36-й конкурс Бодрого Духа. Кинханедовый

Бодрый Дух
Валлийский язык – язык коренного населения одной из исторических областей Англии – Уэльса. У него своеобразные черты: в нём нормативный порядок членов предложения: сказуемое – подлежащее – дополнение. Пример: Любит Молли Питера.
Прилагательное должно идти после определяемого существительного: Стояла чашка красивая на столе.
В языке 18 согласных и 13 гласных, а также 15 дифтонгов.
Различаются долгие и краткие гласные. Также имеется ударение. Сейчас оно падает на предпоследний слог. Но ранее падало на последний, который и сейчас не полностью редуцируется – возможно рифмование безударных последних слогов.
А вообще, валлийская система стихосложения своеобразна, характерным является т. н. аллитерационный стих или кинханед.


К и н х а н е д

Что это такое? – это система стихосложения валлийцев (коренных жителей Уэльса), основанная на аллитерациях. То есть на созвучности согласных ВНУТРИ строки. А между собой строки связаны обычной рифмой.
Возможна также внутренняя рифма в строке (остановка рифмуется с главной рифмой).
Согласно правилам, строка делится на два полустишия (далее 1П и 2П), разделённых цезурой. При этом, в самом идеальном случае, согласные, имеющиеся в 1П, точно повторяются во 2П в том же количестве и том же порядке. Например (примеры чисто условные, не претендующие ни на что, только для пояснения системы стихосложения):

КаПаЛ ДоЖДиК / КуПоЛ аДа ЖиДоК

Последний слог 1П называется «остановкой», во 2П – главной рифмой.
Понятное дело, писать что-то идеальным кинханедом очень затруднительно. Поэтому придуманы различные допустимые отступления, и кинханеды разделяются на несколько типов.
(Согласно статье в википедии – к сожалению, это единственное внятное, что нашлось в сети – везде повторы одного и того же текста.)

В «крестовом» кинханеде должны повторяться согласные в двух половинах стиха (от начала до «остановки» и от цезуры до «главной рифмы»). В отличие от идеального кинханеда, допускается несовпадение согласных после гласного «остановки» и после гласного «главной рифмы».

КаПаЛ ДоЖДик / К ПоЛю ДюЖе Добр

Такое можно назвать «строгим кинханедом».
Кроме того, также  допускаются и согласные в начале 1П, не имеющие соответствия во 2П, но остальная цепочка должна полностью повторяться во 2П. Это уже более серьёзное отступление от идеального кинханеда.

сверху КаПаЛ ДоЖДик / К ПоЛю ДюЖе Добр

«Перекрёстный» кинханед допускает цепочку несоответствующих согласных в конце 1П.

КаПаЛ ДоЖДик с неба / К ПоЛю ДюЖе Добр

В «крестовом кинханед со связью» повтор цепочки согласных начинается ещё до цезуры.

КаПаЛ ДоЖДиК и КуПаЛ / ДаЖе ДиКаря

Кроме того, кинханед различаются также по ударности/безударности.
Если 1П и 2П оканчиваются на ударный слог – это равновесный ударный кинханед.
Если 1П и 2П оканчиваются на безударный слог – это равновесный безударный кинханед.
Если окончания разные по ударности, то кинханед называют неравновесным.
При этом считается допустимым только «спускающийся» кинханед – когда последний слог 1П – ударный, а последний слог 2П – безударный. И в этом типе не допускается отсутствие повторения во 2П согласных после «остановки» (гласного последнего слога 1П).
Есть также кинханед со внутренней рифмой, для которого существуют дополнительные правила и ограничения.

