Занятие 8. Стихи для детей

Генрих Ужегов
           Многие начинающие авторы считают, что писать стихи для детей легче и проще, чем для взрослых. Это - большое заблуждение. Ребёнка обмануть трудно. Его восприятие жизни во многом основано на интуиции, поэтому он сразу схватывает суть стихотворения и всегда отличит фальшивку от настоящего произведения. Стихотворение, написанное для ребёнка, должно быть искренним, без словесных выкрутасов и недомолвок. И оно должно быть не стихотворным упражнением, а настоящей творческой вещью отражающей мир детства. Но и говорить, что нет каких-то особых секретов детского поэта - тоже слишком опрометчиво. Корней Чуковский, признанный классик детской литературы, написал целую книжку с заповедями детского поэта. В ней он описал не только технические или стилистические основы стихосложения для самых маленьких читателей, но и попытался показать, как важно именно сердцем чувствовать историю, которую  вы хотите рассказать. Интересны в этом плане также очерки поэтессы Агнии Барто, рассказывающей о своей работе над детскими стихами.
   
  Многие из советов Чуковского и Барто продолжают быть актуальными и в настоящее время, ведь хорошие стихи, как и вкусы маленьких детей - почти всегда остаются одинаковыми. Для того чтобы понять, какие стихи нравятся детям - просто прислушайтесь к тому, какие песни поют мальчишки и девчонки. Обратите внимание на то, что детям нравится тянуть понравившийся звук, а это легче делать с мужскими рифмами (когда ударение падает на последний слог).Поэтому стихи для детей предпочтительней писать мужской рифмой. Детям нравятся двухсложные стопы: ямбы и хореи (при хорее - ударный первый или  третий слог, при ямбе - 2-4-6). Они легко произносятся, легко запоминаются. Кстати, существуют мнемонические техники, когда сложные слова или цифры запоминают стихотворением. И по форме это почти всегда ямб или хорей. Корней Чуковский писал, что детские стихи предпочтительней  писать обязательно хореем. Конечно, с этим можно не согласиться и выбрать любой другой стихотворный размер. Главное, чтобы стихотворение воспринималось на слух просто и гармонично.
   Этот великий  детский поэт всегда настаивал на том, что детские стихи должны легко перекладываться на визуальные образы. Абстрактные стихи, так модные среди взрослых, не подойдут малышам, потому что в детском возрасте мыслят образами, а не сложными конструкциями. Стихи для детей должны напоминать красочные яркие картинки с множеством забавных персонажей. Чем лучше любое стихотворение перекладывается на образы, тем легче будет ребенку войти в мир поэзии, представить себе реальность действия, изложенную в стихах, заинтересоваться ими. Поэту, который пишет стихи для детей, нужно уметь слушать то, что говорят дети, подмечать их выражения, интонации. Важно не просто подражать им, а вплетать в свою речь наиболее яркие детские слова и прибаутки.
  Если вы пишите стихи для детей, у вас должен быть один главный ориентир - детское восприятие. Малыши открыты к новым чувствам, эмоциям и переживаниям. Воспринимая все новое с совершенно иной точки зрения, отличной от точки зрения взрослого человека, дети и выражают свои мысли порой крайне неожиданно. Любая литература для них не просто изложение сути неких событий, мыслей или чувств автора, а ценнейший источник информации, сильное эмоциональное переживание, множество открытий. Люди, сохранившие такие способности к чтению, имеют все шансы стать поэтами.
    И наконец, если вы пишете для детей, но все еще не уверены, что ваши стихи хороши, то дайте их почитать или послушать детям. Маленькие слушатели не могут врать, их реакция точно скажет - хороший ли вы детский поэт. А самое главное в детской поэзии - уметь слушать детей и видеть окружающий мир их глазами
    Детская литература – литература особенная, нежная. Не приемлет фальши, грубости, пошлости. Стихи для детей не бывают второсортными, ведь ребёнок восприимчив к  любого рода, неискренности. Писать стихи для детей – великая ответственность.               
      Техника исполнения стихотворения, предназначенного для ребёнка, не имеет оценки. Она (техника) либо есть, либо нет. Главные составляющие: ритм и внятные рифмы. Поэтому здесь основное внимание должно быть направлено на смысловую, эмоциональную и психологическую сущность текста.

          Характерные черты детской литературы:

- Главная роль в произведении должна отводиться ребёнку.
- Произведение по тематике должно соответствовать детскому возрасту.
- Желателен относительно небольшой объём.
- В книге должно быть много рисунков (особенно если она предназначена  для ма-леньких детей).
- Язык произведения должен быть простым и понятным.
- Произведение для детей должно содержать много диалогов и действия, но в нём не должно быть слишком  много  описаний  природы, или  того места, где происходят  описываемые события.
- В произведении для детей должно быть много приключений.
- Обязателен счастливый конец (победа добра над злом).

