Новое в городе Пушкине и Павловске

Андрей Петербургский
   С картинками здесь: http://starboy.name/doppushkin.htm



                ***
    Приветствую тебя, хранительница Павловского парка,
    (Судьбы с ним нитью связанная парка)
    Хозяйка! Антики родня! (Сестра)
    Колоннами размеренная арка
    Хранит от непогод тебя.



                ***
    Идя к Императрице на поклон,
    Подходишь – словно к трону госпожи,
    Возвышенно сидящей над тобой
    Хозяйкой, говорящей, мол, склони
    К нарочной туфельке лик свой:
    Для поцелуя выставлена ножка,
    Бродившая по Павловским дорожкам…
    В пол-оборота сидя властно,
    Императрица царственно прекрасна.
    И, словно римлянка, хозяйскою рукой
    Всевластно оперлась на царский трон.



                ***
    Поэт Жуковский, чтец Марии,
    У ног Императрицы сидя,
    Читал стихи Ей лишь о мире,
    Щадя и теша чувства милой.



                ***
    В тени развесистого дуба на скамье
    Мечтала Дама с томиком Рене (с этюдами Моне).



                ***
    Любимая Богиня Женщин –
    Цветочная Богиня Флора,
    Любительница всех растений
    В венке – для красоты убора.



                ***
    Зимою Флора овдовев,
    По осени всех потеряв детей:
    Цветы, плоды Ее дерев, -
    Печальна в царствии теней.

    Весны настанет пробужденье
    И на следах самой Зимы,
    Встречая Флоры появленье,
    (Предвестьем Флоры появленья)
    Ее подснежники видны. 



                ***
    Сатир целует нимфы грудь
    У голубого чистого истока…
    Та прилегла полунагая отдохнуть,
    И рядом он в томлении глубоком (в томленье легком).



                ***
    Явилась Флора средь цветов
    Весенней танцовщицей,
    На первой зелени лугов
    Любви и радости девицей.


                ***
    Легко взмывает танцовщица
    Над грешной, бренною землей,
    Вольна, свободна, словно птица,
    Все чувства выразить собой.


                ***
    На соснах Павловского парка,
    В глуши заманчивых лесов,
    Поют призывно белки, манко,
    Прося еду… спеша под кров.



            ***
    Осенние дубы,
    Усыпанные желудями…
    Прошедших лет плодами.



            ***
    Аллея… царскосельские дубы,
    Над озером ночным дорожка зыбкая Луны…
    Иду один, ночной Природы паладин.   



           ***
    Холодный ясный вечер,
    Застыл на водах монумент*,
    Синея, полог звездами рассвечен;
    Роняет в воды отраженье брег… 

    *Чесменская колонна



           ***
    Туманный парк, пустынный уголок.
    Застыла (мраморная) статуя любви,
    Журчит размеренно поток,
    Теченье времени-воды…



            ***
    На весеннем дожде
    Зеленеют юные ивы,
    Колышимые тёплым ветром…



            ***
    В вечерний час закатный
    Повисли тихо ивы
    Над водой…



           ***    
    Застыли ивы,
    Ветви сонно опустив
    В затянутые тиною пруды…



           ***
    Встречаются призраки парка,
    Свой творческий дух привнеся,
    Гуляя… Ахматова Анна,
    Поэтов родная сестра,
    Сидит ли у «девы с кувшином»,
    Внимая журчанью воды,
    Иль рядом с любимою ивой,
    Осыпавшей годы-листы…
    Ее во плоти осязаю,
    Родные Ей всюду места,
    И руки целуя, колен припадаю…
    В суровые годы легла Ей судьба.

    Анна Ахматова http://starboy.name/tur/ahmatova1.html



          ***
    Серебристая ива
    Над зыбкой водой… 
    Анна Ахматова.
      


    Примечание. Анна Ахматова, «Ива»:
    «А я росла в узорной тишине,
    В прохладной детской молодого века.
    И не был мил мне голос человека,
    А голос ветра был понятен мне.
    Я лопухи любила и крапиву,
    Но больше всех серебряную иву.
    И, благодарная, она жила
    Со мной всю жизнь, плакучими ветвями
    Бессонницу овеивала снами.
    И — странно! — я ее пережила.
    Там пень торчит, чужими голосами
    Другие ивы что-то говорят
    Под нашими, под теми небесами.
    И я молчу… Как будто умер брат.»



              ***
    Маленькая девочка стрижена под мальчика,
    Суховат упрямый, гордый нрав,
    Профиль римский… солнечного зайчика
    Не видать, - серьезный синий взгляд. 



              ***
    Прям орлица с леденящим взором,
    Сдержана и внешне холодна,
    В черном платье, служащим укором,
    (С чёрной шалью, служащей укором)
    В сердце чувственна, тепла.



              ***
    Римская Матрона Екатерининского парка,
    Затерявшаяся во временах,
    С гордою горбинкой, статию весталка,
    Стала изваяньем на прудах*.

    *о римской статуе, прообразе Анны Ахматовой

    А. Ахматова
    «…А там мой мраморный двойник,
    Поверженный под старым кленом,
    Озерным водам отдал лик,
    Внимает шорохам зеленым.
    И моют светлые дожди
    Его запекшуюся рану…
    Холодный, белый, подожди,
    Я тоже мраморною стану.»



             ***
    «Бродящая муза» идет по аллее,
    Задумчиво пишет в сердце стихи;
    Послушные музе, звучащей свирели,
    Качают головки цветы. 



                ***
    Затянут тиной старый пруд,
    Дворца заросшего фасад.
    Раздолье уткам в уединенье тут;
    Заброшен дикий, запустелый сад
    (Приют древесных дев – дриад),
    Склонилась ива над водой, -
    Наверно, Анны поэтичная душа;
    Дубов развесистых листва;
    Лишь ветра шум… в тиши покой
    У Александрийского дворца.



