Махариши Патанджали Йога-Сутры, переложение

Лариса Баграмова
Махариши Патанджали «Йога-Сутры»
переложение с санскрита

1. Самадхипада (о сосредоточении)

1-1. Наставление в йоге дано будет [в виде конспекта].
1-2. Йога есть удержание мысли на сути объекта.

1-3. В русле йоги субъект может видеть сокрытые смыслы.
1-4. Вне доктрины идут искажения их в виде мысли.

1-5. Пять явлений ума чистоту или скверну приносят.
1-6. Правда, ложь, заблуждение, память и сон – вот вопросы.

1-7. База правды есть опыт, суждения, авторитеты. 
1-8. Лжи основа – в подмене вопроса неверным ответом.

1-9. Заблуждения суть в постижении вещи вербально. 
1-10. Сон [пассивность] ума настаёт, когда всё нереально.

1-11. Память есть сохранение опыта в мысли субъекта.
1-12. Упражнения и отрешённость – вот йоги аспекты. 

1-13. Йоги практикой мысли стремятся к покою как цели.
1-14. Только в истом усилии цель достижима на деле.

1-15. С погружением в йогу владычество страсти спадает.
1-16. На постигшего йогу субъекта ничто не влияет.

1-17. Понимание вплоть до слияния – чистая радость.
1-18. В йоге есть только память, а чувственность не состоялась.

1-19. Есть такие, что сразу рождаются в сущности  йоги.
1-20. Только время и вера решают, что путь будет пройден.

1-21. Чем сильнее усилие с верой, тем ближе до цели.
1-22. У людей с разной верой итоги различны на деле.

1-23. Тот, кто искренне молится Богу, тот йогу познает.
1-24. Бог – единственный, кто безошибочно мир представляет.

1-25. Он всё знает, что следует знать, и превыше учений.
1-26. Бог – извечный учитель для гуру и их устремлений.

1-27. Как нам Бога постичь? Так, как Богу предельно подобно.
1-28. Чтоб связаться с Ним, следует знать Его свойства подробно.

1-29. Человек, не смущаясь, со временем йогу постигнет.
1-30. Десять разных препон его разум в процессе воздвигнет. 

1-31. Все они вызывают собою дурные симптомы.
1-32. Средства их обхожденья спокойствием йогу знакомы.

1-33. Соблюдая баланс отношений, придёшь к равновесью.
1-34. Если видишь препятствие – сделай свой вдох полновесней.

1-35. Регулярно исследуя чувства, уменьши просчёты.
1-36. Интересами к жизни облегчи тревоги остроты.

1-37. Есть проблема – советуйся с тем, кто решил эту тему.
1-38. Изучай свои сны – в них получишь решенье проблемы.

1-39. Увлечённость всегда успокоит волненья сознанья.
1-40. Всё познается разумом в этом благом состоянье.

1-41. Если разум свободен – он остр и не знает помехи.
1-42. Поначалу в его восприятье теснятся огрехи.

1-43. Через время он чист, как кристалл, в сопряженьи с предметом.
1-44. Нет запретов для типов объектов в слиянии этом.

1-45. Всё постичь так возможно – но не инструмент постиженья.
1-46. Тщетен поиск такой отрешённости без наблюденья.

1-47. Только в практике йоги субъект себя подлинно знает.
1-48. Не плодит он ошибок ни в чём, что умом постигает.

1-49. Его разум спонтанен, открыт и безмерно свободен.
1-50. Всё прочнее и легче он к ясному знанию годен.

1-51.1. Наконец, чистоту без мытарств его ум обретает
1-51.2. И в кристальном сознании йоги теперь пребывает.

2. Садханапада (о практическом пути достижения сосредоточения)

2-1. Упражнения йоги очистят от ложных понятий.
2-2. Уберут все препятствия для чистоты восприятий.

2-3. Пять помех суть виновники всех основных затруднений. 
2-4. Заблужденья – источники всех смысловых искажений.

2-5. Заблужденья приводят к ошибкам в оценке объекта.
2-6. Мысль, что мыслит субъект лишь рассудком, [вредна и] дефектна.

2-7. Жажда вечного счастья приводит к избыточной страсти.
2-8. Отвращенья причины исходят из прошлой напасти.

2-9. Страх – врождённое чувство, у всех беспокойство в основе.
2-10. Даже если не видишь помех – будь всегда наготове.

2-11. Отраженьем уменьши влияние вредных воздействий.
2-12. Избеги даже скрытых последствий неправильных действий.

