Афарсемон

Я-Евка
Афарсемон, восьмое чудо света,
Благоуханный Иудеи плод,
Куда же ты унёс свои секреты,
Во глубину веков ли, в толщу вод?

Каких болезней зельем не лечили!
Любая хворь пред ним не устоит.
А зёрнышко раздавишь - и мужчину
Притянет благовонье, как магнит.

Гонялись за таинственным бальзамом
Египет, Рим и весь античный мир.
Царица Клеопатра приказала,
Чтоб не иссяк бесценный эликсир,

Лелеять, множить дивные деревья.
Плантации закладывая вновь.
Но запрещалось это клятвой древней,
И ни шантаж, ни золото, ни кровь

Не помогли. С течением столетий
Развеялся волшебный аромат.
Но верят археологи, что где-то
Найдут следы - и возродится сад.

********************************

http://www.isrageo.com/2014/02/09/eingedi2/

https://sachok-2.livejournal.com/51461.html
(Ссылка почему-то не работает.) Вот текст:

Словом "афарсемон" в современном иврите обозначается хурма. Но к самой ценной сельхозкультуре древности хурма не имеет никакого отношения. Слово "афарсемон" в сильно искажённом виде взято из греческого, где оно звучит, как "офобальсамус". В европейские языки то же слово вошло, как "бальсам", "бальзам".

Мы знаем примерно, как выглядели кусты афарсемона - судя по описаниям, это были растения высотой до 4-5 метров, которые росли всего в трёх местах - оазисах Иерихона, Ливияс (что имеется в виду - право, не знаю)* и Эйн-Геди. Судя по всему, уже ко временам Иосифа бен-Маттитьягу (Флавия) эти растения существовали только в культурном виде, и в природе не встречались. Должно быть, уход за прихотливым афарсемоном был непрост.

И выработка - тоже. Собственно, в чём заключался производственный процесс, никто не знает. Предполагается, что бальзам каким-то образом выделялся из сучьев афарсемона. Видимо, важную роль в этом процессе играл обжиг чего-то в неких особых условиях.

Видите, как всё неопределённо? Потому что секрет выработки бальзама из афарсемона хранился в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Многие считают, что знаменитая надпись на мозаичном полу синагоги в Эйн-Геди, где проклинается тот, кто выдаст некий секрет чужакам, говорит именно о выработке бальзама.

Но игра стоила свеч. Бальзам, получаемый из таинственных афарсемонов, ценился настолько дорого, что стоимость его в два раза превышала стоимость равного по весу количества серебра. Говорят, он обладал целебным и омолаживающим действием. Из-за бальзама, вернее, из-за того, кто будет владеть территориями, где растёт афарсемон, начинались войны, заключались и расторгались союзы.

Про плантации в Ливиас* ничего не могу сказать. Кто ими владел, кто обрабатывал, как они исчезли...
Плантации в Эйн-Геди, судя по надписи в синагоге и по таинственному зданию на холме неподалёку,
которое археологи считают местом выработки бальзама, сохранились аж до византийского периода (5-6 вв.н.э.).
Потом исчезли... Ботаники до сих пор прочёсывают каждый распадок в Иудейской пустыне в тщетной надежде найти хоть росток легендарного афарсемона, хоть намёк на то, как он выглядел.

А вот как исчезли плантации в Иерихоне - описывает Маген Броши.

Во время Великого восстания против римлян (66-70 гг.н.э. - даты условны, потому что не учитывают более позднюю ликвидацию отдельных очагов восстания) евреи, ухаживавшие за иерихонскими плантациями, в патриотическом порыве решили сами уничтожить свою великую тайну, вырубить и сжечь все кусты.
По принципу: "Так не доставайся же ты никому"...
Римские солдаты начали защищать афарсемоны.

Я не знаю, был ли в истории прецедент этому немыслимому и парадоксальному бою. Сражались за каждое деревце. Те, кто холил и берёг, лечил, подвязывал - ожесточённо старались уничтожить то, что любили больше всего на свете. Солдаты, привыкшие и призванные убивать, умирали, защищая - прикрывая собой - деревья. Бой, по описаниям, шёл буквально за каждое дерево и у каждого дерева.

Выиграли римляне. Они умели сражаться гораздо лучше крестьян.
Крестьяне были убиты возле своих афарсемонов. Афарсемоны уцелели...

И в какой-то момент римляне поняли, что они проиграли. Победив.
Потому что, когда они перебили всех евреев-крестьян, некому стало ухаживать за афарсемонами. Никто не знал, как это делать. Кроме тех, кто лежал мёртвый на плантации... Ну, и ещё нескольких человек из Эйн-Геди, которых, возможно, римляне не сумели отыскать. Плантации погибли от неумелого ухода. И с конца первого века нашей эры никто и никогда не слышал больше о бальзаме из Иерихона.

Вы понимаете? Как бы ни закончился тот бой, афарсемоны Иерихона были обречены в любом случае...
* Владимир Симановский
http://www.stihi.ru/avtor/doktorvlad1
отыскал  такие сведения:

Беф-Гарам и Беф-Гаран (возвышенное горное место)(Чис. XXXII, 36, Нав. XII, 27) – город колена Гадова на восточной стороне Иордана, построенный во времена Моисея. В Книге Чисел говорится, что это был город укреплённый, имевший загоны для овец. По свидетельству Иеронима, Беф-Гаран сирийцами назывался Беф-Рамфа, а впоследствии Ирод Великий назвал оныЙ Ливиас, в честь дочери Августа. Слово Ливиас встрчается на некоторых Римских монетах, которые сохранились до нашего времени от времён Августа; по Флавию, Ирод Антипа назвал город Юлиадой, в честь Юлии, жены кесаря. В Ливиасе, в первые времена христианства, находилась христианская церковь и имена некоторых эпископов оной сохранились даже доселе. Иосиф, Птолемей и Страбон упоминают об этом городе. Развалины Беф-Гарана лежат к востоку от Иордана, в нынешнем Гуаране, на юг от Вади-Сеир и к северу от Хесбона.

и о нынешних исследователях тайн афарсемона:
http://otrageniya.livejournal.com/1725958.html