Поговорим о добре и зле

Яна Алейникова
Ткань нашей жизни соткана из 
перепутанных нитей, добро и зло   соседствуют в ней.

О. Бальзак

  Мы с детства привыкли, что между добром и злом проходит четкая и крепкая граница, через которую не проберется ни один беглец. Эти два государства с начала времен враждуют друг с другом, причем царство Зла непременно терпит сокрушительное поражение. Сказки, фильмы, книги…здесь всегда все однозначно: есть абсолютно положительные и абсолютно отрицательные герои, и плюс в обязательном порядке возвышается над минусом. Но когда мы взрослеем, набираемся опыта и становимся мудрее, мы понимаем, что жизнь- не сказка, рассказываемая заботливой бабушкой, и не захватывающий фильм, до мелочей продуманный режиссером. Оказывается, она вообще очень любит неожиданные повороты событий и случайные стечения обстоятельств.

  Когда кто- то заводит разговор о зле, я всегда вспоминаю слова Горыныча из мультфильма «Иван- царевич и Серый Волк»: «Понял? Ось Зла: Яга, Кощей и я.». Интересно, что эта самая ось для каждого человека специфична: кто- то строит ее из чудищ и злодеев, у других она складывается так: ЕГЭ, Недосып и Точные Науки, а есть еще стандартный излюбленный набор «Будильник. Понедельник. Начальник.». Но я заметила, что за последние 5 лет широкое распространение приобрела тенденция показывать то, что мы давно считаем абсолютным злом, с другой, неожиданной стороны.

   Вспомним любимую всеми маленькими (и не очень) девочками сказку «Спящая красавица». Храбрый принц побеждает ни с того ни с сего обозлившуюся колдунью и снимает проклятие с прекрасной принцессы. Зло повержено, добро торжествует, и жили они долго и счастливо. Но в 2016 году в свет вышла другая версия привычной нам сказки – «Малефисента». Внезапно добро и зло меняются местами. Как же так? Ведь так долго в нашем сознании жил иной сюжет, где злая ведьма, благородный король и принц со своей истинной любовью. Как же добро вдруг стало злом?

  Теперь обратим внимание на всем известное противостояние супергероя и суперзлодея: Бэтмен и Джокер (он же Артур Флек). Справедливый «рыцарь» и хладнокровный убийца- психопат. Но в октябре 2019 года нашему взору предстала кинокартина Тодда Филлипса «Джокер». Мы видим потерянного в сильно разложившимся обществе одинокого больного человека, из последних сил пытающегося прокормить себя и свою пожилую мать. В Артуре еще нет и намека на будущего «клоуна- принца преступного мира». Однако общество жестоко обходится с ним, и однажды он, не преследуя никакой масштабной цели, вынужден был дать отпор, чтобы спасти свою жизнь. И это событие дает начало перевоплощению Артура из безобидного больного бедняка в опасного безумца, что происходит под губительным влиянием среды, а не по его собственной воле. И кто же здесь «плюс», а кто «минус»? Снова никакой однозначности, все границы стерты, а добро и зло не просто меняются местами, они сливаются в невообразимую химеру.

   Таким образом, наша система восприятия добра и зла построена так же непрочно, как искусственная классификация Карла Линнея: стоит взять единственный отвлеченный признак, и эта система рушится. Где же, Горыныч, теперь эта ось Зла? Кажется, что никакая это не ось- это калейдоскоп, сферическая призма: проходящие сквозь нее линии добра и зла преломляются, пересекаются, совпадают и соприкасаются. И то, что мы увидим в этой призме, зависит всего лишь от угла зрения.

  Я хочу сказать, что в мире не существует абсолютного добра и абсолютно зла. Видение этих явлений определяется только одним- позицией наблюдателя, нашей позицией.