Книжная полка-130. В. Берестов. Остались считанные

Единомышьленники
Наступила зима, и это повод для того, чтобы читать новые интересные книги в компании Единомышьленников!
Уютные вечера под снежным одеялом, которое укрывает мышиную нору, дарят нам часы увлекательного чтения.


Сегодня наш постоянный автор рубрики "Книжная полка" ЭЛЯ ИЛЬИНА.
Она расскажет о сборнике статей Валентина Берестова "Остались считанные дни".


Все знают Валентина Берестова, как детского поэта, но немногим он известен как исследователь творчества светила русской поэзии  - Александра Сергеевича Пушкина.

Почему Берестов обратился к Пушкину?
Ответ на этот вопрос дает отчасти Рина Зеленая в своих мемуарах «Разрозненные страницы»: «Вот детским почерком написаны стихи Валентина Берестова. Откуда он взялся? Этого мальчика-поэта нашли в Ташкенте в сорок втором году. Нашли по его стихам, которые бродили по городу, разносимые школьниками. Отыскал этого мальчишку К. И. Чуковский. И Анна Андреевна Ахматова, и Алексей Николаевич Толстой — все сразу поняли, что его надо прибрать к рукам, чтобы он не затерялся.
 Валентин приходил к нам всегда, и я делила все между ним и нашими детьми, водила своих детей и его в кино и театры. Союз писателей принял горячее участие в судьбе юного поэта» .

  Представьте: обыкновенный мальчик из Калуги во время войны попадает в Ташкент, знакомится там с Корнеем Чуковским, Анной Ахматовой, Надеждой Мандельштам и другими замечательными людьми. Всех их сближает поэзия. Мальчик пишет стихи, но еще больше читает, выискивает в библиотеке старые сборники и альманахи, переписывает тысячи строк запрещенных стихов Гумилева и других поэтов. Любовь к поэзии вообще порождает любовь к исследованию ее истинной красоты. Берестов становится не только детским поэтом, но и пушкинистом.
В этой книге несколько статей Берестова о Пушкине; они написаны ясно, интересно и притом вполне научно. Во многом Берестов пошел дальше и глубже профессиональных пушкинистов; знания историка, соединившись с интуицией поэта, приводят его к важным открытиям в той области, где, казалось бы, все давно открыто. 
Вот что пишет В. Берестов о детстве гения: «Малыш, который любит сидеть со взрослыми и слушать стихи, хохочет. Мать делает ему знак уйти. Гости осуждают шалуна. А ученый француз Жилле жмет руку мальчику: «Чудное дитя! Как он рано начал все понимать!» Вот ключ к детству Пушкина. Оно и в самом деле необычное. Не всякий ребенок станет сидеть в компании взрослых, слушать стихи и разговоры, не каждому это и позволят. Мать хочет только, чтобы ребенок при этом вел себя хорошо. Но есть люди, которые и в его шалости видят истинный интерес к миру литературному, духовному, раннее понимание и вкус».

Поразительное открытие Берестова мы читаем тут: «Выражение «лестница чувств» принадлежит Пушкину. Оно завершает конспект плана не написанной им, к сожалению, статьи о русской народной песне. В народной песенной лирике Пушкин нашёл и использовал одно удивительное свойство. Оно потом получило развитие и в его собственных сочинениях, и в «Записках охотника» Тургенева, и в прозе Чехова и Бунина. Это явление Твардовский назвал русской формой. Своеобразием национальной формы русской литературы мы, таким образом, обязаны народной песне.
Среди записей народных песен, сделанных Пушкиным, мне удалось обнаружить две песни, сочинённые самим Пушкиным в народном духе. Но Пушкин оказался и основоположником авторской песни в России».


Алексей Мельников в газете «Литературная Россия» за 29.06.2018 г. поднимает важную проблему в статье «Неудобный Берестов»: «Область Калужская сегодня чтит литераторов несколько другого толка. В числе кумиров высших областных начальников есть и Проханов, и Поляков, и Мигранян, и даже байкер Хирург, недавно изданное в Калуге жизнеописание которого со товарищи пользуется большой популярностью среди местного актива.... Почему же Берестову нет памятника?» 

Читатель! Цени Берестова и помни его труд.