           ***
     Перед Барыней около Пушкинского Лицея. (фантазия, которую я не стал реализовывать до конца) Молодая изысканная женщина в пышном платье барыни XVIII века, глядя мне в глаза, подошла и взяла меня за руку, чтобы я сфотографировался с Ней. Я сказал, что сделаю это только предстоя перед Нею на коленях и целуя пожалованную Ею сверху руку. Она была удивлена! Но решила исполнить задуманное. Я встал на колени и припал лбом к пожалованной снисходительно руке. Потом я попросил приподнять Ее пышное платье и выставить на носке сафьяновую туфельку, к которой я мог бы припасть ниц лицом… целуя… Она недоуменно повела бровью, преисполнившись надменности, почувствовав себя моей Повелительницей, и гордо исполнила… и я, стоя на коленях, припал ниц и целовал Ее туфельку, как холоп своей Госпожи из XVIII века… (сейчас, правда, настоящие барыни на роскошных авто ездят…)   



           ***
    Целовать башмачок курсистке…


   
           ***
    На коленях в одиночестве перед главным балконом Екатерининского Дворца в ожидании Екатерины II (со свитой, что выйдя празднично, нарядно, будет говорить: «Посмотрите на стоящего на коленях нашего (моего) холопа!..») 

    P. S. Царский балкон Екатерины II http://starboy.name/bun/imp1.html



           ***
    Екатерина (молодая), гуляющая по Камероновой галерее, словно небожительница*…

   *воплощена, явлена была надо мной актрисой во время съемок фильма «Екатерина. Взлет», а я стоял внизу среди зевак-иностранцев, точно в толпе подданных, на которых она взирала безразлично сверху… в таком положении можно было и холопом себя почувствовать…
   

    Примечание. Уроки истории, умной задним умом, точно Эпиметей (брат Прометея). Спартак – герой, легенда! А чем тогда Пугачев не герой, почему не так прославлен в России? Или властям России не с руки превозносить его? И первый и второй разоряли господские гнезда, обители рабовладения (один в Римской рабовладельческой империи, другой в Российской феодальной империи). Только что Пугачев уничтожал «своих»… Подобно Крассу(1), Помпею и Лукуллу, выступивших против Спартака, являясь охранителями рабовладельческого строя в древнем Риме, в России выступили Бибиков, Панин и… Суворов – против Пугачева, являясь охранителями рабовладельческого (феодального) строя в России.
   (Возвращаясь во времена Екатерины II): - Екатерина Алексеевна, Вы поощряли своих приближенных, дворян, кто поддерживал Вас, на ком основывалась Ваша Власть, но зачастую в ущерб народу, крепостным крестьянам и др. Вы панически опасались веяний французской революции(2), боролись с Пугачевым, который выступал против системы рабовладения (и Вас лично, конечно) и не понимали, что бороться стоит не с реакцией на систему, а с самой системой, порождающей эту реакцию. Пугачев – это и яркое, спонтанное, хаотичное проявление возмущения против сложившегося порядка. И революция впоследствии в России все же случилась, и вслед Пугачеву (закономерно) пришел Сталин, и дворянская привилегированная система была снесена вместе с ее представителями(3). Путь был очень жестоким и кровавым, через гражданские, классовые войны, через две мировые войны, в которых Россия едва не перестала существовать вместе с людьми. То, чего Вы так опасались, Екатерина Алексеевна, случилось. А корень зла в системе, которую Вы отстаивали (основы которой заложил и Петр I, а крепостное право и до него Романовы), покровительницей которой являлись и не хотели, не могли, как Вам казалось, менять коренным образом.
    Извечная история: пока правители, чиновники (и гос. корпораций) будут, как … , обжираться, а обычные граждане бедствовать, то уважения со стороны последних трудно ожидать, заслуженной реакцией будет, скорее, презрение (в любом случае, это подрывает доверие, портит репутацию, как внутри, так и вовне страны, ослабляя ее, ведя к хаосу, вызывая разные негативные последствия). И не стоит в этом винить только Запад.
    Коррупция – враг России. Коррупционеры – враги народа. Со временем власть сильно коррумпируется. Так многие из нынешних правителей России напоминают уже персонажей из «Трех Толстяков» (см. фильм 1966 г.). Это то, во что склонны превращаться чиновники со временем. И посмотрите, они не наказывают «своих», «повязанных».
    Необходимо учесть международный опыт борьбы с коррупцией в развитых странах, в которых давно осознали, что коррупция (особенно в высших кругах власти) – это угроза национальной, государственной безопасности страны и выбрать серединный путь борьбы (просто Россия, как всегда, запаздывает, отстает). Чиновники пилят сук, на котором сидят, еще и публично бравируя этим (отстаивая, видимо, несправедливость = подлость).
    P. S. У меня был знакомый (из «королей дворов» в свое время), старший парень, что был мне по душе, звали его Гриш(к)а Пугачев, был он родом из донских казаков; имя он получил в честь Григория Мелехова, героя эпического произведения (и о гражданской войне) «Тихий Дон», а вот фамилия у него была в честь Емельяна Пугачева (тоже донского казака). Так что жива еще легенда, бродит где-то тень Пугачева. Я уж молчу о нынешней потребности у народа «твердой (карающей чиновников) руки» Сталина (что, впрочем, был преступником).

(1) Сыну Красса парфяне отрубили голову и насадили ее на пику; Крассу же залили (мертвому, символично) в глотку расплавленное золото, ибо он никак не мог насытиться им
(2) Во времена французской революции недовольства народа привели к тому, что и королевские головы (галантные, напудренные), точно кочаны, падали под ножом гильотины
(3) Венец абсолютной монархии в России был уничтожен; как не прискорбно, но закономерно (и возвращая плату) царской семье «сделали семейное фото» в подвале Ипатьевского дома



     Примечание. В кино «Екатерина. Самозванцы» провинившийся поэт Державин стоит на коленях перед Екатериной и Ее любовником и читает посвященную Ей оду…



           ***
     (Камеронова галерея)
     Небесная гостиная,
     Куда позволено входить богам,
     Открыта облакам.


   
           ***
    (вольная фантазия)
    В Екатерининском дворце,
    России царственном венце,
    Пурпуром окруженный Трон,
    Где б преклонил колено сам Наполеон*!..
    И спальня в нежно-голубых тонах,
    В изножье где бы целовал он прах,
    Сон Государыни храня,
    Смиренно на коленях предстоя…
   
    *коль во времени был бы поближе к Екатерине



                ***
    И сердце замирало,
    Когда я проходил Лицей…
    Все существо воспоминало
    В кружащей вьюге фей
    Стихи живого лицеиста,
    Пестуна эллин, романиста
    (Пестуна греков, эллиниста).



