Мара-Снегурочка. История образа

Пушкина Галина
Предновогодняя познавательно-развлекательная статья.
Продолжение статьи «Карачун. Предновогодняя мистика» – http://www.proza.ru/2019/12/20/248
* * * * *

То или иное подобие русского Деда-Мороза существует у всех народов, а вот образ Снегурочки – чисто русское достояние, порождение великой и щедрой народной души, стремящейся к гармонии и равновесию. Рядом с мужчиной непременно должна быть женщина, и если он – «брутал», она – сама нежность, он – грозен, а порой и жесток, она – мила и ласкова… Большего единства в противоположности и противоположности в единстве, чем дед и внучка, придумать сложно. Но какова история появления сказочного новогоднего образа сНежной девочки?..
История рождения всеми любимого персонажа – проста и интересна. В дохристианской мифологии славян Снегурочки, как таковой, нет. Стоит напомнить, что с введением христианства на Руси жестоко уничтожалась языческая мифология, однако верования и обычаи в течение нескольких веков трансформировались, сливаясь с насаждаемой религией, и отголоски былых ритуалов, легенд и мифов дошли до наших дней…

В славянской мифологии владыке морозов, снегов и всепоглащающей тьмы – богу Карачуну (Чернобог, Кощей), мужской ипостаси русской Зимы, позднее преображённой в добрейшего дарителя подарков Деда-Мороза, сопутствовала столь же жуткая (какие времена – такие и боги) ипостась женская – богиня Мара (Морана, Морена), воплощение смерти, белого сумрака и вьюжной зимы. Символами этой ледяной богини были восьмилучевой венец Полярной звезды, черная Луна (символ новолуния) и Серп, которым она жнет жизни, груда черепов.
Богиня Мара – младшая дочь бога Сварога и богини Лады, сестра двенадцати месяцев, появившаяся в семье то ли первой, то ли последней, но аккурат в Зимний Солнцеворот (22 декабря по н.с.). Оттого капризная и взбалмошная, как снеговей, грозная и жестокая, как отец, она может быть и мягкой да ласковой, как мать, стремящаяся к покою и ладу во всём. Мара стелет поверх озими пушистые покровы, снежной порошей засыпает грязь и следы, баюкает замерзающего путника заунывной песней метели, сбив с дороги призрачным огоньком…

Мара – антипод Костромы, богини лета, плодородия и урожая. Кострома – дочь Симаргла (бог Огня) и Купавы (богиня летней Ночи), сестра и нечаянная жена Купалы (бог летнего света, тепла и любви). Кострому и Купала за кровосмешание в купальскую ночь (канун Летнего Солнцеворота) богиня Лада покарала своеобразно – превратила прыгнувшую через костёр пару в жёлто-синий цветок, именуемый в народе Иван-да-Марья, и стали несчастные влюблённые навечно вместе, но врозь… Ах, это совсем другая история! Облики богинь-антиподов, Костромы и Мары, естественно противоположны: Кострома – румяная и весёлая кареглазая брюнетка, пышущая здоровьем, а Мара – бледная, безэмоциональная, анимичная блондинка.
С введением христианства – не могли языческие боги исчезнуть бесследно!.. Подобно метаморфозе Карачуна в Деда-Мороза, и Мара в русском фольклоре получила новое имя, Снегурка или Снегурочка, и новый, более мягкий и ласковый характер.

Сказка о Снегурке, девочке вылепленной из снега в зимний Солнцеворот и растаявшей в летний, прыгнув через костёр из зависти влюблённым, впервые была опубликована русским собирателем фольклора, исследователем духовной культуры славянских народов, историком и литературоведом Александром Николаевичем Афанасьевым (1826-1871 гг.) в сборнике «Поэтические воззрения славян на природу».
А через несколько лет русский драматург Александр Николаевич Острвский (1823-1886 гг.) очарованный народной сказкой, поведанной Афанасьевым, написал пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка (дочь Деда-Мороза и Весны-Красны) предстаёт в образе прекрасной светловолосой девушки, одетой в бело-голубую одежду с меховой опушкой зимой и белый сарафан с лентой в волосах – летом. Есть в пьесе и образ прекрасного сладкоголосого юноши по имени Лель, прообразом которому стал Купала, и соперница Снегурочки знойная Купава, её прообраз – Кострома. Эскизы декораций и костюмов для пьесы выполнил Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926 гг.) – русский художник, мастер исторической и фольклорной живописи, основоположник «неорусского стиля».
Увы, но публика не ожидала от серьёзного драматурга А.Н. Островского, знаменитого своими обличительными пьесами, сказки! И «Снегурочка» не была оценена по достоинству, лишь когда (в 1882 году) русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, она имела громадный успех! И на новогодних празднествах появились девочки и девушки, а на ёлках – картонные фигурки, в костюмах Снегурочки. К созданию внешнего облика сказочной героини имели отношение еще два известных русских художника: М.А. Врубель (в 1898 году) и Н.К. Рерих (в 1912 году).

Но рождением современного образа, внучки-помощницы Деда-Мороза и ведущей новогоднего празднества, Снегурочка обязана, как ни странно, Советской Власти!
В 1935 году, в связи с официальным разрешением празднования Нового года (как антагониста Рождества), в Советском Союзе была выпущена «Книгах по организации новогодних ёлок». В ней описывается персонаж «Снегурочка», который выступает наравне с Дедом-Морозом, как посредник в общении с детьми. В начале 1937 года Дед-Мороз и Снегурочка впервые вместе явились на самую главную ёлку СССР – в Московский Дом Союзов.
Популяризации современного образа Снегурочки поспособствовали и детские писатели Лев Кассиль и Сергей Михалкова, в начале 1950-х годов написавшие несколько сценариев для Кремлевских ёлок. Благодаря им Дед-Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года.
И теперь трудно представить новогоднее празднество без нарядной девочки или девушки, раздающей подарки из мешка Деда-Мороза, как и без хоровода вокруг разряженной, сверкающей гирляндами огней новогодней ёлки!..

* * * * *
«Девочка Снегурка» Галина Пушкина

Вдоль по снежному покрову,
Где беззвёздна и темна
Ночь, как времени основа,
Проморожена до дна,

Без надежды на рассветы
И без поиска луны
Ходит девочка Снегурка,
Освещая мрак и сны...

И её фонарик малый
Нежно теплится в руках,
Освещая лик лукавый,
Прогоняя боль и страх!..

Если вам она приснится
И помашет вдруг рукой,
На которой – рукавица
Тёплая, как сна покой,

Улыбнитесь, ей ответив!
И в душе у вас – тепло
Растворится, как в привете,
От которого светло!..