2-13. Все помехи влияют на типы и свойства деяний.
2-14. Всех деяний итоги зависят от этих влияний.

2-15. В изменённой системе вчерашних не жди результатов.
2-16. Отношенье вчерашнее к ней только болью чревато.

2-17. Восприятье объектов с объектами не совпадает.
2-18.1. Всё, что видишь, – активно, инертно и ясно бывает;

2-18.2. Всё, что видишь, – иное иль целью имеет влиянье.
2-19. Всё, что видишь, – объект, или разум, иль чувств излиянье.

2-20. Тот, кто смотрит, является центром системы отсчёта.
2-21. Всё, что может быть видимым, жаждет лишь эту заботу.

2-22. Все объекты объектны во всём, невзирая на лица. 
2-23. Все субъекты субъектны и частные ищут границы.

2-24. Заблужденье приводит к размытию этих отличий.
2-25. Путь к свободе лишь в том, чтобы ясностью ум увеличить.

2-26. Важно видеть различье: что зыбко, а что неизменно.
2-27. Обретение ясности – это процесс постепенный.

2-28. Восприятия свет станет ярче, изжив заблужденья.
2-29. Восемь йоги орудий позволят создать измененья.

2-30. Обращайся ко всем упредительно, щедро и ровно.
2-31. Отношенье такое приблизит успех, безусловно.

2-32. Содержи сам себя в чистоте, уваженье, аскезе. 
2-33. Есть сомненья – взгляни на последствия в новом разрезе. 

2-34. Жажда грубости кроется в низких животных пристрастьях.
2-35. Чем ты более чуток, тем больше транслируешь счастья.

2-36. Чем учтивей твоё поведенье, тем ближе удача.
2-37. Чем правдивее ты, тем сильнее доверья отдача.

2-38. Если будешь умерен – усвоишь бескрайнюю силу.
2-39. Перестанешь быть жадным – жизнь станет легка и красива.

2-40. Чистоплотность придёт изнутри, всё собой очищая.
2-41. Уникальность свою осознаешь, всё в прошлом меняя.

2-42. В результате довольства получишь ты полное счастье.
2-43. Очищением тела прогонишь болезней напасти.

2-44. Размышлением высшим достигнешь вершин пониманья.
2-45. Обращением к Богу добудешь всемерное знанье.

2-46. Упражненья должны быть удобны: статичны и томны.
2-47. Все реакции тела тогда станут неавтономны.

2-48. Возраст, климат, диета, работа тебе не помехи.
2-49. Контролируй вниманьем дыхания важные вехи.

2-50. Три этапа дыхания дли, сколько требует дело. 
2-51. Так дыхание выйдет за грани сознанья и тела.

2-52. И уменьшит помехи, что власть над мышленьем имели.
2-53. Разум станет готов к достиженью намеченной цели.

2-54. Чувства станут подвластны контролю усилий усердных.
2-55. И из клятых врагов превратятся в союзников верных.

3. Вибхутипада (о совершенных способностях)

3-1. Научись концентрировать мысль, все помехи отринув.
3-2. Всю энергию в русло объекта внимания двинув.

3-3. Вплоть до полного с этим объектом взаимослиянья.
3-4. Обеспечив тем самым его абсолютное знанье.

3-5. Абсолютным познаньем узришь все аспекты предмета.
3-6. Развиваться неспешно обязано знание это.

3-7. Управление мыслью сложней управления телом.
3-8. Управлять недеяньем сложней управления делом.

3-9. Разум может быть или внимателен, или рассеян.
3-10. В результате трудов он внимателен долгое время.

3-11. Разум сам выбирает: внимание иль распылённость.
3-12. Он способен теперь исключить из себя отвлечённость.

3-13. Измененью подвержен сам разум, объекты и чувства.
3-14. Видеть полный набор состояний системы – искусство. 

3-15. Знать всё тот же объект можно в множестве разных аспектов.
3-16. Постижение времени – это один из эффектов.

3-17. Есть единственный метод, понятный и без объясненья.
3-18. Им субъект познаёт механизм своего же мышленья.

3-19. И на этой основе он видит мышленье другого.
3-20. Но не может он знать того метода первооснову.

3-21. Абсолютному знанью доступно слияние с фоном.
3-22. Предсказание будущих действий и смерти знакомо.

3-23. Дружелюбье, сочувствие, радость оно изучает.
3-24. И на силу телесную собственной силой влияет.

3-25. Мыслью можно распутать серьёзных помех паутины.
3-26. Рассмотрением солнца узреть мирозданья пружины.