                ***
    Царскосельские клёны. Лицей.
    Божёк, вдохновительный Лель,
    В листве с ветерками сокрылся,
    В пенатах родных растворился;
    У парка играет свирель…



             ***
    В день ясный радостно пестреет клён,
    Ладошки развернув навстречу Солнцу,
    Утиные расправил лапки-листья он,
    Махая на ветру в небесное оконце.



            ***       
    Клён опалый, опаленный,
    В синь, пылая, вознесенный,
    Хладной осени порой
    В воды огнь роняет свой.



            ***
    Осень быстро отзвенела,
    Словно цвет отцвел весной,
    Вспыхнула листва – и облетела,
    Лишь мгновенья полны красотой.



            ***
    Алый лист опалый
    Пламенно горит;
    Юноша кудрявый,
    Рыжий сибарит,
    Осенью гуляет,
    Вакха веселит.



            ***
    Солнечным днем
    Звенит на холоде листва,
    Золотится осеннее вино.



            ***
     На Солнце в небе голубом, шелестя, осыпается золото берез… Золотится вино, словно березовый сок…

 

            *** 
    Осенние медитации-левитации…

    или

            ***
    Осенние медитации-
    Левитан-левитации…
    (Над осенней землей)
   
     (Левитан, «мастер пейзажа настроения», «Золотая Осень»)
      



             ***
    Любовь Шагала
    Вопреки физики (гравитации)
    Над землей парит. 

 



              ***
    Осень златорунница,
    Осень златоперстница,
    В золоте красуется,
    На себя любуется,
    Крёзова наследница (наместница).



              ***
    Рыжуха Осень,
    Зарыжила опять,
    Видна веснушек россыпь,
    Рыжее солнечная прядь.

    или
   
              ***
    Рыжуха Осень,
    Зарделася опять,
    Видна веснушек россыпь,
    Огнистей солнечная прядь.



              ***
    Рыжая красавица осенью гуляла,
    Листья золотые на венок сбирала,
    Да украсила им пряди рыжие свои,
    Огневым веночком солнечной зари.



               ***
    Едва проглянет Солнце поневоле
    Меж серых туч осеннею порой,
    Я предаюся тайной грусти боле
    О невозвратных днях… с тобой.


                ***
    Гордый Павл у италийской виллы, -
    Точно римский Император!..
    Краски осени унылы,
    Дремлет парк опалый… 



                *** 
    Осень в Павловском парке,
    Вазы и львы под дождём,
    Мокрые стынут террасы,
    Тихо, пустынно кругом.



                ***
    Глубокой осени дождливым днем
    Пред Павловским (классическим) дворцом
    Кентавров мост в тумане…
    Журчит Славянка под мостом,
    Уносит время всё кругом,
    Всё переменчиво в природной панораме.



      ***   
    Засыпан мост продрогшею (осеннею) листвой,
    Славянки плавное стремленье…
    Мир, тишина, забвения покой,
    Незримо времени теченье…
    (Дано нам время в ощущеньях*)
   
    *как проявление изменчивого материального мира, материя = время



                ***
    Задумчивая Осень парки посетила;
    Туманна сень в долинах мирных,
    Скульптура белая от холода застыла,
    Умиротворенье, тишина аллей пустынных…

    или

    Задумчивая Осень парки посетила,
    Вдохнула непроглядные туманы,
    Деревьев поредевшие уборы озлатила,
    Умиротворения неся прохлады.



                ***
Дубовая аллея. Ветер лютый
Последнюю листву с ветвей срывает,
Становится мир хладным, неуютным,
Душа в тревогах и волненьях замирает.



                ***
Один по парку я гуляю,
Томимый горестью забот,
С осенней грустью созерцаю
Хлад посеребренных стылых вод.



                ***
    Глубокой осени уединенье,
    Отрадно томное забвенье,
    Бродя по опустелым паркам,
    Аллей нагих деревьев аркам.


                ***
     Средь эллинических колонн
     Грустит в тумане Аполлон
     В полуразрушенной ротонде;
     После дождя Природы сон,
     Журчит поток по камням водный…



                ***
     Приветствую тебя, мой Аполлон,
     В античной древности руинах,
     Снегами талыми покрытых,
     Восставшим (воссиявшим) средь колонн!

     С поднятым луком наготове,
     Мужской блистая красотой,
     Победоносной, огневой, -
     Навстречу творческой свободе!

     И из подножья бога света
     По камням, низвергаясь с круч,
     Бежит, кипя, Кастальский ключ,
     Источник вдохновения поэта(ов).



                ***
     Венеры (потаенный) пруд
     Перед античной колоннадой;
     Нагой Богиня объявилась тут,
     Стыдливой девственной наядой.



                ***
     Венера (Афродита), прикрывая наготу,
     Рукой покров стараясь удержать,
     Другою сокрывает грудь свою,
     «Невинная» любви Богиня-Мать.


 
                ***
    Росой обрызганные розы
    В Венеры царственном саду
    Уж облетают, чувствуя морозы,
    Закрылись лилии в пруду.

    Одна Венера над водою,
    Рукою прикрывая грудь свою –
    Едва одеждами стыдливо наготу,
    Дрожит осеннею порою…



                ***
    Ночь. Рассеяна Луна.
    Парк осенний опустелый;
    Завывает ветр; листва
    На дорожке пожелтелой,
    С шумом падает, шурша…
   


                ***
    (к статуе богини любви)
    Гармония нагого тела,
    Пропорции – симметрии Творца:
    В ваянье Афродита млела,
    Ее плескалась красота.
    (Ее светилась красота.)   



                ***
    Облака нежность скульптуры,
    Грация, легкость движенья:
    Матери славной Амура
    В парке ваянье-явленье.



               ***
    Дорожки Павловского парка
    Хранит прекрасный Аполлон;
    В тумане портик, колоннада, арка…
    В любое время года он,
    Взирая с луком с высоты,
    Глядит (хранит), застывший, парка сны.



               ***
    Дождей осенних      
    Туманный сумрак.
    Парковые музы.



               ***
    Глубокий осенний покой,
    Опавших дерев нагота,
    Листвы пожелтевшей ковер,
    Осенних небес синева.



  а)
              ***
    Приветствую тебя, о, девушка печали,
    Осенней грусти и тоски,
    Твои красы почти увяли
    В пустынном парке, навевая сны.


