7-9. Снежная Драма

Роман Савоста
СНЕЖНАЯ ДРАМА. 7. НОС

1

Снегодум у себя дома. Напротив Снегодума сидит человечек.

— Значит я живой?
— Да. Такой же живой, как и я.
— А в чем подвох?
— Нет подвоха.
— Но ты же меня сам слепил.
— Да слепил из живых снежинок – снеживинок.
— Ты оживил снежинки?
— Никто не может оживлять снежинки. Это не просто снежинки, у них сложное строение – сложнее всего, что только можно себе представить.
— Даже если долго стараться, не сделаешь снеживинку? А вдруг случайно получится?
— Никогда она случайно не получится. Но это и не нужно. Ведь в каждую простую снежинку вложена такая программа, что при наступлении благоприятных условий они начинают усложняться. Тогда из частей снежинок складывается сложная снеживинка.
— А как она оживает?
— Она всегда была живая. Вся Вселенная живая. Просто у снеживинок больше функциональность. Каждая снеживинка уже и сама может разделяться на две живые снежинки. Но для того чтобы они не продолжали бесконечно делиться, в каждую снеживинку тоже вложена программа на усложнение. Так они складываются в организм вроде тебя. Но я им, хе-хе, помог.
— Но я же еще и думаю. Это тоже программа?
— Это и для меня вопрос. Тут нужно организовать эксперимент.
— Как его организовать?
— Организую я сам. А ты примерь-ка этот нос.

Снегодум вручает человечку длинный, заостренный предмет, похожий на сосульку.

2

Кукольник перед собравшимися на Поле.

— Нет, Гамлета мы ставить не будем.
— Почему?
— Будет не совсем Гамлет, скорее так – светотень, хлопья на ветру.
— Можно я?
— Говори.
— Можно я сыграю Гамлета?
— Роли Гамлета в постановке не будет. Как тебя зовут?
— Снеговик.
— Будешь играть Снеговика. Сейчас остальные роли раздадим.
— Я Офелия!
— Как тебя зовут?
— Я буду Офелией...

Наступает на Кукольника, угрожающе гримасничая.

— Офелия!

Кукольник слегка приобнимает ее. Снежискра отходит.
Голоса:
— А где текст?
— Мы же Шекспира приглашали, а не Кукольника.
— Я читал. Сильно. Но играть не буду.
— Я бы сыграл. А что надо делать?
— Кто это сказал? Выходи. Ты будешь Йорик. Йорик-Снежорик! Хорошо! Ты будешь с лопатой.

Еще голоса из толпы:
— Я знаю, нужна сцена и рампа.
— Можно переливчатых белок приспособить под софиты.
— Давайте пирамиду пока разберем. Будет сразу несколько сцен.
— Молодец! Пусть великаны начинают разбирать. Насчет белок – надо вживую смотреть. Кто будет Горацио?

Скрип снега под лопатой. Снегован расчищает дорожку.

— Горацио, подойди. Отдай лопату Снежорику. А тебе мы подготовим... уменьшенную копию ледяного гриба.
— Я еще занят.

Снегован возвращается на дорожку.
Снеголоид хочет выйти из толпы, он наталкивается на Конюха.
Конюх выводит перед Кукольником пару снежноврасых лошадей.

— Успел?
Кукольник:
— После небольшого перерыва начинаем репетировать. Остаются все, кто хочет играть. Роли всем достанутся.

Великаны продолжают разбирать пирамиду.

3

Несколько квадратов от разобранной пирамиды лежат на Поле.
Возле большого квадрата Снеголоид красиво расставляет белок. Затем он заходит по ступенькам на сцену, смотрит по сторонам.
В одном углу сцены установлена вершина пирамиды – горит серебристым светом треугольник.

Снежискра тоже поднимается на сцену. Вытянув руки в стороны, она закрывает подход к ступенькам.
Снеголоид идет к краю сцены. С той стороны на него надвигается кто-то с поднятой вверх широкой, плоской лопатой. Лопата медленно клонится на Снеголоида, он пятится.

Снегован на детской площадке вырывает ледяной гриб, несет его, зажав двумя руками.
На ходу Снегован кричит в сторону сцены:
— Не выпускайте!

