Очевидно, это слово должно быть определением конопушек: «От рыжих волос и больших конопушек» -/-  -/-  -/-  -/-  .
В третьей строке необходимо избавиться от наречия «громко» поскольку ударение в нём приходится на первый слог, что и приводит к дактилической стопе, чуждой размеру стихотворения.  Вставляемое слово должно быть трёхсложным, поскольку в строке должно быть 12 слогов, а не 11. «И счастье палило из множества пушек»  -/-  -/-  -/-  -/- .
4. Ещё один пример: строка стихотворения, написанного 5-ти стопным амфибрахием (по 15 слогов и женская рифма) содержит 14 слогов: «Пьёт кофе, уставившись в стол, одинокий блогер» +/- -/- -/- -/- /- .  Из схемы строки видно, что недостающий слог потерян в последней стопе. Для сохранения рифмы следует изменить предпоследнее слово так, чтобы в нём было не 4 слога, а пять: «Пьёт кофе, уставившись в стол, в одиночестве блогер» +/-  -/-  -/-  -/-  -/- .

III.Гиперметри́я – избыток слогов в строке. Если в какой-либо стопе лишний слог, то все последующие слоги строки смещаются вправо и ударные слоги оказываются на теоретически безударных местах строки. Это и приводит к аритмии.
1. Лишние слоги в какой-либо строке также сбивают её ритм. В строке стихотворения, оканчивающейся мужской рифмой и содержащей три стопы амфибрахия должно быть десять слогов. Однако автор расщедрился на 11 слогов: «Опьяненный весною и чекушкой» --/  --/- --/ -  . Как видно из схемы ударных и безударных слогов, лишний слог располагается между второй и третьей стопами. Уберём его и получим: «Опьяненный весной и чекушкой» --/  --/ --/ -   .

Задания. Определите размеры стихов по представленным строфам, найдите по одной аритмичной строке и предложите варианты их корректировки.

Задание 1. В. Тушнова.
   
ДОМОЙ

Я вспомню о щелях в садовой тени,
и вое тревог по ночам и о том,
как мы в беспокойные первые дни
полоски на стекла клеили крестом.

Задание 2. А. Иванов
 
   АВТОПОРТРЕТ
(пародия на Ивана Жданова)
 
Исход непонятен и взгляд необычен,
как в дырке от бублика тающий гвоздь,
а все потому, что я метафоричен,
подобно спирали включенной насквозь.

Задание 3.  Р. Казакова

«Туманен и росен…»

Вседневное горе,
всежизненная беда,
сиротская доля –
без этих людей навсегда.

Задание 4. Петр Кошель

 «Осенних полей пустота…»

Осенних полей пустота,
клочки облаков на осинах,
осенней души пустота,
готовая для озимых.         С. 116

Задание 5. Б. Пастернак

ПОСТРАНСТВО

Недолго приходится ждать.
Движенье нахмуренной выси, –
И дождь, затяжной, как нужда,
Вывешивает свой бисер.


Задание 6. Н. Рубцов

ЧТО ВСПОМНЮ Я?

А сколько там было щемящих
Всех радостей, болей, чудес,
Лишь помнят зелёные чащи
Да темный еловый лес!

Задание 7. В. Высоцкий

 ВЫСОТА
 
А можно ее стороной обойти, –
И что мы к ней прицепились?!
Но, видно, уж точно – все судьбы-пути
На этой высотке  скрестились.

Задание 8. М. Светлов

ЖИВЫЕ ГЕРОИ

Товарищи классики!
Бросьте чудить!
Что это вы, в самом деле,
Героев своих
Порешили убить
На рельсах,
В петле,
На дуэли?..
 
Задание 9. Определите размер стихотворения В. Тушновой. В каждой строфе найдите по одной аритмичной строке и предложите вариант их корректировки.

«Не знаю права ли…»

Что сплетница сойка
до хрипу кричала,
на все побережье про нас раззвоня.
Что я ничего тебе
не обещала
и ты ничего не просил
у меня.

И это нисколько меня не печалит, –
прекрасен той первой поры
неуют…
Подарков не просят
и не обещают,
подарки приносят
и отдают.

Задание 10. По четверостишию стихотворения Д. Самойлова  «Карусель»  определите стихотворный размер,   найдите   аритмичную строку и предложите вариант её корректировки:

Артельщик с бородкой
Взмахнул рукавом.
И – конь за пролеткой,
Пролетка за конем!

Решения указывайте в рецензиях на данное занятие или в личных сообщениях.

   
05.12.19