  б)
              ***
    Приветствую тебя, о, девушка печали!
    Осенней грусти муза,
    Твои красы почти увяли
    В пустынном парке ветра блюза*.

    *блюз – уныние, хандра



               ***
    Эрминия, печали дева,
    Сидит в тоску погружена,
    На руку опершись несмело,
    В любви задумчива одна.



               ***
    Эрминия, задумчивая дева,
    Дочь сарацинского царя,
    На руку опершись несмело,
    Грустит о рыцаре Христа.



               *** 
    Приветствую муз тайный уголок!
    В траве журчащий жизни ток,
    В сени ветвей родник глубокий,
    Поэта ключ чистейший, одинокий.



               ***   
    Меж соснами железная скамья
    Над водами реки Славянки,
    Где в размышленьях сиживал и я
    В затерянном английском парке…



               ***
    «Мой ангел, будь со мной!» -
    Загадочная надпись на скамье,
    На металлической приделанной доске,
    И в центре нимб сияет световой, -
    Надеюсь, то не голос смерти злой,
    А приглашенье (обращенье) доброе ко мне.



              *** 
    В мечтах, как Христос, налегке
    По поля бескрайней тропе
    Ушел я в заоблачны дали,
    Где только меня и видали…
    (Лишь солнце сияло во мгле.)


              ***
    У краснощёкой продавщицы
    Из русских сказок теремка
    Румяный пирожок с корицей
    Купил я, голод утолив сполна.



             ***   
    Старушка на скамье
    У старой тины
    Задремавшего пруда.
    Тартила…



            ***
     Парк Павловский,
     Застыв в природном естестве,
     Лесист, пустынен, дик и глуховат,
     В своем спокойствии так близок мне,
     Моей натуре он собрат.



           ***
     Задумчив я бродил тенистыми аллеями,
     Тропинками извилистыми и параллелями,
     Где за деревьями во мраморе дворцы,
     Словно красавцы, русские венцы, -
     Под Петербургом в пригородных парках
     Любил я время проводить в разгадках*.

    *вопросов бытия



           ***
    Перед Дворцом пейзажный парк,
    Прибежище лесных задумчивых дриад
    И нимф текучих и застывших вод,
    Где отражен небесный свод…
    Две вазы; полуразрушенный мосток,
    Ручья журчанье, жизни ток…
    Возделан парк заботливой рукой,
    Художником Природы, мастером искусств,
    И полон уголков идиллий антики былой,
    Где оживает гений чувств.



           ***
    Росной утренней зорицей
    Я с Природой молодею;
    Пахнет сладко медуницей,
    От дурмана я хмелею.



           ***
    (Английский живописный парк,
    Прибежище задумчивых дриад;)
    Покрытый тиной старый пруд,
    (В тиши раздолье уткам тут),
    Над речкой мостик покосился,
    Где с книгой я в тени забылся…



              ***   
    Обитель муз и красоты –
    Под сводами кариатид,
    Из окон грации видны
    И собственного сада* вид.
   
    *собственного садика Марии Федоровны



                ***
    В колонном «зале мира»,
    Уютно полукругом выходящим в сад,
    Где обитала художница Мария*,
    Создавшая античный парк,    
    Хотел бы я иметь диван,
    Где мог бы вечером дремать;
    Иметь возможность погулять;
    И даже в дождь, и в призрачный туман
    Красу трех граций созерцать.

    *Мария Федоровна, вдохновительница и создательница антики Павловского парка

    

 

 

 

 

 



                ***
    Небесной силой вдохновлен
    Художника Италии резец,
    И в мраморе созданьем воплощен
    Богами данный образец,
    (Творений гения венец).



                *** 
    Лето и Осень, Зима и Весна;
    Сущности жизни на бренной земле,
    Дев-аллегорий встает череда,
    Каждая символ сама по себе.


    

 

 



    Примечание. Первые статуи Павловского парка – «Флора», богиня цветов, и «Аполлон» – бог солнечного света и покровитель творчества – отразили увлечения и эстетические идеалы великой княгини Марии Федоровны античностью и предопределили облик Павловского парка (что, конечно, сильно повлияло и на мое творчество)… Пополнялась коллекция из Европы.   
    Недостает в Ее саду скульптур: «Амур, снимающий бабочку с крыла», «Актеон с ланью», «Летящий Меркурий», «Лето» и т.д.



                ***
    Амур снимает бабочку с крыла, -
    Подобна ангелу крылатка, -
    Весны и Лета юная душа,
    Душа любви трав Павловского парка.



 



                ***
    Цветочный, собственный Марии сад,
    Пестрит цветами луг-газон
    Французский, ровный в аккурат;
    Трех граций милый павильон.



 

 



              ***
    Осенних граций красота,
    Уютный (античный) портик*; нагота
    Дев грациозных над рекой
    В долине мирной и родной.

    *Павильон граций



 



              ***   
    Античных граций красота,
    Колонный портик; нагота
    Гармонии возвышенной и чистой
    В долине парка живописной.



              ***       
    Тенистый портик из колонн,
    Хранящий девственно прохладу,
    Над долом возвышаясь, он
    Пролил трех дев вокруг усладу…



              ***
    В долине Павловского парка,
    Где плавно воды льет Славянка,
    Античная гармония колонн –
    Трех граций легкий павильон.

    В тумане лёвы на брегу…
    Влюбленных пара у воды внизу.
    Застыла музыка маэстро в скрипке
    И в затаенной гения улыбке*.

    *у памятника Штраусу



             ***   
    Трех граций антики обитель;
    В долине зелени густой
    Гуляют тучи над водой…
    Искусств возвышенный хранитель:
    Среди размеренных колонн
    Восстал прекрасный Аполлон,
    Муз вдохновенный предводитель.



                ***
    …и даже статуи страдали
    Во дни губительной войны:
    Стоят без рук, без ног, без головы…
    Иные в разрушенье пали, -
    Деянье Ареса* вассалов,
    Немецких питекантропов-вандалов
    Великой западной страны,
    Желавшей всех стереть с земли.

    *Гитлера


         
                ***
    Богиня мудрости и бог искусств*
    Стоят побитыми без рук.

    Но все же мудрость победила
    И вновь искусства возродила.