Снегован подходит к другому краю сцены, туда же перешел Снеголоид. Снегован тычет шляпой гриба в Снеголоида, отталкивая его от края.
Растерянный Снеголоид озирается на всех, отходит на середину сцены.
Снежискра кричит:

— Лаэрт, вперед!

Из-за светящегося треугольника выходит человечек с длинным острым носом. Он уверенными шагами направляется в сторону Снеголоида, идет и, немного склонив голову, метит носом Снеголоиду в грудь.
Еще до укола Снеголоид падает без сознания.

***

Снеголоид лежит без сознания. Вокруг него ледяная непрозрачная стена, образующая замкнутый квадрат высотой примерно чуть выше его роста.
Снеголоид открывает глаза, садится. У него на лице длинный нос. Снеголоид снимает нос, держит его в руке перед собой.

За ледяной стеной стоят Снегован, Снежорик, Снежискра и человечек. Стараясь не шуметь, они прислушиваются к звукам внутри квадрата.

Снеголоид держит нос и говорит, обращаясь то ли к носу, то ли к противоположной стене.

— Сейчас я вроде монолог читаю.
А кто есть я? Ведь если бы не я,
то кто-то был сейчас на этом месте,
и он же был бы мною. Если роль
известна, кто ее сыграет важно
лишь зрителям – а роли-то самой –
ей всё равно. Вот олух! – размечтался,
какие зрители – стена вокруг!

За стенкой аплодисменты.
Снеголоид не обращает внимания, продолжает, в руке нос.

— Зачем я существую? – Разве Хаос
себе поставил бы такой вопрос?
Отнюдь. Существование и Хаос
различествуют, как зима и лето,
в котором созревающие дыни
полны душистым, сладким снегом. Хаос –
от греческого слова пустота,
зияние и бездна. А вопрос «зачем?»
– для Хаоса бессмысленный, но в Мире,
где я живу, он говорит о том,
что Хаоса в нем нет, и потому
ответ такой и есть: Затем чтоб
был Мир без Хаоса – затем и жизнь.
Жизнь подтверждает то, что Мир свободен
от Хаоса. А сам он – пустота,
не пустота – не важно. Ведь никто
ему не наблюдатель. Ноль без роли –
вот что такое Хаос. Вот зачем я
играю – сам себе не зритель разве?

За стенкой аплодисменты.
Снеголоид держит перед собой нос в руке.

— А ты, мой хладный друг, проник ли ты туда,
в чертог без стен, твердыню без опоры,
в навес без крыши и прогал без окон?
И вспомнил ли себя таким как был
ты в этом мире – или кем-то лучшим
там ощутил себя – а нас теперь
ни в слизанный снежок не ставишь? Вздумал
кичиться?! Нос воротишь?! Ах ты стерва!
Сейчас ты поработаешь за дятла!
Давай, поклюй, еще поглубже – вкусно?

Снеголоид постепенно приближался на корточках к стене – и теперь бьет носом об стену.

Аплодисменты.
Снеголоид встает. Прыгает, заглядывая поверх стены. Все стоявшие за стеной разбегаются.

***

Снеголоид в том же квадрате. Он подбирает полуразбитый нос. Подходит к продолбленному углублению в стене, достает оттуда бутылку. Трясет перевернутую бутылку, из нее выпадает свернутый листок. Разворачивает и читает:

— Формула ума. Схема подключения к мировому сознанию. Зацикления и перескоки. Локализация логоса.

Снеголоид складывает записку, прячет в карман. Упирается ногой в углубление в стене, выбирается из квадрата.

4

Снеголоид на Поле рядом с маленьким квадратом. На стене квадрата установлен снежный куб, кривоватый, с небольшими ямками и выступами, и закругленными неровными углами. Из одной грани куба торчит надломленная сосулька – знакомый нам нос.
Снеголоид выкрикивает:

— Вещая голова. Отвечает на вопросы. Дает советы. Гадает. Вещая голова.

Собралась порядочная толпа. Голос из толпы:
— Когда начнет работать?
Снеголоид:
— Уже работает. Обращайтесь.
— Голова, что у меня в правом кармане?
— Мне то что!

У головы под носом шевелятся две продолговатые выпуклости и немного приоткрывается рот. Голос необычный, с «механическим» звуком.
В толпе удивленные возгласы. Те кто стоят впереди немного наваливаются на задних, затем подходят ближе.