      Задумывались ли вы когда-нибудь раньше, почему одни стихи сразу нравятся маленьким детям и становятся настоящими «хитами» для многих и многих поколений, а другие, наоборот, не привлекают внимания ребенка даже при самом выразительном чтении?
      Стихи для детей раннего возраста -  особенная область поэзии. Наиболее естественной для ребенка дошкольного возраста является такая конструкция, при которой слово, обозначающее лицо, стоит на первом месте, выражено существительным в именительном падеже, за ним идет глагол в личной форме, а действие разворачивается по схеме: кто что сделал - с чем сделал.  При работе над содержательной стороной каждого стихотворения должны использоваться максимально простые предложения.  Писателю или поэту, который пишет произведение для совсем маленьких нужно помнить, что поэтическое творчество отражает, прежде всего, особенности стилистического оформления мысли взрослого человека, и отнюдь не всегда эти высказывания, при всей их несомненной художественной ценности, понятны маленькому ребенку, который только начинает усваивать премудрости  родного языка.  В полной мере все эти трудности относятся к поэтической речи, понимание которой маленьким ребенком часто  затруднено, а иногда и просто невозможно, как это бывает, например, при чтении больших стихотворных отрывков. Эпитеты, аллегории, метафорические обороты, являясь неотъемлемой частью художественной речи, также усугубляют проблемы восприятия стихотворного текста малышами.   
   
                АГНИЯ БАРТО О ДЕТСКИХ СТИХАХ

    Каковы же особенности творчества детского поэта? Прежде всего, он должен обладать
    д е т с к о с т ь ю, это дар природный, и заменить его ничем нельзя. По нескольким строчкам, пусть незрелым, несовершенным, можно понять обладает ли поэт таким даром. Бывает и так: дар детскости есть, а знания современных детей нет. Общения только со своим ребенком, если таковой имеется, недостаточно. Правда, я слышала когда-то такую фразу от маленького сына одного детского писателя: «Мама говорит, что мой папа молодец, он сделал из меня четыре печатных листа».
  Надо постоянно общаться с детьми, идти в детский народ. Для меня, например, очень многое определяет чтение моих новых стихов перед большой детской аудиторией. Дети нетерпеливы, и, если хоть на несколько минут их интерес ослабевает, они начинают двигаться, возиться, и ты перестаешь владеть залом. Значит, какие-то строчки лишние. В книжке, может быть, они кому-нибудь понравятся, но я то хочу, чтобы дети наизусть знали мои стихи. А для этого надо, что6ы строфы, одна за другой, сами вкатывались в память, а длинноты (даже незначительные) могут этому помешать. Вот и приходится иной раз после выступления перед детьми и хорошие строчки безжалостно вычеркивать.
  Любопытно, что в разные годы самых разных молодых поэтов заботит одна и та же мысль: они считают, что старшее поколение советских детских поэтов - первооткрыватели - пришли как бы на целинные земли и использовали все тематические богатства. Молодые говорят:

- Нам много труднее, чем вам, обо всем вы уже написали: какую тему ни возьми, она исчерпана кем-то из вас!

Хорошо, что молодые не хотят идти по проторенной дороге. Бесспорно, истоптанные тропинки надо обходить и прокладывать свой путь, но все же наивна точка зрения, что все темы уже «разобраны» старшими. Жизнь рождает все новые и новые темы, и, казалось бы, вводи их в поэзию, расширяй круг тем,- какой простор для молодых поэтов! Дело в другом: в умении увидеть новое, воодушевиться им, привлечь жизненный материал, найденный тобой самим, тогда одна и та же тема будет решена разными поэтами по-разному. А иначе что же получается? После знаменитого «Дяди Степы» Микалкова, стихотворения о веселом и добром советском человеке, выходит, больше незачем писать о доброте? Тема исчерпана? Конечно, нет! Михалков нашел свое решение, а найденная им отличительная примета героя сделала дядю Степу достоверным, тем более что все недостатки и преимущества высокого роста автор испытал на себе. Михалков открыл «светофор доброты» в поэзии для детей, светофор этот горит и не закрыт для других поэтов.
   Многих вводит в заблуждение простота детского стиха. Один дедушка написал мне: «Скучно быть пенсионером, думаю, не заняться ли писанием стишков для детишек, дело это не сложное».
   Но в том-то и дело, что дело-то сложное. К простоте детского стиха не применимы слова Тургенева: «Иной сделается ясен, прост как нуль», речь идет не о примитиве. Простота детского стиха - это ясность мысли, точность слова, присущие народной поэзии: загадкам, поговоркам, пословицам, звонким детским считалкам, песенкам. В строй детского стиха я считаю вполне возможным вводить аллитерации, ассонансы, разнообразные ритмы - все слагаемые стиха современного. Если они органичны для поэта, то он сумеет сохранить при этом и внутреннюю дисциплину детского стиха, его музыкальность, простоту звучания каждой строки.
       Как-то один из начинающих попросил:
- Откройте мне все секреты вашего мастерства, я не тупой, пойму.
     Я засмеялась:
- Охотно это сделаю, хотя самый главный секрет в том, что каждый поэт должен открыть для себя все секреты заново.
      Работая над новой книжкой, новым стихотворением, всякий раз продолжаешь их открывать. Давно я для себя открыла, например, что детское стихотворение надо писать «на рост». Как в народной сказке есть второй смысл, не всегда понятный детям, так и в детских стихах должен присутствовать подтекст. Если стихи понравились ребенку, они остаются у него в памяти надолго. А ребенок растет с каждым днем и, возвращаясь к стихотворению, понимает его глубже, по-новому. Очень увлекательно писать для растущего человека, обращаясь сегодня к сознанию ребенка, одновременно писать как 6ы впрок».

