О книге Эллы Крыловой Серёжа. История любви

Людмила Скребнева
Страница Эллы Крыловой http://www.stihi.ru/avtor/ella67
*****
С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА. Сергей Гремяко (1937 - 2019)
 
Концерт квартирный. Друг поёт,
Курю в углу, вдыхая строфы,
И никакого катастрофы
Предчувствия, наоборот:

беспечен, весел я и пьян.
Как вдруг увидел на диване
я деву юную в нирване,
она курила полулёжа.
Вскричал я: «Дьявол!» - то есть: «Боже!» -
и рухнул рядом на диван,
не потрясён увиденным – подкошен:
был облик девы, как Париж, роскошен.

Нас вынесло вдвоём на скользкий наст,
и где потом нас только не носило…
Любовь, япона мать, такая сила!
Нам двадцать лет. Друзья, поздравьте нас!

*****

Не будет преувеличением сказать, что история любви мужчины и женщины, переживаемая Эллой Крыловой в своих стихах, в своем роде уникальна и не имеет литературных аналогов. Уникальна тем, что две очарованные души – не безответно влюблённые или разлучённые по воле рока, или в силу жизненных обстоятельств ( как правило, именно такие ситуации присутствуют в лучших мировых образцах любовной лирики), а супруги, связанные узами брака на протяжении более тридцати лет.
О проблеме любви и брака впервые я задумалась в довольно юном возрасте, когда так и не дочитала до конца увесистый том Шандора Петёфи (певца семейных ценностей, как его называют) из серии «Библиотека всемирной литературы». Уже тогда меня поразил контраст между стихами, посвященными поэтом жене до брака и после. Те, что написаны после – милы и красивы, но скучны… в сравнении с теми, что были до… Подобных примеров множество. Начиная от Александра Сергеевича Пушкина, в творчестве которого стихов, посвящённых Наталье Гончаровой, кроме «Мадонны» и ещё двух-трёх, отыскать не удается даже при сильном желании. Необъяснимая загадка человеческой природы.
И вот я держу в руках книгу Эллы «Сережа. История любви» с великолепными семейными фотографиями, прежде всего Сергея Гремяко - с детского возраста и до последних дней жизни, а также его родителей, родственников и друзей. Кроме воспоминаний в прозе, в сборник вошли стихи разных лет за период с 1985 по 2019 г., их очень много, они занимают более половины книги.
Если не смотреть на даты написания, то практически невозможно определить – к какому периоду жизни относится то или иное произведение, настолько все они без исключения наполнены свежими и возвышенными чувствами. Особенно с учётом того, что уже с самого начала творческого пути, то есть примерно с 18-ти лет, индивидуальный поэтический стиль Эллы Крыловой был стилем взрослого зрелого поэта.
А потому позволю себе нарушить хронологию и приведу несколько цитат из книги в обратном порядке – от последних к первым, как свидетельство того, что настоящая любовь не имеет конца, она похожа на вселенную … а её начало - в точке большого взрыва… в первой встрече мужчины и женщины, блестяще и остроумно описанной в стихотворении «С первого взгляда» – только не Эллой… а Сергеем. И это, наверное, не случайно. Первое слово всё-таки должен сказать мужчина. Ну а потом … с поистине рыцарским благородством настоящего воина он уступил право быть первой своей любимой супруге…

***
Хочу под вишнями гулять
с тобой в обнимку, наслаждаться
цветеньем, солнышком опять
и с Бытием кружиться в танце!
/2019/
***
Я вплету в свои волосы сливы цветы
и сурьмой подведу удлинённые брови.
Боги, слушайте гул взбудораженной крови!
Что за праздник? – несносный мой, милый мой – ты.
/2012/
***
В твои глаза я гляжу влюблённо
и вижу в них, мальчик мой седой,
зелёную ветку майского клёна
в простом стакане с живой водой.
/2009/
***
Мир не на трёх китах стоит,
и не на трёх лежит слонах:
он держится на трёх словах
вот этих: я тебя люблю.
/2000/
***
Словно из блаженного притина
век сошёл Святого Валентина
на душу твою и на мою.
И как Данте – донну Беатриче,
силами родной могучей речи
я тебя, возлюбленный, пою!
/1985/

Это произведение Эллы Крыловой - первое в стихотворном разделе сборника - своеобразный эпиграф ко всей книге. Прочитала я эти волшебные строки и подумала: хочется верить, что если бы судьбы Данте и Беатриче всё-таки соединились, история любви великого итальянского поэта стала бы от этого не менее прекрасной и божественной.