— Не кусается?
Снеголоид молчит. Кто-то из толпы начинает:
— А у...
Голова:
— Ам!

Передние отскакивают назад.
— Что-то она грозная у тебя.
Снеголоид:
— Вы спрашивайте такое, чтобы и ей интересно было. Она философ.
— Что находится на краю Вселенной?
Голова:
— Твоя тупизна – это самый край.
Толпа ржет.
— А откуда ты такая умная?
— На дороге мозги нашла. Не знаешь, кто потерял?

Кто-то подходит с ребенком.
— Смотри, вещая голова. Хочешь что-нибудь спросить?
Ребенок тихо:
— Можно мне петушка?
— У головы спрашивай.
Ребенок громче:
— Можно мне... а можно всем по петушку?
Голова возбужденно:
— Умница! Всем по петушку! И мне! Петушка, петушка мне!
Снеголоид накрывает говорящий куб тряпочкой. Но из-под тряпочки еще долго повторяется:
— Мне, мне петушка!

Человечек выходит из толпы. Уходя, всю дорогу бьет себя кулаком в лоб.

5

Большая сцена. Белки переливаются.
Снежискра на сцене, смотрит в пустоту перед собой, читает:

— Как пасмурно. Должно быть снег пойдет.
Так говорят: пойдет. Куда идти?
Здесь с самого начала повелось так:
всё ходит, никуда не приходя.
И как сказать: кому-то снег, а кто-то
рожден снежинкой, и ее толкают
подобные снежинки (нет числа им),
и сталкивают с неба, и пинают
со всех сторон (но чаще сверху давят),
и втаптывают в пласт, в культурный слой,
в безликую среду – А У Нее Ведь
совсем не то, что кто-то бы подумал
о ней – А Всё Такое Что ОгО –
да ОгО-гО! и Ах-Ах-Ахи –
какие Ах-Ах-Ахи! – просто Ох! –
не в смысле просто ох – а Ох Какая –
Такая Вот Она – снежинка – точка
в пространстве беспредельном и отсчета
начало для бесчисленных миров,
по ней сверяющих свои координаты
и поверяющих свой бег – куда бежать?! –
разгонят ли они мои сомненья,
которые и не сомнения, а так –
лишь светотени на изменчивом холсте.
Все мысли – только хлопья на ветру.

Сверху сыпется снег, сцену почти полностью скрывают крупные хлопья.
Снежискра растворяется в воздухе.

Аплодисменты.
 
 
13–14 декабря 2019


Восьмая часть. СНЕЖНАЯ ДРАМА. КВАДРАТНАЯ ГОЛОВА

1

Снеголоид дома у Снегодума.
Снегодум:
— Ладно, не волнуйся. Сейчас перекусим и вернемся к решению твоей проблемы.
— Перекусим?! Петушками?!
— Да успокойся ты. Я знаю, что делать.
Снегодум встает со стула. Снеголоид останавливает его.
— Нет! Я преступник! Создал разумное существо – и какое существо! Нельзя же так всё оставить. А как – ее ведь не разберешь. Она живая.
— Да, Снеголоид, это было непредусмотрительно. Убивать ее нельзя. Всё не просто.
Снеголоид плачет. Снегодум продолжает:
— Разве что она сама уйдет. Я не издеваюсь... Конечно, не ножками уйдет. А именно разумным путем.
Снеголоид кивает:
— Только разумным. А как это?
— Знаешь, как горные отшельники возгоняются снежным облаком? Или, помнишь, как плюшевый дракон стал радужным бубликом? Но с драконом это технически сложно, у меня сейчас деталей нет. Остается облако.
— Квадратная голова станет облаком? А как?
— Медитация, вспышка, возгонка – и фьють!
Снеголоид улыбается. Снегодум продолжает:
— Но это может занять миллиард гирляндных елок.
Снеголоид повесил голову. Снегодум:
— Хотя, если она способная...
Снеголоид хватает его за руки:
— Способная! Она способная! Научите. Вы знаете эту медитацию?
— Ее надо не знать, а практиковать. Я объясню, что делать.
— А до того как она – фьють! – будут какие-нибудь признаки? Вспышки – да?
— Да, должны быть.
— А раз Вы знаете эту медитацию, почему Вас не возгнало?
— Чего ты так уверен?
— Вас возгоняло! Так Вы же... и можно вернуться сюда?
— Можно и вернуться.
— А если и она так расфьютится?
— Ну это уже будет не твоя забота.
Снеголоид почти улыбается:
— А с чем у Вас варенички?

