Всё в лучших традициях светских понятий. КС. 5

Сергей Григорьевич Марушко
Всё в лучших традициях светских понятий:
Роскошный придворный кипит маскарад –
В диковинных масках, в изысканных платьях –
К султану склонился Меркурий, он рад

Царю доложить (негодуют собратья):
Самойлова бал покидает... Наград
И почестей от лицедеев – не сватья –
Графине не надобно... Как водопад,

Её отделяет багровая штора,
И тучи сгущаются над головой.
Нежна Амалиция – знает: Аврора

Их встретит прекрасной рассветной зарёй.
Без масок – вперёд с торжествующим взором
Навстречу судьбине дорогой прямой.

       14.12.2019г.

 Карл Брюллов. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини.
1839-1840. Холст, масло. 249 х 176.  Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург

   К лучшим образцам брюлловского парадного портрета принадлежат изображения графини Юлии Павловны Самойловой – идеала всей его жизни.
Карл Брюллов преклонялся перед этой женщиной с первого дня их встречи в Италии до последнего своего вздоха, перед той, которую за вольность взглядов, за независимость поведения недолюбливал самодержец всероссийский Николай I, дальний ее родственник.
В трудную для Брюллова пору краха личного счастья и травли со стороны придворных кругов Самойлова приехала из Италии (в 1839 г.), чтобы поддержать своего друга. Презрев мнение света, она окружила художника нежным участием, увезла его в свое имение около Павловска – Графскую Славянку. Это был прямой вызов двору, находившемуся в Павловске и видевшему, как вереницы гостей едут к Самойловой. Брюллов начал писать портрет, который снова должен был показать всем его идеал в жизни и в искусстве. «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», – пик творчества Брюллова-портретиста.
        Красный взвившийся занавес очищающим пламенем отделяет, отрезает Юлию от кипящей позади шутовской карусели маскарада, от возвышающегося над однообразной пестротой фигур султана, от склонившегося к нему Меркурия, услужливого посла, указывающего жезлом на уходящую прочь красавицу. Прекрасное лицо графини открыто – не только освобождено от маски, но открыто всякому движению искренней, страстной души, на нем запечатленной: она покидает этот маскарад жизни, где каждый пытается выдать себя не за того, кто он есть на самом деле.
      Второе название портрета – «Маскарад» – соответствует подтексту, второму, главному плану замысла художника. В этом мире лжи Самойлова, полная человеческого достоинства, пренебрежительно скинувшая маску, гордо демонстрирует свою непричастность к лицедейству света.
      Вскоре Юлия покидает Россию. Брюллову будет больше не суждено увидеться с нею.
      Вместе со «Всадницей» и «Портретом Ю.П. Самойловой с Джованниной Пачини и арапкой», создававшимися во время работы над знаменитой «Помпеей», эти портреты образует своего рода триптих, посвященный знаменитой красавице.
   Брюлловым написано много других картин в образе Самойловой, в том числе "Вирсавия", "Итальянское утро", "Итальянский полдень".