Исторические справки к материалу Сарона часть 2

Саша Юшина
            АЛЬ - АКСА  — “МЕЧЕТЬ  УДАЛЁННЕЙШАЯ”


  В VI веке на месте древнего иерусалимского храма была возведена Церковь Марии, которая впоследствии получила название "Введения Богородицы во храм".
 
  Но в 638 году арабские войска под предводительством халифа Омара(634 – 644гг.)  взяли Иерусалим.
 
  И Омар принял капитуляцию жителей, совершив затем молитву на заброшенном каменистом пустыре, в который превратились развалины священного храма Соломона.
 
  Этим Омар хотел подчеркнуть преемственный характер ислама по отношению к предшествующим исламу религиям — иудаизму и христианству.

  Находясь в Медине, основатель ислама — Мухаммед встретился со враждой еврейской части населения. Он попытался сблизиться с евреями, принимая некоторые их обряды и учения и делая Иерусалим киблой — местом, к которому верующий обращает лицо во время молитвы.
 
  Но евреи отвергли его учение, и тогда он признал за главную святыню не Иерусалим, а мекканскую Каабу, и после 622 года — времени переселения из Мекки в Медину (хиджра), Мухаммед повелел своим последователям обращаться на молитве не к Иерусалиму, а к Мекке.
 
  Об этом говорится во 2 - й суре Корана:

 - “Поверни же лицо свое в сторону запретной мечети (Каабы). И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону”.

  И хотя Иерусалим в Коране в связи с этим не упоминается, из текста Корана видно, что раньше предписывалось обращаться во время молитвы в иную сторону:

 - Мы сделали киблу, которой ты держался, только для того, чтобы Нам узнать, кто следует за посланником среди обращающихся вспять,- говорится в Коране.

   Вскоре после завоевания Иерусалима арабы превратили базилику "Введения Богородицы во храм" в мечеть, которая впоследствии стала назваться

   Аль - Масджид аль - Акса (‘Мечеть удалённейшая’).
 
  Еще через несколько десятилетий значение Иерусалима снова возросло.
 
  Халиф Абд ал - Малик I (685 – 707 гг.) в ходе борьбы со своими мекканскими противниками запретил мусульманам посещать Мекку и предписал совершать хадж в Иерусалим.
  Дело в том, что во время совершения хаджа в Мекку местный правитель Ибн - аз - Зубейр заставлял паломников - мусульман давать ему присягу, и Абд ал - Малик принял против этого решительные меры.
 
  Но верующие были недовольны этим.
 И, как повествует арабский историк Ал - Мекин (умер в 1273г.) -
 
  "в 65 году хиджры (687/688 гг.) Абд ал - Малик послал в Иерусалим приказание увеличить Масджид ал - Аксу и предписал народу совершать хадж в Иерусалим”.

  Постепенно Иерусалим сделался третьим по значению (после Мекки и Медины) религиозным центром всего исламского мира, и мечеть аль - Акса стала рассматриваться как величайшая мусульманская святыня.

(отметим, что это произошло  лишь с 7 века нашей эры)
 
  И в ХI веке арабский писатель Насир - и - Хосров (умер в 1088 г.) определил религиозное значение Иерусалима для мусульман следующим образом:

  - "Это место — третий дом Божий".

  Ученые богословы признают, что каждый намаз, сотворенный в Иерусалиме, равняется 25 тысячам намазов”.


      * - "Иудейская война" - автор Иосиф Флавий 

                взято из Википедии