Незабытые тетради 2016 Библиотека Торонто

Саша Юшина
               
   
  Весь 2015 мне по тяжелейшей необходимости пришлось жить с моими «канадцами», как называет семьи своих брата и сестры, Илья.  Маленькое наше чудо тоже нуждалась в уходе и бабушкином  тепле. Мама её попала в какую – то непонятную болезнь, что нарушило устоявшуюся  жизнь. Мы все в тихой панике справлялись, поддерживая друг друга.
  Было сложно, но медицина делала своё дело. Дочери становилось лучше, а я более подробно знакомилась с жизнью огромного фешенебельного города Торонто, да и с Канадой тоже.
  Старалась читать их газеты, где тоже много упора было  сделано на криминальные происшествия. Дома было много книг, которые мы собирали ещё в Израиле.
Я перечитывала их, когда малышка спала  и были сделаны домашние дела. Новые книги дети уже изредка покупали, но  на английском языке,  больше пользовались библиотекой.
 
  Там сеть муниципальных книгохранилищ доступна каждому, даже плохо одетому
(и такое бывает!) старику.  Есть большие столы с компами, всегда заполненные  завсегдатаями, что опять же большинство  - старые люди.
  Обслуживание бесшумное и очень доброжелательное.  Есть большая комната, где проходят лекции и занятия для детей с родителями в домашней обстановке.  Есть удобные диванчики, где можно уютно полежать с книжечкой.
  Я присмотрела там толстую книгу на английском языке про первую войну –
"Война за Независимость 1948 года в Израиле", автор Бени Морис.  Даже попросила дочь взять её для меня.

  В этой библиотеке  были совершенно уникальные книги! Я взяла про самураев, там такое описывалось! А какие там были иллюстрации! Ещё бы раз посмотрела, уникальная альбомная книга!  Главное, старого издания.
  А причина есть:  у Наты подруга Ка – Йока  – японка, к тому же из древнего рода самураев. Она такая тонкая, миниатюрная, а волосы у неё  на голове  такого объёма, что на пятерых  хватит.
  Мне стала интересна  культура самураев. Я смотрела  голивудский фильм     «Последний  самурай»,  -  очень классный!  Даже пересматривала, что делаю  обычно, когда фильм нравится. Очень впечатлило!
   А вот  эту толстую,  документальную  книгу  Бени Мориса  с иллюстрациями  почти столетнего  возраста, прочитать не осилила. Сдали назад.  Оказывается, автор  мой ровесник, живёт сейчас в каком – то кибуце на юге страны, профессор  университета.
Но вот что есть в интернете:


                УСЛОВИЯ ДЛЯ СЛЕДУЮЩЕГО ИЗГНАНИЯ

                Ари Шавит


(интервью с профессором Бени Моррисом)


                1.  В ожидании варваров



     Б.М.:  Я глубоко изучил конфликт и столкнулся с теми же глубинными вопросами, с которыми столкнулись действовавшие тогда люди. Я понял проблематику, с которой они столкнулись и принял часть понятий, которыми они оперировали.
 
  Однако, я не солидарен с Бен Гурионом. Я считаю, что он совершил тяжелую историческую ошибку в 48 - ом.
  Несмотря на то, что Бен Гурион осознавал демографическую проблему и необходимость создания Еврейского государства без многочисленного арабского меньшинства, во время войны он струсил, и, в конечном итоге, он проиграл, так как если он уже начал изгонять, нужно было довести дело до конца.
 
  Я понимаю, что то, что я говорю, шокирует арабов, либералов и сторонников политкорректности. Но я чувствую, что здесь было бы гораздо спокойней и меньше было бы страданий, если бы дело было завершено.
  Если бы Бен Гурион очистил весь Израиль до Иордана, он бы стабилизировал положение в стране на поколения. И, если конец истории окажется плачевным для евреев, то это только потому, что Бен Гурион не завершил трансфер в 48 - ом, а оставил демографическую мину в Газе, к западу от Иордана и в самом Израиле.
   
  Я не политик и не собираюсь становиться на его место, но как историк, я считаю, что была совершена ошибка.
  Поддерживаю ли я трансфер сейчас? Я не согласен быть соучастником такого действия. При существующих обстоятельствах это и не морально и не реально. Весь мир нам этого не позволит, арабский мир этого не позволит. Это разрушит Еврейское общество изнутри.

  Но при других апокалиптических обстоятельствах, которые могут возникнуть в ближайшие 5-10 лет, я предвижу необходимость трансфера. Если вокруг нас появится атомное оружие или, если начнется всеобщая арабская атака извне, с арабами в тылу, стреляющими по автоколоннам, изгнание будет допустимым и даже необходимым.

  Израильские арабы - это мина замедленного действия. Палестинизация превратила их во внутреннего врага. Это пятая колонна.
  И демографически и в смысле безопасности они могут взорвать страну изнутри. И снова будет угроза самому существованию Израиля как в 48 - ом. В таком случае, изгнание будет оправданным.


                2. Душевная болезнь палестинцев

   А.Ш.: Ты не только жесток, но и мрачен. Ты всегда был таким?

