В саду заросшем тишина
В тенистый сумрак лет минувших
Задумчива погружена
Воспоминанием дней лучших.
Былой усадебный размах
Пришел к упадку, разоренью.
С трудом дается каждый шаг.-
В саду и доме - запустенье.
В парадный вьезд вступил лопух
В зеленобархатной ливрее,-
Подменой вышколенных слуг,
Гостей встречавших на аллее.
Цветёт единственный розан
Для бабушки - любимой внучкой.
Как юность радует глаза,-
Для старости поддержкой лучшей!
Начало жизни и конец-
Преемственностью поколений.
Жива надежда, что венец
Ознаменует возрожденье,
И сохранится барский сад,
В пейзажи вписан городские
Степенным шествием оград,
Став старорусской ностальгией...
15.11.19
Фото автора
Выставка Василий Поленов
Третьяковская галерея. 19.10.2019—16.02.2020
(к 175-летию художника)
«Тургеневская» по настроению меланхолическая трилогия «Московский дворик»1878, «Бабушкин сад» 1878, «Заросший пруд» 1879' были написаны В.Поленовым во время «романа-не романа» многолетних неопределенных отношений с певицей
Марией Николаевной Климентовой (первой исполнительницей роли Татьяны в «Евгении Онегине», солистки Большого театра, Чайковский высоко оценивал ее артистизм и вокал.)
Торец дома из «бабушкина сада» — на известном варианте картины «Московский дворик»,
девушка в розовым — с Веры, сестры-близнеца В.Поленова.
Дом и «бабушкин сад» «списан с московской дворянской усадьбы близ Арбата мнения современников относительно усадьбы разделились, в 1878 г. В.Поленов снимал флигель в усадьбе Баумгартена, затем в конце июля 1878 г. переехал на квартиру
во флигеле усадьбы Олсуфьевых на Девичьем поле, где и прожил до осени 1881 г.