    *Афина и Аполлон

 

 

 

 

    Примечание. У Афины, богини ремесел, разумных деяний, отбиты обе руки; как у мудрой богини войны потеряны щит и копье, и у ног утрачена сидящая сова – символ мудрости, символ того, что отсутствует у Ареса. Это символическое свидетельство против Гитлера, горе-архитектора-художника! У Аполлона отбита правая рука, символ творческих деяний и указания пути в искусствах. Этой рукой он посылает стрелы, наказывая зло. Также Аполлон испускает лучи света, представляя Солнце. Немецко-нацистская свастика также представляла солярный символ, только наоборот, «чёрное солнце», (чёрную) пустоту… войны, вовлекающую все вокруг и превращающую в ничто; свастика имеет и концы, вращающиеся в сторону против созидательного вращения солярного символа. Так что немецкие нацисты выступали против бога солнечного света, против процветания жизни, искусств, против гармонии и разума. Таков Арес против Аполлона!

    Примечание. Гитлер – недоносок в культурном плане, он был даже незнаком с русскими художниками, архитекторами, поэтами, учеными. Он узок, как немецкий военный сапог. Да, Гитлер – сапог!
   Немцы под его руководством устроили геноцид славянских народов, русского народа, а равно проводили политику уничтожения «очагов славянской культуры».

    Примечание. Статуя «Мир» - Женщина (символизирующая рождение, мир, доброту, процветание), украшающая мужчину-льва, сидящего у Ее ног, поджав хвост… Лев – символ силы, храбрости, войны, убийства, лидерства, царской власти… Лев смирён… и добротой, и силой влечения к Женщине, о чем свидетельствует ее полуобнаженная грудь, кормящая и младенцев, ростки новой жизни…

    Примечание. Естественно воспринимать статуи в одном цвете, ибо пестрая раскраска, во-первых, неестественна и, во-вторых, отвлекает вовсе от ваяния. Монотонная окраска позволяет сосредоточиться только на восприятии скульптуры, ее форм. Светлая мраморная скульптура к тому же более естественна по утверждению Винкельмана: «Поскольку белый цвет лучше всего отражает свет, следовательно, он наиболее восприимчив; посему красивое тело будет тем красивее, чем оно белее». Хотя и у африканцев прекрасные тела; черные скульптуры тоже довольно красивы.



                *** 
    Монументальный, гробовой,
    (С массивными колоннами,
    Высокими, огромными,
    И каменною лестницей крутой),
    Пустынный храм уединенный,
    Супругу в горе посвященный,
    Сокрылся в глубине лесной,
    Храня молчания покой…
    Внутри в холодном полумраке,
    В пустынной мраморной палате
    Над урною склонилась дева,
    Оплакивая род (все), что канет в Лето…

 

 

 

(похожее фото памятника, посвященного родителям, находящегося по соседству)

 

 

 



                ***
    В тенистой зелени густой
    Затерянный античный храм,
    От глаз сокрытый, потайной,
    Обитель древняя; богам
    Как будто с виду посвящен;
    То Павла склеп, пустынный дом.
    У урны плачущая дева,
    В слезах склонившись, онемела…
    Один уныло под дождем,
    Природы внемля томный сон,
    Сидел я на ступенях склепа,
    В пустынном парке, в глубине,
    С самим собой наедине,
    Сей посетив поэта уголок,
    Где я задумчивый промок,   
    Читая влажные листы
    О царстве Павловской четы…

   *
    Супруга верная Мария
    Супругу храм сей возвела,
    Потомкам память сохранила
    На многие лета.

 

 

 

 




                ***
    На взгорье над рекой Славянкой
    Полуразрушенный театр,
    С лесной ступенчатой полянкой,
    Античной Греции собрат;
    На пьедестале возвышалась Флора,
    Дарительница нежная цветов
    Укромного искусств алькова,
    Затеи мастера садов.

 
 
 
 
 



              ***
    Под шум дождя
    Серебрится у осин листва…
    Храм Дружбы.



              ***
    Ах, Весна, - моя сестрица!
    И Зима – моя сестра, -
    Плесть узоры мастерица,
    И морозна, и бела.

    Осень, Лето – тоже сёстры, -
    Всех люблю на свете я, -
    То ли блёклы, то ли пёстры, -
    Все сезоны – мне родня. 



             ***
    Гуляет Вакх, увитый плющом,
    С подъятой чашею вина;
    В руке обильная лоза
    Плодами зрелыми угрузща.



                ***
    Бахус, пьяный бражник,
    Ветвью виноградною прикрытый,
    Льет вино, проказник,
    Краснощекий, розоликий.



                ***   
    Хариты в плющевых венках –
    Себя подобя Вакху,
    Смеясь, резвились на лугах
    И прилегли в тени прохладной
    Под лиственный навес
    Густых развесистых древес,
    Босыми пятками сверкая,
    С травинками в устах,
    Друг с другом говоря, играя,
    И отдыхая во сенях.

               
    Примечание. Сапфо – почитательница трёх граций, харит – богинь радости и веселья: Аглаи (красоты), Евросины (радости), Талии (цветения).



                ***
    Юный Вакх с чашею вина
    Пьяный бродит по тропинкам сада (парка),
    То идет, качаясь, песни бормоча,
    То под дубом сладко отдыхает. 



                ***
    Дождем умоюсь с чайной розы,
    Благоухающей в цвету…
    Пройдя, прогромыхали грозы,
    Свежо дышать, туман в саду (лесу).



                ***
    Закинуть удочку в тиши
    В долине на берегу Славянки,
    У омута заросшего в тени
    Под деревом густым торфянки*.
   
    *речки
   


                ***
    Каменный дом за ухоженным (запущенным) прудом,
    Лавка в тени под развесистым дубом,
    Где сидя, поэт порой отдыхал
    И вирши свои вдохновенно слагал.


 
                ***    
    В тени развесистого дуба
    Поэта мирная скамья…
    Покошенного зелень луга
    У задремавшего пруда.
 


                ***
    Заснуть у шумного фонтана
    В тени раскидистых древес,
    Из листьев сделавших навес,
    Вдыхая аромат тюльпана(ов).



                ***
    Тенистые арки, увитые плющом,
    В зеленом саду бьющий фонтан;
    Летним деньком, ясным, цветущим,
    Сладостно дремлющий фавн.



