Смотри на меня, как на равного

Игорь Сычев 3
На исходе лета моя, и без того немалая библиотека, пополнилась дорогим для моего сердца томиком стихов и прозы с запоминающимся названием «Лишь Слову жизнь дана…». Под одной обложкой этой хорошо оформленной книги были собраны произведения участников 1-го Всероссийского конкурса литературного творчества инвалидов. Пять августовских дней, проведённых в общении с самобытными авторами, навсегда останутся в памяти. Ведь в рамках оренбургской «Стихии Пегаса»-2019 мы узнали для себя много нового и интересного о столице Южного Урала, обрели много друзей, расширили географию общения, что для маломобильных граждан дорогого стоит.
Среди десятков авторов мне посчастливилось встретить многих, по-настоящему талантливых людей. Интерес к их произведениям возник у меня не потому, что эти авторы имели инвалидность, но по причине их одарённости. Вот тут, в полной мере, можно сказать, что эти люди своим творчеством, жизнью своею, на практике доказывают, что творчество – один из лучших способов, кратчайший путь к осуществлению на деле правильного принципа жизни «Смотри на меня, как на равного».
При ограниченности наших возможностей по причине недугов, далеко не каждый из нас может претворить в жизнь лозунг «Перед тобою 100 дорог открыты! Выбирай любую!» Увы, на деле это далеко не так! Ведь по причине нездоровья ты можешь реализовать свои способности в весьма узком спектре. Так случилось и со мною – журналистом с 45-летним стажем.
Я считаю, что мне и моих сотоварищам повезло родиться в ХХ веке, во время, благодатное для творчества. Ведь сейчас, в век компьютеризации, для творчества в области искусства и культуры перед нами открылись широкие перспективы – те самые «100 дорог», о которых я вспоминал выше.
Если ты по-настоящему талантлив, то, сидя у ПК, ты можешь написать и издать читабельные стихи или прозу, написать и записать музыкальное произведение в любом из жанров, стать художником картины, потрясающей воображение. Нет теперь и прежних административных «препонов» в продвижении своих творений в массы. За твои «кровные» без всяких рекомендаций со стороны прежде всесильных творческих союзов, любое издательство готово выпустить в свет любую книжку, хоть сборник фраз из Букваря типа «Мама мыла раму» или «Рая рада Роме» – только плати!
Но вот тут-то и возникают «рыночные» проблемы и отношения, которые зачастую мешают выходу к читателям по-настоящему одарённых, но небогатых  авторов, живущих «от пенсии до пенсии» и не имеющих возможности издать свои произведения. Зато люди «при деньгах», даже при отсутствии божьей «искорки» таланта нередко «штампуют» свои «шедевры» с завидным постоянством и с немалой скорострельностью.
Но ведь невостребованные издания неинтересны никому! Не будет привлекать читателя та или иная книга только потому, что её написал инвалид такой-то группы, а не автор, пышущий здоровьем! В творчестве все равны – и человек, с ограниченными возможностями, и автор атлетичного телосложения! Читателю качественный материал подавай, без всяких ссылок на нездоровье! И это, как раз, ценно в творчестве и в нашей непростой жизни.
По крайней мере мне и в голову не приходила мысль, подписывая свои материалы, к имени-фамилии добавлять уточнение «инвалид 2-й группы с детства». Нет уж, если я, как автор интересен, и чего-то стою, то скидок тут мне не надо! Читайте текст, оценивайте его, а не сострадайте мне. Никому не должно быть дела до моих проблем! Кому интересно то, что тексты я набираю на трудяге-ПК лишь одним пальцем левой руки? Просто я научился работать на скорости, лишь чуть уступающей профессиональному оператору ПК. Разве важно читателю, что для работы спецвозможности дисплея включены у меня  на полную мощность? Нет, для других это не должно являться важным! На выходе моё произведение не стоит из-за болезни оценивать по менее строгому счёту, чем у здоровых авторов. Но вот финансовые возможности у массы инвалидов со здоровыми людьми зачастую несравнимы!