   Б.М.: Переворот во мне произошел после двухтысячного года. И до этого, я не был большим оптимистом. Я всегда голосовал за Аводу, Мерец или Шели (политические партии в Израиле).
   А в 1988 году отказался служить на территориях, за что оказался в тюрьме. Но у меня всегда были сомнения по поводу намерений палестинцев. Кемп - Девидские события и все, что произошло потом, превратили сомнения в определенность.
   Когда палестинцы отвергли предложения Барака в июле, а предложения Клинтона в декабре 2000, я понял, что они не согласны на два государства.
Они хотят заполучить все: Лод, Акко, Яффо.

   А.Ш.: Таким образом, Осло является ошибкой и мировоззрение Израильского движения за мир основывается на базовой ошибке?

   Б.М.: Ословский эксперимент был необходим. Но сегодня должно быть ясно, что с точки зрения палестинцев Осло был обманом.
 Арафат не стал хуже. Он просто обманул нас. Он никогда не был искренним в готовности к компромиссу и примирению.
  Он хочет вернуть нас в Европу, в море, по которому мы прибыли.
Он действительно считает нас новыми крестоносцами и, помня прецедент крестоносцев, желает нам того же конца.
  Я уверен, что израильская разведка располагает данными, согласно которым во внутренних беседах Арафат всерьез говорит о поэтапном плане уничтожения Израиля.
 
  Но проблема не только в самом Арафате.  Вся палестинская элита видит в нас крестоносцев и движима поэтапным планом уничтожения. Поэтому палестинцы не согласны отказаться от "права на возвращение". Они сохраняют это право, как способ разрушить Еврейское государство. Они не потерпят Еврейского государства ни на 80%  территории, ни даже на 30%. По их мнению, - палестинское государство должно занимать всю территорию.
 
 По идеологическим соображениям я - за два государства.   
 Это единственная альтернатива как изгнанию палестинцев, так или полному их уничтожению. Но реально такое решение не жизнеспособно в нынешнем поколении. По меньшей мере 30-40% палестинцев не примут его, и после короткой передышки снова наступят террор и война.

  Нынешнее поколение не увидит мира. Не будет решения. Мы осуждены жить с мечом в руках. Я не молод, но для моих детей это печально. Я не знаю, захотят ли они жить в месте, где нет надежды.
  Даже если Израиль не будет уничтожен, нормальной хорошей жизни здесь не будет в ближайшие десятилетия. То, что я говорю, это не только реакция на 3 - летний террор.
  Взрывы в автобусах и ресторанах действительно потрясли меня, но и помогли мне понять глубину ненависти, по отношению к нам.
  Палестинская, арабская и мусульманская враждебность приводят нас к порогу разрушения.
  Я считаю, что теракты не являются изолированным действием, а выражают сокровенное желание палестинцев: что бы то, что происходит с автобусами, произошло со всеми нами.

    А.Ш.: Но ответственность за ненависть и насилие лежит  на нас?

    Б.М.:  Мне - то ты не должен об этом говорить. Я изучил палестинскую историю. Я понимаю причины ненависти. Палестинцы мстят не только за вчерашний комендантский час, но и за Накбу. Но этого объяснения недостаточно.

  Народы Африки угнетались европейскими державами не меньше палестинцев и все - таки в Лондоне, Париже или Брюсселе нет африканского террора.
 
  Немцы убивали нас больше, чем мы палестинцев и все - таки мы не взрываем автобусы в Мюнхене и Нюрнберге.

  Поэтому здесь что - то другое, более глубинное, связанное с исламом и с арабской культурой.
 
  В исламе существует глубокая проблема. Это мир с другими ценностями. Это мир в котором человеческая жизнь оценивается иначе, чем на западе.
  Мир, которому чужды свобода, демократия, открытость и творчество. Мир который позволяет убивать чужого. Месть в нем занимает очень важное место. Месть находится на центральном месте в арабской племенной культуре.

  Поэтому, люди с которыми мы воюем и  общество, которое их посылает, не налагают на себя никаких моральных запретов. Если они добудут химическое или ядерное оружие, они его используют. Если смогут, то совершат геноцид.

   А.Ш.: Я настаиваю на том, что значительная часть ответственности за палестинскую ненависть лежит и на нас. Ты же сам показал, что они пережили историческую катастрофу.

   Б.М.: Верно. Но когда имеют дело с серийным убийцей, не столь важно, выяснить, что сделало его убийцей. Важно посадить его за решетку или казнить.

   А.Ш.: Объясни мне метафору. Кто является серийным убийцей?

   Б.М.: Варвары, которые хотят лишить нас жизни – это люди, которых палестинское общество посылает на теракты и, в какой - то мере, само общество.
  Сейчас это общество представляет собой серийного убийцу. Это общество очень больно... душевно.

  К нему надо отнестись как к серийному убийце. Палестинцев надо попытаться вылечить. Может быть, через годы после создания палестинского государства, они вылечатся, но до того их надо содержать как и серийного убийцу, что бы не убивали нас. Нужно создать подобие клетки. Я понимаю, что это звучит страшно. Это действительно жестоко. Но нет выхода. Это дикие звери, которых так или иначе нужно усадить под замок.

