Скалярии. Житейская история

Лия Константиновна Телегина
          У каждого любителя аквариумных рыбок есть свои предпочтения. Одним нравятся одинокие хищники, другим - стайка мирных рыбок, одним хочется красных, другим серебристых …
          Сначала шестилетней Миле хотелось иметь свою одну единственную золотую рыбку, о которой она читала в сказке Александра Сергеевича Пушкина. «Я не буду у неё многого просить, я скажу ей, чтобы только жила у меня, - сообщила она маме. - А если она попросится в море, я буду доброй и отпущу её, как только поедем отдыхать на Чёрное море.» У доброй девочки заблестели в глазах слезинки, словно она уже прощалась с любимой рыбкой.
          - Однако золотые рыбки – это простые караси, которые за сотни лет искусственной селекции изменились до неузнаваемости (окраска, размер, форма тела и плавников). Селекция продолжается по сей день, поэтому они считаются самыми известными аквариумными рыбками, - рассказала Миле мама и согласилась купить дочке золотую рыбку.
           - Но сначала надо приобрести аквариум, - вмешался в разговор
папа и предложил поехать вместе с дочкой в зоомагазин. Он знал, чем больше аквариум, тем стабильнее биологическое равновесие в нем. И это правда, в аквариумах большого объема не происходит резких перепадов температуры и параметров воды, если в таком аквариуме настроился биобаланс, то он будет устойчивее, нежели в аквариумах небольшого объема.
           Мила и папа приехали в магазин, специализирующийся на аквариумных рыбках. Здесь девочка увидела не только рыбок, но и аквариумы, корма, ветеринарные препараты, книги. Но девочка, держа папину руку, потянула его сразу к рыбкам и почему-то не к золотым, а к чёрным. Их она видела впервые. Смотрела на безумно красивых рыбок. Это рыбки скалярии.
Их матовый чёрный цвет напоминает бархат. Он роскошно выглядит в аквариуме с густой растительностью. У скалярий удлинённые плавники.
      - Скалярии-отличный вариант аквариумных рыбок для начинающих, - подсказала продавщица и добавила. - Грунт скалярии не роют, растения не повреждают, любят укрытия в длинностебельных растениях и вертикально расположенных корягах.
         - Папочка, пожалуйста, купи, - попросила Мила. И решение было принято. Большой аквариум прямоугольной формы и две чёрные бархатные рыбки с красотой парусных плавников, которые подобно крыльям ангела поддерживают их в мерной невесомости, стали украшением залы в квартире. За рубежом этих рыбок называют Ангелами, поэтому и девочка, и бабушка прозвали их нашими ангелочками. Весёлое настроение и счастье не покидали Милу. Казалось, что её лёгкие движения становились ещё легче. Она придумала песенку и напевала потихоньку рыбкам:
                Скалярии, скалярии - наши ангелочки.
                Скалярии, скадярии - милые дружочки.
         