                ***
    Запах клейкой листвы
    Вдоль пустынной аллеи…
    Пробужденье Весны,
    Несмолкаемы трели. 



                ***
    Первый летний солнечный день.
    Зеленеет в березовой роще.
    Переливчата с солнцем игривая тень.
    И луга травой не заросши. 



               ***   
    (От солнечной жары)
    Под соснами в тени
    Успокоения отрада,
    Вдыхая аромат смолы,
    Навоза, скошенной травы…
    И нежит ветерка прохлада.



               ***
    Скамейка в сосновой тени;
    Спасает от знойной жары
    Раскидистый ствол, коряв и широк;
    В сосновых иголках гудит ветерок…



               ***
    Уж лето к осени перевалило,
    Упал с березы первый (желтый) лист,
    Июльская жара, ниспав, остыла;
    Прохладны росы – слёзы ночи и каприз. 



             ***
    Скамьи затерянные парка,
    Спокойны тинистые воды;
    Пустынная тропа, дубрава,
    Дождливы тучи небосвода.   



             ***
    Уныло осиротели парки,
    Пустынные заброшены скамьи.
    Ноябрь снегом покрывает лавки,
    Темно, промозгло, ни души…
    (Темно, промозгло, снег, дожди…)



             ***
    В глубоко заснеженном парке
    Зимнюю кормушку облюбовали
    Весело щебечущие синички
    (С желтыми грудками).

    или
         
    В глубоко заснеженном парке
    Зимнюю кормушку облюбовали
    Задорные снегири
    (С красными грудками).



               ***
    Под сению густой древес, 
    Листвой шумящей образующих навес,
    Поэт перед рекою отдыхал
    И, вдохновлен, стихи слагал…



               ***
    В Павловске, в глубине парка, в долине реки Славянки около моста над шумным водопадом возвышается романтичная пиль-башня Девы (под облаками или ясным небом). В любое время года, будь то художница весна или зеленеющее лето, или сонливая осень, или зима с ее переменчивой погодой, пиль-башня на берегу извилистой реки представляет картину для созерцания-медитации на полотне Природы, полотне бытия-жизни, сотканном и ткущимся Творцом и заботливыми руками сотворцов, хранителей здешних мест… Почему «башня Девы»? Потому что в ней в пору жить (или пребывать в заточенье) прекрасной девице, любящей из окна созерцать окрестные виды, приятные для взоров. Также сия башня может составлять обитель поэта Павловского парка… или обитель для какого-нибудь заезжего влиятельного гостя, точно графа, что волен совершать прогулки, когда ему вздумается, в близлежащих окрестностях. Да и вообще, это царские места для отдохновения и прогулок, созерцаний, размышлений, живописи и поэзии…

    P. S. Внутри пиль-башни на расписном плафоне вверху пляшут девы, музы, хариты; ангелочки читают книги, среди коих Амур и Лира («Игра зефиров и амуров»). Комнату украшают вазы, путти, фигурки из бисквита. Башня называлась «обманка» и служила местом отдыха после прогулок и купания; внизу находились принадлежности для спасения утопающих. 

   
               ***
    Плафон воздушный голубой:
    Голубки, облака над головой,
    Амур и Лира там играют
    И свитки с живостью читают.

 

    Примечание. «Пиль-башня — павильон-обманка, где за внешней открытой бедностью скрыто роскошное внутренне убранство. Павильон состоит из двух этажей. Первый имел служебное назначение. Комнату на втором этаже Мария Федоровна использовала для уединенного отдыха. Здесь находились небольшая библиотека, три кожаных дивана и мраморный камин. Внешний вид Пиль-башни существенно изменил в 1807 году архитектор А. Воронихин. Тогда построили каменный мост с металлической решеткой, разобрали ветхие строения и мельницу. Плотина превратилась в каскад. Капитально перестроили лестницу, ведущую на второй этаж. Она сохранилась до наших дней. Большой ремонт был проведен перед Великой Отечественной войной в 1939 году.
    В башне находилась караульная, где несли вахту солдаты-ветераны «Ея Величества инвалиды». «Как они услужливы, приветливы, добрые раненые солдаты! Как ласково всякого встречают, с каким удовольствием отворяют домики, храмы, беседки! Как проворно перевозят через речки на паромах и плотах! – Вся их должность состоит в этом!» - восторженно писал о них Федор Глинка, побывав в Павловске в 1816 году. Помимо охраны на караульных возлагалась обязанность оказания скорейшей помощи утонувшим.»

    Историческая справка о пиль-башне в Павловске. «Название башни происходит от английских старинных сторожевых башен, установленных на рубеже страны (характерный элемент ландшафта деревень Англии на границе с Шотландией - каменные сторожевые, так называемые Пиль-башни (pele towers), возведенные в XV веке. Цепочка таких башен была построена в долине реки Твида. Английское слово «пайл» (Pile) означает «столб». Такое же значение оно имеет и во французском).
    Павильон представляет собой двухэтажную, круглую в плане башню с конусообразной крышей, крытой соломой. Он выложен из кирпича и гладко отштукатурен. Но все традиционные детали отделки - окна, наличники, пилястры и карнизы - ложные - все писаны красками.
    Общий замысел принадлежит Пьетро Гонзаго. Проект подготовлен при участии Винченцо Бренна. Строительство Пиль-башни в 1795 году осуществили архитектор Шретер и каменных дел мастер П. Висконти. Роспись наружных стен в 1797 году - Пьетро Гонзаго. В 1807 году П. Гонзаго заново выполнил роспись, более яркую и в теплом колорите. Сохранилось несколько эскизов росписи. В 1807 году архитектор А. Воронихин наружную деревянную лестницу заменил на полукруглую каменную, а вместо мельницы через Славянку построили каменный мост с красивой металлической решеткой.
    В башне, в первом и втором этажах два круглых в плане помещения, каждое площадью по 20 квадратных метров. На первом этаже - с одной входной дверью и одним окном служебного назначения, без художественной отделки. Главное - комната второго этажа имела вход с балкона, к которому снаружи вела винтовая лестница. В комнате имелся еще «французский» балкон и два окна. С балкона виден Новосильвийский мост (арх. И. Потолов, 1873 г.). На другом берегу реки видна Камеронова колонна «Конец света», которая специально перенесена в 1801 году от Тройной липовой аллеи дворца в Новую Сильвию. Комнату на втором этаже Пиль-башни часто использовала Мария Федоровна для уединенного отдыха с книгой в руках. Мраморный камин, над камином - гипсовый рельеф и овальное зеркало составляли декор комнаты. На круглом плафоне потолка и над входом живописные полотна художника Я. Меттенлейтера. После утраты живописи во время войны художники бригады А. Трескина выполнили копии с картин Ф. Буше из Эрмитажа.
    Над Пиль-башней установлен металлодекор в виде плюмажа. («Плюмаж» - от фр. Plumage - украшение на головном уборе в виде перьев, считается символом власти, триумфа, силы). В период немецко-фашистской оккупации Павловска в Пиль-башне квартировали солдаты испанской Голубой дивизии. К 1944 году, когда Павловск был освобожден от оккупантов, в павильоне отсутствовали окна, двери, украден мраморный камин, живописные вставки, часть лепного убранства.
    В 1970 году проведена комплексная реставрация: усиление кирпичных стен, по образцам изготовлены столярные изделия, заменены чердачные перекрытия, стропила, соломенное покрытие. На наружных стенах возобновлена фресковая живопись. В последующие годы из-за повышенного увлажнения стен, а также вандализма состояние павильона резко ухудшилось.
    На втором этаже реконструирован интерьер конца XVIII века: отреставрированы живопись над дверью и на плафоне, лепная отделка, бра и зеркало над камином, наборный паркет, из дворцового фонда вернулся диван.
    Экспозиция может функционировать только в теплое время года. Помещение первого этажа будет использоваться как комната отдыха экскурсоводов и охранника.
    Пиль-башня - неотапливаемый павильон. Для доступа посетителей будет открыт только в теплое время.»

