Проснувшаяся Душа

Марина Артюх
         Когда душа впервые, как бы после долгого сна, обнаруживает себя, что она есть, прежде всего, что ей хочется - это быть дальше. Она радуется и желает так и оставаться. Но предметы материального мира обступают её и давят своей мёртвостью, ненужностью, неподвижностью, душа хочет находить себя в них, а не раниться об них. И тогда она берётся за дело и преобразует их в "окружающий её мир". Но если душа неразумна, она делает это хаотично, бестолково и не выдержано - начинает и бросает, устаёт, отклоняется и вообще теряет себя по ходу своего творчества. Есть люди, которые постоянно что-то делают, так что это входит даже в их привычку и они уже не замечают того, что трудятся и трудятся, и считают, что так и должно быть, что это естественно. Но так не должно быть, потому что заботы души должны выступать для неё праздником, в крайнем случае чем-то таким, в чём она обретает удовольствие и наслаждение, и о чём потом, в конце, оглядев сделанное, она могла бы сказать словами Бога, вполне уместными и для души - "и увидела я, что это хорошо" - то, что я сделала. А если я даже не увидела, что это хорошо - то, что я сделала? Так зачем тогда я это и делала - чтобы забыться? Или чтобы как белочка в колесе каждый день начинать один и тот же бег заново по кругу?
       Душа совершает свой творческий круг материального мира, но сама она участвует в том круге как выделенная, как занимающая приоритетное место, иначе - стоило ли "огород городить" ищущей чего-то душе? Чего же ищет душа? Снова и снова себя. Ей нужно, чтобы самой себе она чувствовалась. Не чувствовала предметы, плохие, хорошие, большие, маленькие, не поглощала и не играла ими и не заигрывалась с ними, даже с самыми хорошими - а обнимала себя. Своё собственное объятие - вот что нужно душе! А такое объятие способна принести и самая маленькая вещь и самая неказистая.

      Не всегда душа просыпается, большей частью она спит. И спит она в тех же самых предметах, в которых и бодрствует, просыпаясь. Вот почему так трудно отличить разные души, ведь мы застаём их как бы за одним и тем же делом. Но трудно лишь тому, кто сам не внимателен к своей душе, а значит и к душе вообще. Посмотри, не туда, куда ты обычно смотришь - не на наличные действия и результаты, не на саму занятость, а на то, звучит ли песня в этот момент в творящей душе. Часто мы говорим: это сделано без души. Но сделано. Конечно, сделано. Но без души... Язык подсказывает что именно сделано. Кто тут был, каков был деятель? Кто-то таков, у кого не было души, что он нам оставил в наследство? - Пустую оболочку, и мы это чувствуем, даже и тогда, когда совсем не обращаем на это внимания. Душа как роспись - я здесь была или не была. А если была, то какой? Нервной и возбуждённой, как в множестве наших дел? Превратной, сонной, беспорядочной или красивой? Дай посмотреть... И мы смотрим на след души - на оформленный предмет материального мира. Смотрим и видим прежде всего не предмет, а саму душу. Так и надо смотреть. И в действительности мы и не умеем по-другому, по-другому мы тяжело и нудно учимся "всю жизнь", умерщвляя и теряя собственные души. Но так до конца и не "научаемся" и всё равно "дёргаемся" и на красоту, и на безобразие.
      Хуже всего наш поток, потому что это не наш поток, а поток материального мира. Это вещи безостановочно текут, душа же - пребывает. И пребывает она где сама захочет и где сама выберет, и по своей собственной инициативе, а если насилие и необходимость придавят её, она станет пребывать там по нужде - то есть сама станет вещью - вещью среди вещей - откуда же красота тогда возьмётся? Не ищите тогда красоты. От вещи к вещи идёт лишь "передача". Сколько не копай саму вещь - души в ней и изнутри неё не выкопать, душа вещь обвивает... И лишь обвивая, проникает её, как неуловимая аура.
      И когда эта аура есть, душа может погрузиться в вещь и не потерять себя, и даже более - может себя впервые и найти - как мы находим себя в великих предметах искусства, но и не только в предметах искусства, а и в обычном камушке на берегу. И вот этот камушек, над которым никто из людей не трудился, между тем, душа явственно показывает нам, что и в нём она может обнаружить себя - вот такой камушек подсказывает нам, что душа не должна всё время "трудиться" - что-то делать и делать, и делать вовне, что её труд совершенно иной и вообще зачастую совершается словно бы ненароком. Труд - оживлять всё вокруг! Но разве это возможно, если сама душа не жива???