   Детские стихи – это не мораль, не прописи. Они раскрывают красоту жизни, помогают ребенку сделать первые духовные открытия. Их невозможно сделать, если в стихотворении нет горестных переживаний и выхода из них. Самые первые, самые маленькие стихи для детей устроены так. Возьмём всем известное стихотворение Агнии Барто:

 Уронили мишку на пол,
 Оторвали мишке лапу.
 Все равно его не брошу,
 Потому что он хороший.

  Не о мишке стихотворение, а о том, что сломан, разрушен мир – игрушка, которую ребенок воспринимал как живое существо, подвергнута поруганию, но в то же время ребенок вместе с лирическим героем стихотворения переживает чувство верности и любви.
   Поэты, пишущие для детей, должны обращать внимание юных читателей на разные стороны жизни: одни стихи должны нести новую, занимательную информацию об окружающем мире, другие учить разумному, доброму, вечному, третьи развивать фантазию и творческое мышление. Если писатель взял игровую форму стихотворения, то дистанция между стихотворением и читателем  будет сокращаться, происходит создание такого художественного пространства, в котором ребёнок ощущает себя буквально как рыба в воде.
    Есть предположение о том, что эмоциональное отношение к действительности, эстетическое чувство – это родовое чувство, оно дано человеку изначально, присутствует в каждом человеке, но в разной степени развитости. И тут стихи, книги выступают как хорошие учителя. Они говорят о чем-то важном и значительном, о мгновенных открытиях духовной жизни человека. Но прекрасное возникает только в единстве противоположностей – горя и радости, печали и света. Переживание преодоления, выхода из этого объективно существующего конфликта – суть воздействия искусства на человека. Дети в высшей степени способны к этому переживанию. Сопереживая противоречивым эмоциям лирического героя, они наслаждаются поэтической формой выражения. Поэтому детская лирика – это настоящая лирика. Она о первых открытиях в сфере духовной жизни человека, в сфере прекрасного. А выше прекрасного ничего нет в жизни.
  И ещё об одном надо помнить поэтам, которые пишут для детей: стихи не должны уничтожать искусство, уничтожать в ребенке тягу к высокому и прекрасному. Стихи – это не стол, который существует для определенной цели, или стул, на котором сидят. Это мощная поддержка человеку, преодолевающему свою малость и беззащитность.

              Какие стихи больше нравятся детям?

На  детской выставке «Путешествие в страну Поэзия», где работа проходила как игра-конкурс «на лучшего помощника издательства “Детская литература”», первое место по количеству выборов занял раздел «Веселые стихи», дарящий детям двойное наслаждение от поэтического и очень значимого для них комического преображения действительности. К нему обратились более половины детей. Второе место принадлежало разделу «Я расту», включавшему в себя произведения, в которых поэтически преображались хорошо известные маленькому читателю события детской жизни. И совсем чуть-чуть отстал от него раздел пейзажной лирики, который включал в себя стихи, также соотносящиеся для детей с категорией «прекрасного» в силу того, что в них находил яркое словесно-пластическое выражение уже известный им опыт эмоционального общения с природой.   

    Для того чтобы понять, какие стихи нравятся детям – просто прислушайтесь к тому, какие песни поют мальчишки и девчонки. А вот в чем уж никак нельзя спорить с Чуковским, так это с тем, что детские стихи должны легко перекладываться на визуальные образы. Пишите стихи так, как будто рисуете книжку для детей: красочную, яркую с множеством забавных персонажей. Чем лучше любое стихотворение перекладывается на образы, тем легче будет ребенку войти в мир поэзии, представить себе реальность стихотворения, заинтересоваться им. И это даже без реальных картинок.
  Еще один секрет, которому нас учит Агния Барто и Корней Чуковский, это слушать то, что говорят дети, подмечать их выражения, и не просто подражать, а вплетать в свою речь их «словечки» и прибаутки. Все эти «чучела - мяучела» и другие интересные обороты.   