Существует и «гласный» кинханед. В отличие от предыдущих типов, в «гласном кинханеде» стих делится не на две, а на три части. Соответственно, в нём две цезуры и три выделенных слога, которые называются «предрифмой» (rhagodl), «верхней рифмой» (gorodl) и «главной рифмой» (prifodl). В этом типе существует множество подтипов, однако общий принцип остаётся единым: «предрифма» и «верхняя рифма» должны рифмоваться между собой, а вторая и третья части стиха должны формировать один из типов согласного кинханеда (первая часть никак не обязана аллитерироваться с остальными), при этом аллитерация 2 и 3 частей  может сводиться даже всего к одной согласной.
Такие виды кинханедов, на мой взгляд, следует признать ещё большим отступлением от аллитерационного начала, несомненно обусловленным затруднительностью написания согласных, тем более строгих и тем более идеальных кинханедов.

В валлийской поэзии обычно в одном стихотворении используются разные типы кинханедов.
Всё это сильно облегчает жизнь валлийским стихотворцам.
Но мы себе облегчать жизнь не будем.
:-)

Итак, задание: написать идеальный кинханед.
Все согласные БУКВЫ первого полустишия повторяются во втором (включая Й, мягкий и твёрдый знаки) в том же количестве и том же порядке. Других согласных букв во втором полустишии быть не должно.
Полустишия рифмовать между собой необязательно. А концевая рифма (межстрочная) должна присутствовать.
Определённый стихотворный размер (кроме брахиколона и тонического) и одинаковая структура строф.
Количество слогов в каждом полустишии не менее ШЕСТИ.

Имена собственные использовать нельзя. Также нельзя аллитерировать слово само с собой и его производными формами.

Минимальное число строк: 8.
Максимальное: 14 (сонет-кинханед).

Произведения из 12-ти и 14-ти строк поощряются при оценке дополнительными баллами.

Авторам победивших кинханедов будут отправлены призы в стихирской валюте.
Кроме этого, каждый участник, справившийся с заданием, получит за своё стихотворение тысячу стихобаллов!

Учитывая сложность задания и предстоящие новогодние праздники, время для написания не меньше месяца.

Можно подавать и два стихотворения от одного автора, по согласованию с Ведущим – три, если кто-то разродится достаточно качественно.

Внимание! Конкурс проводится анонимно, работы высылать Ведущему на почту:
tim-bond@yandex.ru

В заявке следует дать: название (не длинное!), стихотворение и ссылку на авторскую страницу.
Укрупнять согласные буквы в строках не нужно.

Стихи следует присылать не в виде файла, а в тексте письма, в нормальной записи.

Запрещается публиковать конкурсные работы раньше подведения итогов и явно «засвечивать» своё авторство.

К участию не допускаются стихи стёбного, политического, чернушного, оскорбительного, провокационного содержания, а также – с элементами плагиата и явная абракадабра.

Участие в конкурсе более чем с одной страницы недопустимо.

Голосование анонимное, с комментированием, для каждого участника – обязательно.

Изъявляя желание поучаствовать и присылая ведущему конкурсные сочинения, вы автоматически соглашаетесь с тем, что они будут опубликованы в посте голосования вместе с другими работами.

Желаю успехов!

--
Тимофей Бондаренко



Отредактировал, проиллюстрировал, написал пример – осмысленный рифмованный кинханед (см. ниже) и разместил Андрей Медведев.

Зуди, но народи! Заданию не рад?
Ты зол на авангард? Тю, зелен виноград!

Рифмовка необязательно парная, может быть и перекрёстная, и кольцевая.

--
Внимание! В январе 2021 стартует голосование.
Прошу каждого автора тщательно проверить свой текст на наличие ошибок, устранить нарушения и выслать Тимофею исправленный вариант.
 
Повторю задание:
• определённый стихотворный размер
• минимум шесть слогов в каждом полустишии
• все согласные буквы (включая Й, Ь и Ъ) одного полустишия должны повторяться в другом – в том же количестве и том же порядке
• нельзя аллитерировать слово само с собой и его производными формами
• запрещается использовать имена собственные
• без явной абракадабры
и т.д.

Андрей Медведев