3-27. Изученьем движенья луны знать планет положенья.
3-28. Наблюденьем Полярной звезды видеть звёзд отношенья.

3-29. Изучением тел догадаться об их отправленьях.
3-30. Наблюдая покровы, о внутренних знать измененьях.

3-31. Изучив анатомию, духа предвидеть эксцессы.
3-32. Запустить изысканьем ума надсознанья процессы.

3-33. Понимать, что границ у понятия не существует.
3-34. Знать, что мысль через сердце возможно узреть напрямую.

3-35.1. Переменчивый разум направлен собой на объекты.
3-35.2. Абсолютный – устойчив и полон в пределах субъекта.

3-36. Совершенная личность имеет в сверхсиле успехи.
3-37. Они благо для слабых людей, но для йога – помехи.

3-38. Есть пути устранения разумом этой неволи.
3-39. Йогин может уменьшить влиянье физической боли.

3-40. Управлять состоянием тела при помощи пищи. 
3-41. Изученьем пространства свой слух сделать тоньше и чище.

3-42. Наблюдая научно полёт, сделать ряд предсказаний.
3-43. Устранив все помехи, прийти к изученью сознаний.

3-44. Зная свойства материй, взять власть над природной стихией.
3-45. В своём теле развить сверхспособностей грани любые.

3-46. Привлекательным внешне, здоровым и сильным являться.
3-47. С всеми чувствами ясно, активно и тонко справляться.

3-48. Чувства будут послушны и смогут влиять на стихии.
3-49. Восприятия грани доступными станут любые.

3-50. Сверхконтроль и отказ от желаний – дорога к свободе.
3-51. Привилегий попытки несвойственны йога природе. 

3-52. Овладение временем даст абсолютную ясность.
3-53. Различенью подобных объектов послужит контрастность. 

3-54. Понимание будет тотальным, спонтанным и зримым.
3-55. Разум, внявший свободе, сольётся с дыханьем единым.

4. Кайвалъяпада (об освобождении)

4-1. Пять путей становленья имеет взыскующий некто.
4-2. Переход к каждой фазе основан на свойствах субъекта.

4-(3-4).1. Но не сам он ментальным движеньем своим управляет.
4-(3-4).2. Руша дамбу помех, на себя и других он влияет.

4-5. На послания смыслы влияют приёмника  свойства.
4-6. Созерцателя разум снижает в других беспокойство.

4-7. Йог спонтанен, не ищет в деяньях корысти и власти.
4-8. Пять помех, не изжитые, манят собою напасти.

4-9. Подсознанье влияет на тип восприятия нами.
4-10. Жажда вечности равно вершит [голытьбой и царями].

4-11. Загрязнённое знанье стремится и дальше грязниться.
4-12. Всё всегда существует, но может и не проявиться.

4-13. Измененье объекта зависит от внутренних качеств.
4-14. Их пропорции в каждый момент его свойства означат.

4-15. В том же самом возможно увидеть одно и другое.
4-16. Не исчезнет предмет, даже если глаза мы закроем.

4-17. Чтоб увидеть, нам нужен объект, мастерство и желанье. 
4-18. Высший разум насквозь видит каждое наше сознанье.

4-19. Разум – часть восприятья, но не инструмент постиженья.
4-20. В отношенье себя нет познанья и нет наблюденья.

4-21. Бесконечность дурная иначе в сознании длится.
4-22. Там, где нет внешних форм, к обесформленью разум стремится.

4-23.1. Впечатления разум воронкой в себя поглощает.
4-23.2. И навстречу им [самость] с предельных глубин отражает.

4-24.1. Не имеет ни собственной воли, ни предназначенья.
4-24.2. Разум копит в себе информацию и впечатленья.

4-25. Совершенный не жаждет постигнуть секрет совершенства.
4-26. Его цель неизменна – свободы достигнуть блаженства.

4-27. Вспомнив прошлую жизнь, может он на пути оступиться.
4-28. Потому даже с мелкой ошибкой не должен мириться. 

4-29. И тогда захлестнёт его шквал – чистой ясности знанье.
4-30. Без помех и препон – безусловной свободы посланье.

4-31. Без потребности знать, потому что уже всё известно.
4-32. Без условья страдать, потому что оно неуместно.

4-33. Отменяя причины и следствия прошлых деяний.
4-34. И являя покой как свободу от всех состояний.

перевод – Елена Островская, Валерий Рудой
переложение и рифмовка – Лариса Баграмова