  И закончить эту небольшую статью хочется советами-заповедями величайшего детского поэта Корнея Чуковского:

                Заповеди от К. Чуковского :

ПЕРВАЯ
Каждое стихотворение должно быть  как отдельный рисунок, то есть в каждой строфе, а порою в каждом двустишии должен быть материал для художника. Пишущий должен мыслить рисунками.

ВТОРАЯ
Быстрая смена образов. … Сюжет поэмы для малых детей должен  быть так разнообразен, подвижен, изменчив, чтобы каждые пять- шесть строк требовали новой картинки. Там, где этого нет, детские стихи, так сказать, не работают.

ТРЕТЬЯ
Словесная живопись должна быть в то же время лирична. Поэт-рисовальщик должен быть поэтом-певцом.  Ребенку мало видеть тот или иной эпизод, изображенный в стихах: ему  нужно, чтобы в этих стихах были песня и пляска. Недаром в детском фольклоре всех стран уцелели в течение столетий главным образом песенно-плясовые стихи.

ЧЕТВЁРТАЯ
Подвижность и переменчивость ритма. «…Крупные фабульные произведения в стихах могут дойти до маленьких  детей лишь в виде цепи лирических песен - каждая со своим ритмом, со своей  эмоциональной окраской;  всячески разнообразить  фактуру стиха в соответствии с теми эмоциями, которые этот стих выражает…

ПЯТАЯ
Повышенная музыкальность поэтической речи. Музыкальность  достигается раньше всего необыкновенной плавностью, текучестью звуков. Дети  в своих стихах никогда не допускают того скопления согласных, которое так   часто уродует наши "взрослые" стихи для детей.

ШЕСТАЯ
Рифмы должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой; быть звонкими, богатыми. Ребенку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых  являются не смежными  или  неточными.

СЕДЬМАЯ
Те слова, которые служат рифмами, должны быть главными носителями смысла всей фразы. На них должна лежать наибольшая тяжесть семантики.
  Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребенка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку...  Если не удается по рифмам догадаться о содержании стихов, стихи подлежат исправлению, так как в таком виде они до детей не дойдут.   

ВОСЬМАЯ
Каждый стих (строка) должен быть законченным синтаксическим целым. Число строк равняется числу предложений. У детей постарше каждое предложение может замыкаться не в одну, а в две строки.
Длинные стихи для детей чаще всего состоят из двустиший. И Пушкин и Ершов свои сказки писали главным образом "двояшками".  Вот типичный отрывок из Пушкина:
 
   1) В синем небе звезды блещут,
   В синем море волны хлещут; (Пауза.)

   2) Туча по небу идет,
   Бочка по морю плывет. (Пауза.)

 ДЕВЯТАЯ
Не загромождать стихов прилагательными. Детское зрение чаще всего воспринимает не  качество, а действие предметов. Стихи, которые богаты эпитетами.

ДЕСЯТАЯ
Преобладающим ритмом должен быть хорей. Первый  намек на хорей получает ребенок от материнских песен.

ОДИННАДЦАТАЯ
Стихи должны быть игровыми. "Ребенок  до десятилетнего возраста требует  забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет  всем и познает окружающий его мир, прежде всего,   игрой.  Он играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится  тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка" (А.Горький) Тот, кто не способен играть с малышами, пусть  не берется за сочинение детских стихов.

ДВЕНАДЦАТАЯ
Не забывать, что поэзия для маленьких должна быть поэзией  и для взрослых.

ТРИНАДЦАТАЯ
Воспитательная. …В своих стихах мы  должны не столько приспособляться к ребенку, сколько приспособлять его к  себе, к своим "взрослым" ощущениям и мыслям. С большой осторожностью, не насилуя природы ребенка, подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов. Это и будет подлинным стиховым воспитанием…

ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

Нельзя забывать, что  существуют  и общие правила благозвучности поэтической речи: не рекомендуется злоупотреблять длинными словами  или  писать их подряд.
 «Для русского языка средняя  длина слова - три слога. Это не значит, конечно, что следует отбирать только трехсложные слова, но чувство меры должно подсказывать автору такое сочетание слов, при котором сохраняется свойственное языку чередование ударных и безударных слогов и естественная расстановка межсловесных пауз» (Голуб.И. «Стилистика русского языка»).

 Особенно это актуально, если речь идёт о стихах для самых маленьких.