13. Через лето в школу

Тина Шотт-Небарто
 

Снег падал большими мокрыми лепёхами. Кузя открывал рот и ловил прохладное лакомство на горячий язык.
- Ты что делаешь, – рассердился папа, – давно не болел?!
- А ты попробуй, пап, знаешь как холодно, а потом горячо, горячо!
- Ну да, потом ангина и горькие лекарства, а мама с вами двумя дома с ума сойдёт.
- Почему?
- Я на работе, бабушка не каждый день приезжает, книжки пишет, а у мамы много дел с Тёмой.
- Значит я лишний?
- Что ты, Кузовок, ты – главный, а главным надо внимание уделять, так? Покормить, книжку почитать,  конструированием позаниматься.
- А гулять со мной не надо, я и один могу.
- Можешь, кто спорит. Одному гулять скучно, а в садике вы вместе гуляете, с горки катаетесь. Хорошую горку мы вам построили?
- Кто мы?
- Лерин папа, я, Славина мама, Борина старшая сестра помогала, ещё чьи-то родители были и Анна Марковна работала с нами.
- Я и не знал. А почему тогда Сашка Крымов меня с горки прогоняет, говорит, что это его папа  построил?
- Вот и скажи Сашке, что горка общая, и твой отец строил.
- Папа что ли?
- Папа и отец, – это одно и то же, как мама и мать.
- Не нравится, обидно как-то.
- Просто, когда дети вырастают и сами становятся папами и  мамами, они иногда так говорят.
- Я не буду.
- В субботу мы с тобой на лыжах пойдём кататься, хочешь?
- Конечно! А можно я Леру позову?
- Позови, если она захочет и родители против не будут.
- Мы сегодня будем липучий снег на участке делать.
- Липучий, зачем?
- Ну такую жидкую кашу из снега, а потом лопатками слепим чудовище. Оно застынет и станет лёдным, его фиг сломаешь!
- Ледяное, а не лёдное. Ледяное чудовище Севу Рыбакова пугать?
- Нет, малышню всякую пугать, а то мы уходим по домам, они лезут на нашу горку, ковыряют её железяками и бортики ломают!
- Давай пять, до вечера. И смотри, снег не ешь, понял?
- Есть, папа Королёв!

Ура! Сегодня была Анна Марковна, она готовилась к занятию по математике. Кузя обожал математику. Он так любил считать всякие грибочки,  морковки, яблоки краснобокие, ёлочки. Это всё Анна Марковна сама нарисовала!  Дети на математике решали задачи. Кузя быстрее всех считал, он  размахивал поднятой рукой и выкрикивал ответ.  За это Зоя Алексеевна ставила Кузю в угол и называла выскочкой. А он никуда и не выскакивал, он на своём стульчике сидел и только подпрыгивал... Кузя стоял в углу и слушал задачи. Ему так хотелось крикнуть сколько будет, но  Кузя очень боялся остаться без прогулки.
- Анна Марковна, я сегодня не буду стоять в углу, нам чудовище лепить надо.
- А почему это ты должен стоять в углу? – улыбнулась Анна Марковна.
- Почему, почему, по математике...
- Ты что, считать не любишь?
- Ещё как люблю, больше мороженки!
- Тогда в чём дело?
- Выскакиванье...
- Ясно. Знаешь, Кузя, это плохая привычка, – нетерпение.Ты должен просто поднять руку и воспитатель поймёт, что ты уже решил и знаешь ответ. Но детей в группе много и они тоже хорошо считают. Мы с Зоей Алексеевной выбираем кто ответит.
- Она меня не выбирает,... только в угол ставит.
- Это тебе так кажется, Кузьма. Представь, ты – разведчик, и нельзя открыть тайну. Твоё нетерпение может тебя подвести, возьмёшь и выкрикнешь тайные сведения! «Терпение и труд всё перетрут» – пословица такая есть. Будешь терпеливо трудиться, многого добьёшься, ну, например, станешь известным спортсменом.
- Я стану президентом, – ответил Кузя, – президентом Тёмы. Буду его всему учить. Ложкой есть, башню из песка строить, на велике гонять.
Анна Марковна ещё шире заулыбалась и на её щеках появились маленькие ямки.
- Нет, Кузенька, для этого не надо быть президентом, надо быть хорошим старшим братом.
- А я хороший, иногда.
- Вот и молодец. После лета вы уже станете школьниками, а школьникам не годится быть плохими. Малыши с вас пример брать будут.
- Как в математике?
- Нет, Кузьма, это другой пример, не математический. Это пример, – как быть хорошим человеком.

Вечером Кузя стоял возле кроватки брата и смотрел, как он взмахивает маленькими ручками и ударяет по игрушкам на резинке. Погремушки скачут, а Тёмка от радости дрыгает ногами.
- Мам, Артёмке весело?
- А как же, – старший брат с работы пришёл!
- Я ещё не работаю, вот в школу пойду и стану работать хорошим человеком.
- А ты и сейчас хороший, сынок. Садик, – это работа для детей. Анна Марковна сказала мне, что ты отлично работал на математике, быстро заснул и съел всю кашу за ужином.
- Ну и что здесь работного?
- Много. Из такой детской работы и получается хороший человек. Ты же сегодня не дрался, никого не обидел?
- Никого. Я наоборот Мишке досточку дал с горки прокатиться. Он знаешь куда улетел, прямо с нашего участка чуть на крыльцо не заскочил,  представляешь?!
- Ещё как! Сейчас Тёму покормлю, он уснёт, а мы пойдём в магазин.
- За продуктами?
- Нет, в специальный магазин для школьников.
- А меня пустят?
- Конечно, ты уже почти школьник. Какой же у меня взрослый сынок, прощай, Карапузия!
- Прощай, – мне папа говорил, – это навсегда, а мы после уроков будем в садик  прибегать, значит, – до свидания.
- Кузя, а ведь тебе хорошо, в Карапузии, может останешься?
- Хорошо, только не останусь, я в школу хочу. В Карапузию Тёмка пойдёт. А он будет плакать, ма?
- Наверно. Помнишь как ты плакал?
- Дурак был... У Артёмки есть старший брат. Я ему расскажу про Карапузию и про Рыбакова. Пусть только обидит Тёмку, такого ему задам!
- Сева тоже школьником станет, не обидит.
- Ну другой Рыбаков, мало что ли их подрастает?
- Ах ты мой философ!
- Я не филоса, я – придумщик.
- Значит будешь наукой заниматься, как папа.
- Или стихи писать, как ба Люба: в Карапузии был Кузя, а теперь он ест арбузик! Мам, я арбуз хочу.
- Не всё что хочешь, можно получить.
-Ну да... Терпение.


*Вот и закончилась история про Кузю. А дальше в книге стихи бабушки Любы, которые Кузя знает наизусть.

Обложку для книги оформил Павел Гранов.