***

Снегодум и человечек. Человечек:

— Я разочарован. Снеголоид сделал вещую голову. Я было поверил – вот кто разрешит мои вопросы, вот она мудрость в чистом виде – кубический метр извилин, неразбавленный интеллект, неопошленный мозг, ум неом...
Снегодум тормошит его:
— Что случилось?
— Омрачение! Ей нужно только наслаждение. Ей нужен петушок!
Человечек дергается в конвульсиях. Снегодум держит его за плечи:
— Но ты же не такой?
— Я? Я не такой!
Вдруг до человечка доходит.
— Я же не такой!
Человечек смеется. Затем снова задумчив:
— Но она такая – живая – ее тоже слепили.
— Она не живая. Смотри-ка сюда. Это радиопередатчик, а радиоприемник там, в кубе. Вещает.
— Правда? А была как... Я же сам видел, у нее губы шевелятся.
— Это динамики. Чувствительные такие, прыгают со звуком.
— Прикол.
Вдруг снова грустнеет:
— Что же тогда пользы, что я не такой...

2

Снеголоид идет через Поле. На большом щите афиша. Подходит, читает.

— Снежискра. Снегован. Постановка местного художественного театра под руководством Кукольника. На главной сцене. Один в Матрице. Вот беззаботные люди.

Из-за щита выходят двое в масках. Делают вид, что тоже читают, приближаются к Снеголоиду, набрасывают ему на голову мешок, быстро связывают и тащат за щит.

***

Снеголоид лежит, открывает глаза. Вокруг ледяная непрозрачная стена в форме квадрата. Снеголоид садится. Рядом с ним снежный куб.
Куб говорит, шевеля губами:
— Медитируешь?
Снеголоид обращается к кубу:
— Не помню. Я тебе уже рассказал? Ну это... что делать... чтобы того...
— Я тоже не помню.
— Как отключить мысли, а сам при этом подключаешься, ну к уровню...
— Что же от меня останется, если и мысли отключу?
— А ты что, хочешь остаться? Ты же сама меня чуть не съела... ну, чуть не заклевала... ну, укоряла меня, сетовала на...
— Ой...
— Ты будешь медитировать!? Можешь сначала сосредоточиться на чем-то одном, прежде чем все мысли отключа...
— Ой, не могу! Он будет учить меня медитировать.
— Знаешь, я тоже буду, с тобой. Прямо сейчас и начну.

Снеголоид сидит с закрытыми глазами, не шевелится.
В кубе что-то вспыхивает, куб ругается:
— Долавинные лампы! Еще одна-две вспышки и вечный снег!
Снеголоид не двигается.
В кубе еще одна вспышка, шипение, начинает играть музыка.
Снеголоид не шевелится, мыслит вслух:
— Как возгоняет! Горы внизу – точно детские горки. Облака. Круговерче...
Куб громко шипит. Снеголоид открывает глаза, моргает, поворачивает голову влево-вправо.
Дотрагивается до куба. Куб шипит. После вспышки нос на кубе выдвинулся, еле держится. Снеголоид толкает нос вглубь куба. Играет музыка. Снеголоид слушает, затем резко выдергивает нос. Тишина.

— Сам фьють – а она там! Одна! Я вернусь!

Снеголоид неподвижно сидит с закрытыми глазами.

3

Великаны тихо поднимают квадрат и уносят.
Вокруг Снеголоида, который всё еще сидит с закрытыми глазами, собираются несколько существ с квадратными головами. Великаны занавешивают простынями пространство вокруг собравшихся. Существа исполняют что-то вроде ритуального танца с поднятием рук и восклицаниями, говорят то поодиночке, то все вместе:

— Он пришел.
— Круглое Лицо.
— Снегогорец.
— Наш капитан.

Повторяют несколько раз, периодически кто-то бьет в бубен.
Снеголоид открывает глаза, смотрит, скашивает глаза по сторонам, как бы боясь повернуть голову.

