Кладбище Святого Марка

Вадим Константинов 2
                Пусть ушло
                Два века с лишним...
               
                И притом
                Не метель метёт...

                Стоит погода
                Жаркая...

                Но за телом Моцарта
                Идём...

                В погребальном шествии
                Своём...

                Тем же кладбищем
                Простым
                Святого Марка
                Мы!..
                07.12.2019.
               




Когда-то всем нам рассказывали на уроках музыки, что великого гения - Моцарта похоронили в общей могиле для бедняков (или даже для нищих). Милош Форман в финале своего знаменитого фильма "Амадей" эту картинку впечатляюще визуализировал под музыку Реквиема (с отметки 2.25)

Откуда взялась эта информация?
В воспоминаниях свидетелей обстоятельства похорон Моцарта описаны очень скупо, сам процесс захоронения никто, кроме самих могильщиков, не видел, и все биографы вынуждены были реконструировать подробности, исходя из двух известных фактов:

барон ван Свиттен (покровитель и брат Моцарта по масонской ложе, взявший на себя все расходы), оплатил церемонию по очень скромному третьему разряду;
за семь лет до смерти Моцарта австрийский император Иосиф II издал новый указ о порядке захоронения. Он запретил хоронить умерших на городских кладбищах и повелел, "чтобы тела были зашиты в льняной мешок в обнажённом виде, без всякой одежды, затем положены в гроб и транспортированы на кладбище." Далее "тело должно быть вынуто из гроба и положено в яму, покрыто негашеной известью и немедленно засыпано землей. В случае, если несколько тел прибудут одновременно, их можно поместить в одну и ту же яму."
Всё это преследовало единственную цель "как можно более быстрого разложения", чтобы через несколько лет можно было бы на этом же месте похоронить других усопших венцев. Памятники на могилах устанавливать не разрешалось, кроме тех, что располагались возле самой ограды кладбища.

Для таких захоронений в мешках были предусмотрены специальные многоразовые гробы
То есть всё как в фильме. Переходящий гроб, мешок, негашёная известь.

Эта версия похорон Моцарта больше двухсот лет считалась единственной, и по сей день венские экскурсоводы рассказывают эту историю туристам. Но сравнительно недавно австрийские историки внесли в неё существенные коррективы.

Всё было не так
Точнее, не совсем так.

Указ Иосифа II не только нам кажется изуверским, венцы тоже были шокированы и начали выступать с протестами против лишения граждан последнего права - быть похороненным по-человечески.

В итоге городской совет Вены добился от императора отмены трёх пунктов указа (про мешки и общие могилы), и спустя год Иосиф внёс в него поправки, в которых не без досады написал, что раз уж венцам так дороги их предрассудки, пусть хоронят своих мертвецов в гробах, так и быть.

Это было в 1785 году, Моцарт умер спустя шесть лет, когда всё уже вернулось на круги своя, и индивидуальные гробы для каждого умершего тоже.

Пункт, в котором говорилось о совместных захоронениях нескольких трупов в одной могиле тоже был отменён.

Поэтому Моцарт был похоронен в отдельной могиле. В гробу.

Так хоронили не только почтенных граждан Вены, но даже самых простых горожан. Пример тому - похороны соседа Моцарта , простого ремесленника, который жил этажом ниже, умер двумя годами раньше Моцарта и был похоронен в гробу (это документально подтвердил австрийский музыковед Михаэль Лоренц).

Креста на могиле Моцарта не поставили по досадному недоразумению: вдова почему-то решила, что это обязана сделать кладбищенская служба, а кладбищенская служба не считала себя обязанной ставить кресты бесплатно.

Ничего страшного?
Теперь везде написано ( и даже в школах детям говорят), что ничего ужасного в том, как похоронили Моцарта, нет, что всех обычных людей так хоронили (кроме аристократов), такие в Австрии были порядки, и не надо драматизировать. Вон и Вивальди в той же Вене где-то под асфальтом лежит, никто не знает, где именно. И ничего.

Похоронная тема в Австрии действительно выглядит, мягко говоря, странно. К примеру, сам Иосиф II, умерший на год раньше Моцарта, похоронен, как и все Габсбурги, сразу в трёх местах, по частям: сердце, внутренности и само тело покоятся по-отдельности в разных соборах Вены.
Но вообще ситуация с Моцартом далеко выходит за рамки нормы, даже если учесть, что "любовь к отеческим гробам" характерна не для всех наций.

Ведь Моцарт не был "одним из", его социальный статус и художественная репутация в Вене были довольно высоки. Он занимал пост придворного капельмейстера, был успешным композитором, педагогом и лучшим пианистом Европы.

Кто виноват?
От городских ворот до кладбища Святого Марка - около четырех километров. Естественно, что небольшая траурная процессия не пошла за повозкой с гробом по зимней слякоти. Был декабрь.

Но как объяснить с точки зрения элементарной человечности тот факт, что его безутешная вдова - Констанция - впервые решила осведомиться, где же могила её дорогого супруга, только через 18 лет? При том, что за эти годы она уже нажила себе неплохое состояние на растущей посмертной славе Моцарта.


Почему этот вопрос не интересовал любимую старшую сестру Моцарта Марию Анну?


Почему настолько равнодушны были те люди, с которыми он дружил, и которые при жизни называли его "первым композитором мира" (высказывание Гайдна)?

Почему только спустя 60 лет после смерти Моцарта власти Вены (под давлением многочисленных обращений) предприняли хоть какое-то расследование и установили на кладбище Святого Марка условное надгробие с фигурой ангела на предполагаемом месте захоронения?


Моцарт - венский бренд
В конце 19 века было устроено великое переселение останков всех венских гениев с разных кладбищ на одно - Центральное. Туда перевезли прах Бетховена, Шуберта, Глюка, Сальери, Штрауса-отца. Поскольку в случае Моцарта перевозить было нечего, там организовали уже вторую его условную могилу с памятником.


Теперь Моцарт везде. В Вене (не говоря уж о родном городе Моцарта - Зальцбурге) и шагу нельзя ступить, чтобы не увидеть в витрине его портрет в парике и красном камзоле.


Моцарт стал культом, брендом, двигателем туризма, кондитерской промышленности и концертного бизнеса.

Но его утерянная могила остаётся мрачным пятном на репутации просвещённой Вены и всей Австрии.