 
 
 
 
 

   

              ***   
    Кормушка-домик птички
    С изображением синички.

    И на скамейку, на плечо
    Ко мне слетались птицы горячо.
   


              ***
    Беседка Лиры



              ***
    Лиричная беседка



              ***
    Беседка любви



              ***
    Над водами в тени дерев,
    Склоненных на сонливый брег,
    Сокрылся антики колонный Храм,
    Где гений вдохновения витал (вдохновенья обитал).



    Миф о Лире http://starboy.name/lira.htm

    …и я Ей, Лире, посвящаю Храм, Храм Лиры!

    Примечание. В общем, Храм Лиры – это «концертный, музыкальный зал» или «зал поэзии».

    Храм Лиры http://starboy.name/bun/lir1.html


    Примечание. В Царском селе Храмом Лиры является Концертный зал, на портике фасада которого изображен символ Лиры – лира инструментальная. В Павловске – это Розовый павильон, где часто даются концерты классической музыки. Филармония Санкт-Петербурга также является Храмом Лиры. Да и всюду, где изображена лира инструментальная, причастная к лиричным искусствам, находится Храмы Лиры.

    В углу Храма Лиры в Царском селе изображена пара близнецов, это вполне могут быть Амур и Лира, держащиеся за руки. У Храма Лиры есть колонная ротонда Аполлона (где он и изображен с лирой-инструментом, и рядом Женщина, Венера с ребенком – с дочкой Лирой или сыном Амуром), есть и колонный портик (где наверху прямо изображена лира, опять же среди аполлоновых колонн). Там же наверху изображен Орфей, играющий на лире, которого заслушались даже звери… Это и павильон Луны и Солнца, изображенных в окружении зодиакальных знаков. Вначале этот Храм, концертный зал, был посвящен Церере, богине плодородия. Но, я думаю, она не обидится, если этот Храм будет посвящен им обеим, Церере и Лире, в сочетании плодородия и лиры, плодотворной творческой деятельности, ведь любовь и плодородие сопряжены и плоды рождаются от любви.

      

                ***
    Приветствую тебя, Храм Лиры!
    Любви и Муз прекрасный Храм, -
    Поэтов, музыкантов, любителей палитры,
    Приверженных лирическим богам.



                ***
    Приветствую тебя, Храм Лиры!
    Любви и Муз прекрасный уголок, -
    Поэтов, музыкантов, поклонников Пальмиры*,
    Прибежище от жизненных невзгод.

    *призрачного города грёз посреди пустыни



                *** 
    И Солнце, глянув из-за туч,
    Бросает точно на капеллу* луч,
    Указывая словно божием перстом
    На мученицу с царственным венцом. 

    Капелла – это тоже Храм Лиры



                ***
    Обитель вдохновенных Муз,
    Античный Храм колонный,
    Прекрасным девам посвященный,
    Либиду творческих искусств,
    Я посетил…



                ***
    Небесный сад,
    Приют Амура, Афродиты, Лиры, -
    Любви небесной небожитель рад
    В звучанье златострунной лиры.



                ***
    Перед купанием любви Богиня,
    Рожденная стихией Афродита,
    Сандалию снимает вольно,
    (Изящно, гибко, грациозно)
    Ваянья скульптора достойно.

    *к статуе «Венера, снимающая туфлю перед купанием»



                ***
    Под убаюкивающее жужжание пчёл
    Анхиз возлежал с Афродитой
    На шкурах медведей и львов,
    Им пели голубки любовные гимны,
    Меж ними струился любви сладкий мёд…



                ***
    Туманные сады Армиды
    Стоят в чарующем цвету;
    Поклонник красоты Киприды
    Бродил меж вишен поутру.
    (Застыл в дурманящем дыму).



                ***
    Венере вишню я в цвету
    Священно посвящаю,
    Влюбленность так кратка в миру,
    Цветки так скоро отлетают, -
    Как платье подвенечное меняют.



                ***
    Цветенье клёнов по весне,
    Легки зелёные ростки,
    Порывы юности везде,
    Дни упоительно свежи!
    (Так упоительны весною дни!)
    (Впрочем, вечера и ночи).



                ***
    Клён – Лире посвящен,
    Клён – дерево Любви!
    В осенне-пагубный сезон
    Его, пылая, падают листы.

    *в Японии и Китае листья клёна символизируют любовь



                ***
    Три грации –
    Служанки юные Венеры
    В тени цветов акации
    В венках из мирта* верные
    Ее чаруют танцами
    И услаждают пением.