— Кто вы?
— Мы облачная команда. Ты наш капитан.
— Вы меня приняли за... Да! Я пришел. И мне уже пора возвращаться. Да. Рад был нашей встрече. И вот еще... Какой путь сейчас, ну, посвободнее – чтобы сразу в Снежный Мир?
— Снежный Мир! Ты отвезешь нас в Снежный Мир! Облачный корабль готов к отплытию. Сейчас мы выпадем снегом прямо в Снежный Мир.

Снеголоид пробует выбраться из окружения, кидается в разные стороны. Его каждый раз выталкивают в середину.
Простыни падают, накрывают всех. Под простынями беспорядочное движение и крики.

— Подлетаем! Заруливай! Парашуты! Берегите круглолицего! Снег!

Бубен трещит под ногами.

4

На большом щите сверкающая надпись:
«ЗАВТРА
ОДИН В МАТРИЦЕ»

Снеголоид подходит к кассе, в руке у него большая сетка, в сетке квадратная голова, нос торчит наружу.

— Два, пожалуйста.

В окно кассы высовывается Снежомба.
— Снеголоид, а ты же сам там играешь...
— Я Снегогорец.
— Так и я про то. Кто играет, тот без билета проходит.

Возле кассы крутится девушка, поглядывает на Снеголоида.
— Снеголоид, привет! Так ты артист?
— Это долго рассказывать, но я не Снеголоид.
— Ты что не узнал меня?
— Узнал, но это не я.
— Гы. Артист. Пойдем на лавочку.

Садятся на лавочку. Голова в сетке тихо напевает непонятную дребедень:

Кицуцуки от тоски
цукает, как по кольцу,
цук-цук-цук, идя к концу,
кинет вверх на три строки.

Девушка достает из кармана какую-то фенечку.
— Можно я свою флэшку поставлю?
— Чего ты у меня спрашиваешь?
— Твой же бум-бокс.
— Я не понял, у меня сейчас голова забита, не знаю чья, не обращай на меня внимания, флэш... бокс... Что ты говорила?

Голова продолжает повторять по кругу свою песню. Девушка втыкает в нее флэшку.
Громкие звуки «тынц, тынц», губы выпрыгивают из сетки с каждым тынцем.
— Где прикручивается?
Она крутит нос, громкость не меняется. Вытаскивает флэшку.
Снеголоид смотрит на девушку.
— Подожди, я сейчас.

Идет к кассе.
— Два, пожалуйста.
— Снегогорец, ты без билета пройдешь.
— Он уже прошел. Два для Снеголоида с девушкой.

5

Человечек рассказывает Снегодуму:
— Я шел по Полю. Мне навстречу много людей с квадратными головами. Один крикнул: «Вон круглолицый!», и они все побежали на меня. Я так опешил, что застыл на месте. Кто-то говорит: «Капитан, этого сразу?» Снеголоида они звали капитаном. А Снеголоид такой: «Задайте ему три стопотырки, не ответит – углы навернем по расшарке». А тот спрашивает: «Хочешь выйти из Матрицы?» Я так понял, это первая «стопотырка». Говорю: «Кто ж не хочет». Они начали спорить: «Этому одной хватило. Давай углы». – «Нет, надо еще выпытать, что он понимает под Матрицей». «Ну, что ты понимаешь?» Я говорю: «Меня Снегодум слепил из живых снежинок, я не знаю, кто я. Когда узнаю – тогда выйду из Матрицы». А они на меня: «Это программа! Снегобот! Переключить на джазовый канал». И хватают меня, я отбиваюсь, кричу: «Если я программа, то вы все у меня внутри. Скажу своему внутреннему Снегодуму – он задаст вам режим разугления». Тогда Снеголоид такой: «А что – растопырился не по-морозу. Пусть идет уже. У него завтра дебют».

15–17 декабря 2019


Девятая часть. СНЕЖНАЯ ДРАМА. ОДИН В МАТРИЦЕ

          Не жилец этих мест,
          не мертвец, а какой-то посредник,
          совершенно один,
          ты кричишь о себе напоследок:
          никого не узнал,
          обознался, забыл, обманулся,
          слава Богу, зима. Значит, я никуда не вернулся.
                И.Б.
 