 
                3. Война с варварами


  А.Ш.: Бени Моррис, ты стал правым?

  Б.М.: Нет, нет. Я до сих пор считаю себя левым. Я до сих пор за "два государства для двух народов".

  А.Ш.: Но ты не веришь, что такое решение жизнеспособно. Ты не веришь в мир?

  Б.М.: Нет, по - моему не будет мира.

  А.Ш.: Что же ты предлагаешь?

  Б.М.: Нынешнее поколение не увидит решения. Нужно стоять на страже и защищать государство.

   А.Ш.: Железная стена?

   Б.М.: Да "железная стена". Это самая приемлемая политическая установка для нынешнего поколения.
 Это то, что предложил Жаботинский и Бен Гурион принял.
В 50 - ых годах Бен Гурион спорил с Шаретом и утверждал, что арабы понимают только силу, и только сила убедит их смириться с нашим присутствием здесь.
Он оказался прав.
   
  Это не говорит о том, что дипломатия не нужна. По отношению к Западу, по отношению к собственной совести важно стремиться к политическому решению. Но, в конечном итоге, то, что заставит их принять нас здесь, это сила. Только сознание, что они нас не могут победить.

  Я пытаюсь быть реалистом. Я понимаю, что это не всегда политкорректно, но я  считаю, что политкорректность отравляет историю и подрывает нашу способность видеть правду.

  Я как Альбер Камю. Он считался левым, человеком морали, но в Алжирском вопросе ставил свою мать выше морали.
 
Сохранение моего народа важнее универсальных моральных принципов.

   А.Ш.: Ты - неоконсерватор? Ты анализируешь нынешнюю историческую действительность Хантингтоновскими понятиями?

   Б.М.: Я думаю, что происходит столкновение цивилизаций. Я думаю, что запад похож на римскую империю 4,5,6 - ого века. Варвары напали на нее и разрушили.

   А.Ш.: Мусульмане - варвары?

   Б.М.: Я считаю, что моральные устои, которые я упомянул, это устои варваров. В отношении к демократии, свободе, открытости и человеческой жизни – они варвары. Арабский мир, так как он представляется сегодня, мир варварский.

  Запад сильнее, но не умеет отбить эту волну ненависти. Проникновение мусульман на Запад создает для него внутреннюю угрозу. Такой же процесс происходил в Риме. Римляне впустили варваров, которые и разрушили Рим изнутри.

   А.Ш.: Это действительно так драматично? Запад действительно в опасности?

   Б.М.: Да. Я считаю, что столкновение цивилизаций - это основная
характеристика 21 - ого века.
 
   Не прав тот, кто не признает этого. Речь идет не только о Бин Ладене, а о противоборстве с миром, основанным на других устоях.
 
  И мы находимся на переднем крае этого противоборства.
 
  Так же, как и крестоносцы, мы уязвимая ветвь Европы здесь. Гибель возможна. Все сионистское предприятие апокалиптично, существует во враждебной среде и, в каком - то плане, мало вероятно.

   Это было мало вероятно и в 1881 и в 1948 и сейчас. И все же, оно достигло того, чего достигло. И, в каком - то плане, это чудо.

   Я переживаю 48 - ой, и 48 - ой проецирует себя на грядущие события. Да я думаю об Армагеддоне. В ближайшие 20 лет здесь может вспыхнуть атомная война.
.
   А.Ш.: Если сионизм так опасен для евреев и настолько обездоливает арабов, может быть он - ошибка?

   Б.М.: Нет. Сионизм не ошибка.
  Желание создать здесь Еврейское государство и легитимно и положительно.
  Но, учитывая характер ислама и характер арабской нации, оказалось ошибкой думать, что можно создать спокойное государство в гармонии со средой.

    А.Ш.: Это оставляет нам две альтернативы: или жестокий и трагический сионизм или отказ от сионизма.

    Б.М.: Да. Ты заостряешь это, но это правильно.

    А.Ш.: Эта историческая реальность невыносима. В ней есть что - то  бесчеловечное.

    Б.М.:  Да, но это относится к Еврейскому народу, а не к палестинскому.
Народ, который страдал на протяжении 2000 лет, пережил Катастрофу, добирался до собственного куска земли и попал в круговорот кровопролития, быть может, на пути к уничтожению.

   С точки зрения универсальной справедливости, это ужасно. Гораздо ужасней, чем то, что произошло с малой частью арабской нации, которая находилась в Палестине.
Все может завершиться уничтожением. И это меня угнетает и пугает.
 
  Мы - наибольшая жертва на протяжении всей человеческой истории и наибольшая жертва в потенции.
  Хотя мы и подавляем палестинцев, но являемся слабой стороной.
  Мы - малочисленное меньшинство в огромном море арабов, которые ненавидят нас и хотят уничтожить. Вполне возможно, что когда их желание сбудется, все поймут, о чем я говорю. Но тогда будет поздно...

                "Гаарец", 06.01.2004

                Перевод Д.Файн, В.Кайков