                2
           Мила знала, что в первый день осени пойдёт в школу и понимала, что это очень ответственно. Надо будет не только читать и писать, считать и рисовать, а надо будет познавать с каждым днём что-то новое всё больше и больше да так, чтобы в семье всех радовать: бабушку, маму, папу и полюбившихся рыбок Ангелочков. Она, как говорила её бабушка, не ударит в грязь лицом и будет отличницей. И она, действительно, старалась. Ей хотелось обойти всех в учёбе, чтобы преподаватели ставили её всем в пример и отправляли на конкурсы защищать честь школы. А дома, выполнив письменные работы, она шла к аквариуму и показывала рыбкам свои тетради, а так как в это же время она бросала немного им корму, они выплывали из укрытий и смотрели, как казалось Миле, в её тетради и молча восхищались успехами заботливой девочки. Весёлое настроение и счастье не покидало её. Она влюбилась в учёбу, в школу, новых подруг, стараясь, добивалась фантастических результатов.
             Школьные дни бегут быстро, как весенние ручейки. Приблизились летние каникулы. У папы и мамы свои каникулы - отпуск. Можно отправиться путешествовать в страны Азии и Европы. Лидерами летнего отдыха украинцев являются Турция, Хорватия, Болгария, Греция, Египет, Черногория. Отпускники предпочитают эти страны из-за хороших условий, питания, чистых пляжей и жажды путешествий в другие страны. Но на семейном совете первой высказалась Мила:
          - У меня есть ещё бабушка Маша, она скучает и нам будет рада. Махнём к ней в Россию. - Папа и мама такому предложению были рады. Россия, куда они поедут на своей машине, -  их Родина. И предложение дочки они приняли с радостью. - И Ангелочков возьмём, - добавила девочка. Однако папа возразил:
         - Дороги неровные, вода будет плескаться в машину. Рыбки такое не переживут. Это хуже, чем шторм на море. - Он не сказал, что «Москвич» может от сырости поржаветь и пропадёт. Словом, и первая его версия, что рыбки не переживут, и вторая, о чём он умолчал, были правдивы. А бабушка Аня, сидевшая у стола, склонив голову, сказала:
             - А как же я останусь одна? Мне будет скучно. - Милу долго убеждать было не нужно. Всё обговорено и решено. Через два дня Мила, мама и папа уехали в гости в село, которое находилось вблизи Воронежа. Им было весело в гостях не только потому, что   встретились с родственниками, но и потому, что местные дети подружились с девочкой и показали ей речку, лес и поля. Особенно радостно было после купания в реке идти на гороховые поля и лакомиться зелёным молочным горошком. Поля пересекались двумя тропинками, ставшими со временем называться сельскими проездами, один из которых прозвали улицей Гороховое поле, а другой носил имя Гороховского переулка. Проезды эти стали называть так с тех пор, когда в село приехал из Москвы в гости бывший земляк-журналист.
       -Мне так и видится, - говорил он собравшимся у клуба вокруг него вечером сельским жителям, - на задворках старинной Москвы, за земляным валом, в пойме реки Яузы и у берегов ручья Кукуй, обширное поле, засеянное горохом... Долгие годы память о государевом Гороховом дворе, располагавшемся на этих землях еще в XVIII веке, сохранялась в названии храма Вознесения Христова - "что на Гороховом поле". Поле пересекалось двумя тропинками, ставшими со временем городскими проездами, один из которых долгое время назывался улицей Гороховое поле, а другой носил имя Гороховского переулка. Проезды эти сохранились до наших дней…
           В этом уголке старой Москвы удивительно соседствуют строения самых разных эпох: храмы и усадьбы Разумовских и Демидовых конца XVIII - начала XIX века, уютные особнячки конца позапрошлого столетия и учебные заведения уже нашего времени. Классицизм и эклектика, неоготика и модерн, неоклассицизм и скромные постройки 1980-х годов - все это многообразие создает неповторимую атмосферу Горохового поля.
            Сельчане - народ интересный, запомнив услышанное, быстро переиначили рассказ журналиста на свой лад. Так и появлялись в селе каждый год, как только рядом лежащие поля засевались горохом, Гороховые улица и перекрёсток, далеко не похожие на те, о которых слышали от журналиста - земляка Ивана Ивановича. В лес дети тоже ходили, а точнее ездили на машине с дядей Колей, то есть с папой Милы. Одних детей в лес не отпускали. Это был Воронежский бобровый заповедник, где можно было встретиться с такими опасными и непредсказуемыми животными, как кабаны.
            В отпуске время пролетает ещё быстрее, чем в школе. Пора возвращаться домой. Накануне перед отъездом домой, когда Мила с приятелями гуляла, папа получил от бабушки Ани телеграмму. В ней коротко сообщалось: «Аквариум пропустил воду, рыбок нет.» Это известие огорчило не тем, что нет больше рыбок, а тем, как об этом рассказать дочери, чтобы не травмировать её душевное состояние. И папа, делая вид, что ничего не случилось, стал готовиться в дорогу.
               
                3

       Около дома всех встретила бабушка Аня. Обняв и расцеловав внучку, она спросила:
        - Как приятно гостили в деревне?
        - Очень хорошо там было, - ответила Мила, улыбаясь. Все: родные и знакомые просили передать тебе, бабуся, приветы и поклоны.
        Бабушка предложила сесть на лавочку около дома, чтобы отдохнуть. Миле хотелось бежать в квартиру к рыбкам, но все сели на лавочку, пришлось сесть и Миле.  А бабушка рассказала всем новость:
        - За время вашего отъезда ко мне зашёл сосед Георгий, чтобы сказать  «до свидания». Он моряк дальнего плавания, его корабль отправляется в Южную Америку. Мы разговорились о его поездке за границу, а сидели на диванчике в зале. Наш разговор услышали рыбки и стали просить Георгия взять с собой на их родину.
           В природе скалярии обитают в северной части Южной Америки
в водоемах с густой тростниковой зарослью и со стоячей, либо медленно текущей водой. Георгий им отказал, мол не положено кого-либо лишнего брать на корабль. Скалярии расстроились. Им так хотелось побывать на родине, что они расплакались и сказали, что повидают своих сородичей и снова вернутся в аквариум. Даже выпрыгивать стали из аквариума. Пришлось нам согласиться с рыбками, иначе они бы не успокоились. Георгий обещал вернуться из плавания к будущему лету, когда Мила закончит учёбу во втором классе, раньше вернуться служба не позволяет.
       - Придётся ждать Ангелочков, - сказала мама.
       - И мы их дождёмся, - подтвердил папа, в надежде, что потихоньку всё купит снова. А бабушка, повторила свою любимую пословицу, что Мила лицом в грязь не ударит и будет учиться на одни пятёрки, чтобы встретить своих рыбок отличницей учёбы и доставить всем радость:
маме, папе, бабушке и Ангелочкам.