 
1

Большая сцена. Справа, слева и позади вдоль сцены установлены высокие столбы. Между противоположными столбами привязаны натянутые канаты, на высоте чуть выше человеческого роста. Канаты образуют над сценой беспорядочный лабиринт. Время от времени какой-нибудь один из канатов пропадает в одном месте и появляется в другом, как будто это не канат, а луч света.
Внизу по сцене передвигаются крокодилы. Они выглядят не совсем натурально, видно, что это актеры в костюмах крокодилов. Они ползают подобно крокодилам, но иногда совершают несвойственные крокодилам движения.

Ниже уровня сцены, рядом с тем местом, где вырублены ступеньки для подъема на сцену, Снегован расчищает лопатой дорожку. Рядом с ним стоят Снежорик и Снеговик (Снеговик это имя, у него обычный вид, как у всех.)
Снежорик:
— Кто пойдет?
Снеговик:
— Я что – лунатик, по бельевым веревкам ходить.
— Лунатика нам здесь не найти. Пришлось бы до нового астероида ждать. Ну и как играть будем?
— Куда ж тут играть! Сейчас так и скажем! «Иди, Офелия, на сцену, это просто эманации крокодилов, надувные такие. Их как бы и нет».
Снегован:
— Я этих крокодилов сейчас лопатой. Шмяк! Шмяк!
Снежорик:
— Это ничего не даст. Новые появятся. Надо солипсиста глушить.
Снегован:
— У меня в тексте нет такой реплики. Ты сам придумал?
— Ты о каком тексте? Мне Кукольник на пальцах объяснял.
— И что в этом месте?
— Я сейчас кого-то загипнотизирую. Кукольник сказал, что под гипнозом можно и Снегована на канаты ставить.
— Меня!? Нет, я всё же попробую лопатой...
— Или сказал еще – проси помощь зала и первого желающего гипнотизируй.

На Поле установлены длинные скамейки в несколько рядов. Все места заняты.
Снеголоид в первом ряду. Девушка его подталкивает. Снеголоид, нехотя, чуть приподнимается.

— Ты? Стань напротив меня.
Снеголоид выходит.
— Смотри мне в глаза. Ты лунатик, перед тобой широкая полоса света, ты идешь по полосе, проходишь, будто по одной прямой линии, весь лабиринт. А там увидишь. И действуй.

Снежорик подводит Снеголоида к столбу. Снеголоид лезет на столб. Становится на канат, идет, перескакивает на другой канат, ходит ломаными линиями, перескакивая с одного каната на другой. В одном месте крокодил вдруг встает на задние лапы и передними лапами почти хватает Снеголоида за ногу. Рядом с первым встает другой крокодил, дает первому подзатыльник. Они оба ложатся. Снеголоид продолжает ходить ломаными линиями.

2

На сцене ничего нет. Снеголоид идет по светящейся дорожке. Сама дорожка тоже движется ему навстречу, так что Снеголоид шагает на одном месте. Время от времени он прыгает далеко вперед, и пока приходит в равновесие, снова возвращается на ту же точку сцены и шагает по дорожке.
Проходит какое-то время, из глубины сцены выходит крокодил на задних лапах и за ним еще один. Первый крокодил тянется к Снеголоиду, который его не замечает. Второй крокодил дает первому подзатыльник. Они ложатся на дорожку и уезжают со сцены.
Затем на дорожке навстречу Снеголоиду выезжает домик. Дорожка замедляет движение и останавливается перед Снеголоидом. Он заходит в домик.

