Каприз 13

Любовь Николаевна Сушко
13. Наши зимы

Что-то я всё о лете да о лете... А ведь есть что вспомнить и о зиме! Да и начинали мы с Капризом работу на переезде зимой. И создалось впечатление, может, что Каприз только и знал, что катался у меня за пазухой... Вовсе нет. С самого начала я сплела ему из верёвочек лёгкий, но прочный поводок, с петлёй на конце. (Чтоб на кисть руки можно было надеть...) И, идя с поезда или на поезд, выпускала его побегать. Идти ведь от переезда к станции Картушино было намного дольше, чем к автобусной остановке. Сначала Каприз баловался и путался под ногами, мешая мне идти. Когда шли к переезду, вечером, я не очень и спешила - до смены был ещё час, хоть от станции - целый километр! Но я спокойно успевала, даже с учётом Капризкиных выбрыков. Но вот когда шли с переезда к поезду, я очень спешила, чтоб не опоздать на него и постоянно понукала пёсика:
  - Каприз, вперёд! Скорей, бо будем пешком телёпкать! -
(А пешком и страшновато ведь... Между посадками, да вечером...)
И стала я замечать, что после команды "Вперёд!" Каприз больше не путается у меня в ногах, а тянет, как танк! У него и стойка появилась - голова высоко, ушки прижаты, а хвостик флажком! Как только команда - так сразу - рабочая стойка и мой пёс попёр! Да так сильно, что я только ногами перебираю, стараясь не упасть... Маленький ведь он тогда был, года не было, а сообразил. Работал, при том ни на что не отвлекаясь!
  А вот по сильному снегу, по целику, мы друг друга тащили по очереди. То он меня прёт, пыхтя, как паровоз, метров двести-триста, пока не устанет, то я его волоку в пазухе, сначала отряхнув с него снег... Так и добирались. А иногда и пешком приходилось со смены домой ползти.
  Особенно тяжело было, когда всю ночь шёл снег. Ведь бывало, что и по десять "кругов" делать по переезду с лопатой в руках... "Круг" - это моё определение чистки переезда. Начинаешь, бывало, с проезжей части со стороны чётного шлагбаума, потом всему настилу обоих главных путей, освободить противовес шлагбаума... Проезжую часть между главными и подъездной веткой... (Метров двадцать, точно уже не помню. Может и больше.) Противовес нечётного шлагбаума... И трос нечетного шлагбаума. Не успеваешь дочистиь полный "круг", как надо начинать всё заново! Следом засыпает ведь! И желоба должны быть свободными... Да и поезда проходят, их пропускать надо! Закрывая шлагбаумы вручную! На переезде 81 км Дебальцевского отделения железной дороги был шлагбаум с ручным приводом. Единственный на всё отделение на главных путях!
  Потому-то я и боялась зим. Не столько зим, сколько снегопадов... Так, бывало, намахаешься лопатой, что ни рук ни ног не чуешь. А ещё ведь и домой надо добраться. Обидней всего было, когда уже доползаешь до станции, но поезд обгоняет на последних метрах перед перроном.

После метели

Спешу домой. Плыву, а не иду.
Ведь снегу навалило по колено.
Болтаюсь, будто муха, я, в меду...
На поезд опоздаю непременно!

Вот ситуация: и грустно и смешно,
Комедией покажется, наверно...
Домой-то мне ведь нужно всё равно!
И просится Каприз на руки верный.

Застряла снова. Вылезти нет сил.
Сижу в сугробе, как берлоге мишка...
Зима, зима, ну кто тебя просил -
Ты снегу навалила много. Слишком!

А вот и поезд подаёт гудок...
Где мой Капризка? И ушей не видно!
Перрон уж рядом, на один рывок...
Вагоны - мимо! Я стою. Обидно...

Смеясь, дежурный помахал рукой:
- Ползи скорее, придержу, не мешкай! -
Долезла. Рядом - двери в "хвостовой"...
И даже снег не отряхнула в спешке.

Сижу, дышу, как загнанный олень...
Стыки считая, тарахтят колёса...
А солнце, новый начиная день,
Скользит лучом по снеговым заносам.

Но так везло не часто...