На языке обстоятельств

Леонидовъ Сынъ
               Господь Бог разговаривает с нами языком жизненных обстоятельств. Другого языка мы не понимаем; впрочем, и обстоятельства не всегда  могут убедить нас и наставить на узкий и тесный спасительный путь. Оно и не удивительно, всякий стремится избежать тяжких жизненных обстоятельств. Но Господь сказал: «Внидите узкими враты, яко пространная врата, и широкий путь вводяй въ пагубу, и мнози суть входящии имъ. Что узкая врата, и тесный путь вводяй в животъ, и мало ихъ есть, иже обретаютъ его». (Мф. 7; 13-14). Вряд ли отыщется человек, что не сталкивался с трудноразрешимыми проблемами на жизненном пути, кто с большими, кто с меньшими, но мы бежим от них, бежим на широкий погибельный путь. Притеснения, гонения и невзгоды не многим по плечу. «Мало их есть, иже обретают тесный путь». Ах, если бы с самого начала жизни знать, что нельзя уклоняться и бегать от гнетущих душу обстоятельств и трудностей! И что «Претерпевый же до конца, той спасенъ будетъ» (Мф. 10;22). Но в начале жизненного пути многие ли из нас думают и заботятся о спасении души? Роптать и бежать от беды – бесполезно, хотя мы и частенько делаем это. Разве возможно уклониться от невзгод? А ропот лишь ожесточает и озлобляет. Вот что говорили по этому поводу св. отцы Церкви:

                Когда же будут тебя безпокоить неудобства или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слова Св. Писания: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное».
(Преп. Амвросий Оптинский).

                Больной и бедный — не жалуйся и не ропщи на свою судьбу, на Бога и людей, не завидуй чужому счастью, берегись уныния и особенно отчаяния, покорись всецело Промыслу Божию.
Болезни примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его.
(Св. Иоанн Кронштадтский).

                Если же человек будет роптать на болезни и скорби, будет искать виновника этим скорбям среди людей (сколдовали, сделали), бесов, обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять и пр., а через это приведет душу такого человека в мрак, отчаяние, безнадежие, желание уйти в другое место, скрыться хоть под землю, лишь бы не видеть, не слышать мнимых врагов, а на самом деле слушая и услаждая действительного смертельного врага своего — диавола, внушающего ему все это и желающего погубить его.
Господь из любви к нам посылает по силе каждого болезни и скорби, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участниками своих страданий; кто здесь не страдал Христа ради, тот будет угрызаться совестью в будущем веке, — ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением болезни и скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей... Не в гневе, не для наказания посылает нам Господь болезни и скорби, а из любви к нам, хотя и не все люди, и не всегда понимают это.
(Св. Феодор Студит).

                Держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, — все же перетерпеть неизбежно; так лучше же перетерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. Осознай себя стоющим еще и не такой беды, — осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? Паче всего молись, — и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться: и терпеть-то нечего.
(Св. Феофан Затворник).

                Если человек переносит встречающиеся ему испытания с благодарением Богу, то они ему будут способствовать достижению вечного спасения.
(Св. Феофан Затворник)

                Благодарить в бедах — заслуга большая, чем давать милостыню.
(Св. Димитрий Ростовский).