***

Снеголоид и человечек в домике. Человечек сидит за компьютером, включает Снеголоиду видео, как тот ходит по канатам, затем запрыгивает в светящееся облако и исчезает вместе с облаком. В конце на видео остается сцена с канатами, крокодилами и без Снеголоида.
Снеголоид:
— При современном уровне развития техники сделать такую картинку также просто, как...
Человечек:
— А ты сам что видел?
— Я шел по Полю. Там дети налепили снежных зайцев, это что-то невообразимое, точно лабиринт, обхожу одного зайца, еще один прямо передо мной как из воздуха вырастает, и всю дорогу, то туда, то в другую сторону, и кругом зайцы, зайцы...
— А детей ты видел?
— Были какие-то люди, не обратил внимания. И в конце уперся прямо в дверь. А от чего эта дверь? Даже не уперся, а не успел остановиться и ввалился... Где я?
— Снеголоид, ты в Матрице. Шучу. Это я в Матрице, я здесь один. А ты... Ну как те крокодилы... проекция вроде. Да, проекция моих возможностей. Как это ты сказал, при современном уровне развития – создать такую Вселенную, в которой ты живешь и не замечаешь, что ты в ней один единственный – это... ну, как того же крокодила надуть.
Снеголоид жестко уперся взглядом в человечка.
— Я тебя раскусил.
— Меня нельзя раскусить.
— А я раскусил. Твои крокодилы надутые.
— Я и говорю, что надутые.
— А я их раскушу.
— Да ты уже всех раскусил... И что?
— Пусть они сдуются. Людям играть надо.
— Людям надо – а мне не надо? У меня же сегодня дебют.
Снеголоида осенило, он с гордым видом:
— У меня идея. Давай, я побуду пока одним в Матрице. А ты играй, там, с ними. Без крокодилов.

3

Снежорик и человечек стоят перед сценой. На человечке костюм крокодила, голову крокодила он держит в руках.
На сцене актеры в костюмах белок скользят на коньках по льду. Вокруг сцены стоят кедровые деревья. С кедра падает шишка. Белки в том месте сваливаются в кучу, быстро справляются с шишкой. Снова скользят. Падает еще одна шишка. Белки спешат к тому месту.

Снежорик:
— Это теперь Снеговик там прыгает, или всё тот еще? А если и Снеговик заблудится?
Человечек:
— Там не заблудишься. Можно только увлечься.
Человечек случайно упирается крокодильей головой в Снежорика, тот отводит голову рукой. Они продолжают смотреть поверх сцены на кедры.

Одна белка идет к ступенькам. Белка снимает коньки и голову. Это Снеголоид, у него большой пушистый хвост, изгибающийся дугой вверх. Снеголоид обращается к Снежорику и человечку:
— Снегован меня расколол. Как орех.
Снеголоид оглядывается на белок, свалившихся в кучу. Делает шаг назад, трясет головой, разгоняя мысли. Спускается по ступенькам с беличьей головой в руках.

***

Тройка лошадей вывозит карету на сцену. Ни льда, ни кедров нет.
Одна лошадь отделяется от остальных, снимает с себя голову. Снегован, улыбаясь, с головой в руках спускается по ступенькам.
Снежорик:
— Офелия! Сцена свободна. Снеговик молодцом там!
Снежискра встает с первого ряда, идет к собравшимся перед сценой – Снежорику, человечку, Снеголоиду и Снеговану.
— Я тоже хочу! В Матрицу!
Снежорик:
— По звездам пойдешь?
— Поеду. В карете!
Снегован прячет лошадиную голову у себя за спиной.
Снежорик:
— Офелия, ты сама знаешь, лошадь нельзя загипнотизировать –

заговорить коляску –
это проще простого.
Нужно кучеру в очи
сверкнуть специальной брошкой –
и он заколдован тотчас,
а также и сами дрожки,
но коня – невозможно.

Снежискра:
— А ты кучера загипнотизируй.
Кучер встает с первого ряда.
— Готов по такому случаю...
Кучер подходит к Снежорику. У Снежорика в руке что-то блеснуло. Кучер поднимается на сцену. Снежискра за ним. Она садится в карету. Кучер кричит:
— Я возил в Матрицу!
Щелкает в воздухе плеткой. Карета отъезжает.

***

Актер в костюме снеговика идет по сцене. Останавливается. Снимает голову с длинным носом-сосулькой. По ступенькам Снеговик сходит со сцены с головой в руках. Кивает всё тем же собравшимся перед сценой.
На сцене пусто.

4

Снежискра в Матрице. Читает на экране и говорит сама с собой.