    *мирт – «миртом прежде называли венок из цветущих побегов такого дерева или его ветвь — символ тишины, мира и наслаждения.
    В античную эпоху мирт был атрибутом богини Венеры и трёх её служанок — граций.
    В эпоху Возрождения вечнозелёный мирт стал символизировать вечную любовь, в особенности супружескую верность.
    Само слово «мирт» — греческого происхождения. Легенда гласит, что нимфа Мирсина, которой любовалась и восхищалась сама Афина, победила эту верховную богиню Олимпа на состязаниях в беге. Зависть затмила восхищение любимицей, и Афина убила нимфу в отместку за задетое самолюбие. Но опомнившись, она ужаснулась и стала молить совет олимпийских богов, чтобы они оставили ей хоть какое-нибудь воспоминание о Мирсине. Боги сжалились, и из тела погибшей выросло изящное, как и сама нимфа, растение — мирт. По преданию, венком из мирта была увенчана Афродита во время знаменитого спора, благодаря чему Парис и отдал ей своё яблоко. С тех пор мирт стал любимым цветком богини любви и красоты, иногда она даже называла себя Миртеей. Вокруг храмов Афродиты высаживали множество миртовых кустов, а во время ежегодных празднеств в честь этой богини все украшались миртовыми венками.
    От древних греков культ мирта перешёл к римлянам. Мирт неоднократно упоминается в Библии.
    Мирт является одним из четырёх растений, которые евреям предписано брать в Праздник кущей.
    Согласно древним арабским поверьям, мирт украшал райские сады, и когда первые люди были изгнаны из рая, Адам прихватил с собой веточку мирта, чтобы она напоминала людям об этих блаженных временах.»



            ***
    Евтерпа (Эрато*) – покровительница Лиры,
    Ее наставница-сестра.
    Поэзии лиричной силы
    Черпа’ются, любя.

    *Музы лирической и эротической поэзии



             ***
    Что птички в любовных сетях у ловца,
    Трепещущи бились, сгорая, сердца.
    Амур сеть закинул к себе на плечо,
    К Венере отправившись, -
                бились (жались) сердца горячо.

   

     Примечание. По смерти, надеюсь, я отправлюсь в созвездие Лиры.
      


    Примечание. Орфей ли изобрел стихи?

    (спасённый Орфей)
     …и лиру бросил на брегу,
     Устало павший на песок,
     Благодаря шумящую волну,
     Что был спасен, хоть одинок…


      
               ***
    Задумчивый Орфей,
    Поэт лиричный,
    Герой полумифичный
    Страны сладкоголосых фей.

    Со звучной лирой Аполлона
    Служитель гармоничного закона,
    Воспитанник прекрасных муз;
    Задумчив гений – сын искусств. 

    Игра его всех чаровала.
    Всем миром признанный поэт
    Уж Эвридику вел на свет
    Из царства мрачного Тартара;
   
    Он лирной музыкой своей
    Из ада призрачных теней
    Ее готов был унести,
    Но обернулся на пути:

    Когда надежды ясный свет
    Узрел на выходе поэт,
    Подвластно роковому мигу
    Он поглядел на Эвредику,
    (Идет ли та вослед,
    Голубка милая: - О, Нет!..)
       
    И, словно шёлка покрывало,
    Она среди теней пропала…
   
    Ведь каверзный правитель Ада,
    Назло его предупредил,
    Коль любопытство верх возьмет над ним
    И обернется он – она пропала. 

    Примечание. Кстати, Орфей – сын музы Каллиопы и самого Аполлона. Так и многих с «богом данным талантом» можно окрестить сыновьями и дочерями муз. 
    Не случайно и моя Лира (девочка, сестра Амура) – дочь богини любви Афродиты (Венеры) и Аполлона.



              ***
    Игривая Лира
    Полмира пленила
    Колчаном любви.
 


              ***
    Ротонда любви,
    Ротонда влюбленных,
    Прибежище Муз, Аполлона.


 
 


    Примечание. Лира – дочь Афродиты и Аполлона, - богини, вышедшей из морской пены, встретившей Солнце-Аполлона. И Лира рождена из соединения, любви – морской пены и солнечного света.

   Примечание. Аполлон всех превосходил в игре на лире и даже жестоко победил Марсия, перевернув лиру и сыграв на ней так, что даже олимпийцы заслушались. С лирой в руках он водил и Муз. Так что девочка, родившаяся от лирного Мусагета и от самой Богини Любви Афродиты (Венеры), названная Лирой, соединила в себе и морскую пену, и любовь, и солнечность Аполлона, и цвет небес, и музыку, и лиричную поэзию… 



               *** 
    Музыка неба, музыка света,
    Музыка пены морской,
    Лира играет звонко у брега,
    Веет Зефир молодой.



              ***
    Золотистая девочка с лирой
    У моря пенистого
    Солнцем залита…
   


  (Подросшая Лира) 
 
                ***
    В Павловском парке
    Звучание архитектуры
    Гармонией тишины.



                ***
    …И дни за днями здесь проходят,
    Пейзаж меняя живописный,
    Картины, тая, в небытие уходят,
    Лишь обновляя облик истый.




                *** 
    (В Павловск на отдыхе)
    Любо-зелено в долине,
    «Башня девы» у реки,
    Водопад шумит в быстрине;
    Лета лёгкие деньки
    С облаками проплывают,
    А куда – того не знают…



                ***
    Плавно реченька стремится,
    Плавно отдых длится-длится…
    А всё ж быстро протекает,
    С облаками исчезает...



                ***
    Как в юности, с надеждой, рано
    Под своды греческого Храма
    Вступаю я, наукой осенённый,
    Античным идеалом вдохновленный…
    Но миновались уж года,
    И прежний я, уже не я,
    Мои мечтанья поостыли,
    Имеет разум свой предел,
    Иные чувства, тише силы,
    Мой ум в надеждах (стремленьях) охладел.


               
     Примечание. Там, на окраинах Павловска, где высится колонна «Конец света», по осени ложатся последние солнечные лучи перед закатом, -  как символично!..



                *** 
    Муз поэтичных тенистый уголок,
    Под вашу упоительную сень,
    Деревьев прохладительную тень,
    Я, странник, вновь притек
    Найти отраду вдохновенья
    У вашего приветливого круга;
    Примите ж в сень поэта-друга,
    Что среди вас искал спасенья.


Полная работа в городе Пушкине и Павловске: http://starboy.name/pushkin.htm