Именно здесь авторам-инвалидам и была бы нужна помощь, поддержка не столько словом, сколько – делом. Ибо даже выпуск «бюджетного» издания объёмом в 150-200 страниц при тираже в 500 экземпляров «съедает» у инвалида порядка трёх средних пенсий. А ведь многие авторы и о «средней» пенсии мечтают, как о манне небесной. При том, что не текстом единым жив человек…
Было бы здорово, если бы при том же центральном правлении ВОИ, творческом Союзе или банке, был бы создан какой-либо фонд для поддержки творчества инвалидов, а партнёром этого проекта стала бы какая-либо государственная организация с пониманием социальной значимости данного проекта, а не компания, пекущаяся лишь о собственной коммерческой выгоде. Увы, благотворительность чистой прибыли не приносит по определению. А для того, чтобы поддерживать людей по-настоящему талантливых, при этой структуре нужно создать экспертный Совет, в который вошли бы профессиональные авторы и критики. Данный Совет отбирал бы для публикации и поддержки действительно качественные произведения, интересные своим содержанием.
Наше творчество и без скидок имеет свою специфику. Едва ли здоровый автор о преодолении жизненных барьеров, о ежесекундной борьбе с болью напишет столь же ярко, правдиво, как тот, кто знаком с той самой болью на деле… Пример Тани Селиванчик и Игоря Хитрова, Дамира Хайруллина, Алексея Борисова и многих других авторов, боровшихся с болезнями ранее и противостоящих хворям ныне, яркое тому свидетельство. Едва ли кто-то иной из людей здоровых, сможет отразить в своём творчестве наше стремление жить полноценной жизнью столь же достоверно и искренне. Этим нам приходится жить не по воле авторского вымысла, но просто исходя из каждодневных реалий жизни такой непростой, трудной, но – единственной и неповторимой, единственной…
Утверждение Николая Островского о том, что «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькоеи. мелочное прошлое, и, чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её». Не случайно, эти слова принадлежат человеку, познавшему тяжесть болезни на себе, а не «в теории»…
Хорошо, что для комфортного проживания участников оренбургского конкурса и для их работы в рамках данного мероприятия, было сделано всё возможное.  Возвращаясь к той же «Стихии Пегаса», и говоря слова искренней благодарности хозяевам, организаторам и спонсорам данного проекта, в целом прекрасно подготовленного и проведённого, хотелось бы посоветовать им не гнаться за «географией», когда с гордостью рапортовалось не столько о высоком качестве произведений всех конкурсантов, сколько о том, что в Оренбурге были представлены авторы из 40 регионов России. И при этом мало говорилось о степени их талантливости…
Положа руку на сердце спросим: «А все ли из них оказались столь талантливы, что обрели путёвку на оренбургский творческий конкурс, получивший в этом году высокий статус всероссийского состязания?» Увы, ответить положительно на данный, в общем-то, риторический вопрос трудно… Даже некоторых призёров конкурса с произведениями, представленными ими на суд жюри, людьми талантливыми на поэтической «ниве» назать, увы, нелегко.
Право, нельзя же кичиться тем, что: «Я не поэтесса, и всяких там ямбов с вашими хореями, не знаю. Просто стихи пишу для себя и родни. От души, как получится А хочу, чтобы про меня в России знали!»
Прочтёшь строки «стихов» такой «поэтессы» и, к сожалению, на деле убедишься в том, что в своём признании, что со всякими там ямбами с их хореями, дама и вправду не знакома… Но тогда возникает вопрос: как же она прошла региональный отбор? И неужели не было выбора, замены ей, ни в регионе, ни у конкурсного жюри в Оренбурге?
Говорю это будучи убеждённым в том, что в творчестве болезнь не должна быть «смягчающим» фактором! Читателя надо щадить, открывая новые имена, а не бесталанных авторов из новых регионов! Тогда не будет обид на то, что кому-то из своих местных поэтов в четвёртоми сборнике «Стихии Пегаса» было даровано дюжина страниц, а многим из «не своих», за то – талантливым на деле, было отведено лишь 4-5 страниц, а то и менее…
Так как организаторы планируют сделать данный всероссийский конкурс традиционным, у них есть возможность убрать некоторые вполне объяснимые и простительные «шероховатости». Ведь даже первый Всероссийский конкурс, в отличие от всем известного «первого блина» не стал тем самым пресловутым «комом».
С чем организаторов можно только поздравить и пожелать им успеха в этом благородном начинании.
Игорь Сычев
Призёр 1-го Всероссийского конкурса литературного творчества инвалидов «СтихиЯ Пегаса»-2019