— Что тут в профиле? Персональная информация. Имя: просто человечек. Ник: Кукольник. Кукольник! Опа! Аватарки, две, человечек и Кукольник. Эгопроекции. Ого, список! Да мы все тут. Эгобаны: Снегоглот, Снежава, Алхимик, Снегомер, Сэм Брук, остальных вообще не знаю. Снимаю все птички. Добавить смотрителя. Подождите, готовится проверка. Проверка третьего глаза. Выполнено успешно. Смотритель добавлен. Почему успешно? Тут мелкими буквами что-то, слоган...
Что видят три глаза –
того не развидеть
тебе ни в амбиции,
ни в суперпозиции.
Вкладка Все дела. Новое дело. Сколько всяких опций. Назовите дело. (Внимание! Название может стать делом сразу!) Описание дела, подключение шаблонов, фильтрация, количество смыслов... Да, много всего. Простое бы что-то. Название: Луна. Шаблон: стать звездой. Описание: Я на Луне, вылетаю на сцену, делаю несколько кругов, приземляюсь, читаю монолог, я звезда, все хлопают, кричат бис, еще хлопают... Что это хлопнуло? Дверь как будто? А вот и дверь на экране. И к двери идет такая... Это же я выхожу!?...

— Куда всё скрылось? Что передо мной?

5

Над сценой летают актеры в костюмах птиц – они сверху к чему-то привязаны, но это практически незаметно.
Скоро на заднем плане появляется светящийся шар, он медленно выплывает по воздуху сначала на передний план, затем летает широкими кругами. Птицы шарахаются от шара, но продолжают летать, закрывая почти всё пространство над сценой.
На шаре сидит Снежискра. В полете она некоторых приблизившихся птиц отталкивает от себя руками. Продолжая летать, Снежискра восклицает:

— Куда всё скрылось? Что передо мной?
Кто выпустил вас, вздорные химеры?!
Летите прочь! Я вас не знаю. Тычешь
куда свой клюв!? А ты – что размахалась, –
кыш! кыш! Сейчас тебе вкачу! И ты туда же?!
Я поняла. Вас нет на самом деле.
Конечно, нет! Я вас не создавала.
Вы – сон Луны, забывшейся на миг.
Сейчас я разбужу ее! Очнись!
Открой пошире рот, Луна, сожри их всех!

Луна кружит над сценой, открывая большой рот при каждом приближении к очередной птице. Птицы уворачиваются от Луны, разлетаются, пропадают где-то в глубине сцены. Скоро не остается ни одной птицы.
Луна опускается на сцену. Снежискра соскакивает с Луны.
Перед сценой всё так же стоят Снежорик, человечек, Снеголоид, Снегован и Снеговик.
Человечек старается, чтобы другие его заслонили.
Снежискра обращается к ним:
— Ищите человечка! Он нас надул!
Снежорик:
— Офелия, во власти лунных чар
ты нам явила лик преображенный, –
а, может, – нас коснулось наважденье?
Снежискра:
— Ты мне не ямбуй тут! Человечек – это Кукольник! У него Матрица!
Снеголоид, Снегован и Снеговик хором:
— Ты наш капитан!
Снежискра хватается руками за голову:
— А Кучер – там остался!? Один! Один в Матрице!

Некоторое время тишина. Затем слышен скрип снега, как при ходьбе, кто-то поет:

— Не вешайте нос. Развейте гипноз.
Эта стена из хрупкого льда.
Снег, снег, я съел снег.
Зачем нам Луна – когда есть она –
неинтерферирующая звезда.
Снег, снег, я съел снег.

Луна начинает покачиваться, постепенно оседает, засасывается в невидимую дыру и пропадает совсем.
Удаляющиеся шаги и пение:

— Еще приколюсь и снова вернусь.
Не перекусить бы себе провода.
Снег, снег, я съел снег.

Тишина, затем слышен конский топот. На сцену выезжает карета с парой лошадей. Кучер кричит в зал:
— Зайцы! Зайцы грызут Матрицу!

Стоящие перед сценой надевают головы и поднимаются на сцену в костюмах крокодила, белки, лошади и снеговика. Выползают остальные крокодилы, а белки выпрыгивают без коньков. Птицы снова кружат над сценой.

Снежискра пробирается сквозь эту свалку по направлению к ступенькам. Она обменивается взглядами со Снежориком – они уже знают, что надо делать. Снежорик подходит ближе. У него в руке что-то блеснуло.

Снежискра запрыгивает на спину крокодила, затем на белку, с белки на птицу, летает на птицах, перелезая с одной на другую, теряется где-то в глубине сцены.
Снежорик смотрит ей вслед:
— Дойдет. Звезда же. А я буду ждать. Один. Как в Матрице.
 
 
18–19 декабря 2019