Сын

Голованова Гб
   
       В далеком сибирском городке N, где всегда снежные и морозные зимы, и только Становой Хребет защищает от сильных и холодных ветров с Якутии, жила семья военнослужащего, у которого было двое сыновей с разницей в возрасте девять лет. Мама, Галина Борисовна, работала в школе учителем, а папа, Олег Виниаминович, служил в должности зам. командира полка. Старший их сын заканчивал восьмой класс, и уже стоял вопрос: идти в девятый класс или поступать в учебное заведение. Общаясь со своими сверстниками и с теми, кто был постарше, Игорь знал, что многие из ребят пытались поступать в суворовское училище в городе Уссурийске Приморского края, но никто не мог поступить в силу сложных вступительных экзаменов, объем материала которых был больше, чем давалось в школе по программе восьмого класса. Вот тут и появилась у Игоря мечта - поступить в это училище и доказать всем, а главное самому себе, что он что-то в жизни может.
       Если честно сказать, то у него были все данные для поступления: крепкий, физически подготовленный, спортивный подросток с аналитическим складом ума, с хорошими знаниями по предметам, но, на мой взгляд, ему мешала чрезмерная его подвижность. А может быть и не мешала, трудно об этом сейчас говорить, может и помогала ему, так как после окончания урока, уже на перемене, из него выплескивалось все напряжение, вот тут он, как говорят, вылазил из кожи вон. Правда, ни мама, ни учителя, более того, он и сам не мог объяснить свою такую необузданность. Мне всегда жалко детей учителей, которым, порой, не хватает внимания, но со стороны Галины Борисовны, скорее всего, чересчур было много внимания к сыну. Будучи завучем, она приходила на уроки и в класс сына, и видела, с каким напряжением ему удавалось сидеть не шелохнувшись, даже на лбу у него выступала испарина, а порой, в свой адрес он получал укоризненное: "У тебя же мама учитель, как не стыдно так себя вести!" Чего греха таить, и такое можно было услышать. Но в нашей школе учителя более лояльно относились к детям своих коллег.
       Имея каждый день полную информацию о сыне, о его поведении и учебе, Галина, приходя домой, начинала вести серьезные разговоры с ним. Ни один предмет, ни одна контрольная и зачет не проходили без маминого участия, она все знания Игоря пропускала через себя, в прямом смысле слова. Я не завидую тем детям, у кого родители учителя, но это лично мое мнение.
       Так вот, Игорь все же решил поступать в суворовское, мама пыталась его отговаривать, так как не хотела в таком возрасте отрывать его от семьи, но Игорь настаивал на своем. Пришлось просить коллегу привезти из Минска Программу вступительных экзаменов в училище (в то время программы были едины во всех союзных республиках Советского Союза). И снова писались диктанты, изложения и решалась практическая часть по математике.
        Пришло время ехать в Уссурийск, где жили родственники отца, Олега Виниаминовича. У них и остановились родители, а Игорь жил в казарме при училище.
        Две недели, пока сын сдавал экзамены, родители находились рядом с сыном.
Утро каждого дня начиналось с того, что они ехали на рынок, покупали разные вкусности, а потом шли к сыну, который перелазил к ним через забор, а потом  таким же способом возвращался на территорию училища. Так делали все ребята, с которыми приехали родители. Дни летели быстро, каждый следующий день был похож на предыдущий: рынок, кормление, переодевание и т.д. Отец удивлялся сыну: "Тебя здесь вагоны что-ли заставляют разгружать?" - "Нет, я в футбол играю,"- искренно признался сын. Мама приходила в ужас: "Как в футбол? А ты совсем не готовишься к экзаменам? Может, все это зря мы затеяли?" - "Мам, не переживай, я все знаю и все сдам," - самоуверенно отвечал сын.
         Игорь сдал все экзамены и был зачислен в училище, где состоялось торжественное построение и посвящение в курсанты. На глазах матерей были слезы, нельзя было равнодушно смотреть на своих сыновей в суворовской форме, подтянутых, чуть ли не наголо подстриженных, а фуражки им придавали особую выправку, делали  взрослее и серьезнее. За это время подростков вымуштровали так, что они прошли по плацу без сучка, без задоринки, четко чеканя шаг.
         Наступило время прощания с родителями, и вдруг на глазах Игоря появились скупые слезы, которые ему не удавалось скрыть, и он выдавил из себя: "Я хочу домой", на что отец сказал: "Ты сам захотел доказать всем, в том числе и себе, что сможешь поступить. Ты доказал - поступил, а теперь докажи, что сможешь и учиться."
         Всю обратную дорогу Галина была расстроена, что долго теперь не увидит сына. Муж, как мог, ее успокаивал и обещал, что сын скоро вернется (он прекрасно видел, что служба - это не для сына, но в жизни этот урок пригодится), и заверил Галину, что он съездит к Игорю через два месяца, узнает как у него дела.
         У Игоря начались курсантские будни, когда надо было уметь правильно пришить погоны, пуговицы, надраивать до блеска обувь. Он очень скучал по дому и часто писал письма, которые Галина складывала, берегла и по нескольку раз перечитывала, и, конечно же, считала дни до встречи с сыном.
        Видимо, не сладко ему было в училище, где требовали от него полного подчинения, а он этим не отличался, он вообще не терпел над собой насилия и делал то, что считал нужным для себя. Если других курсантов привлекала форма, а в будущем и служба, то Игоря этим невозможно было удивить, он прекрасно знал на примере отца, что такое служба, когда нет ни выходных, ни проходных. Видя полное неподчинение со стороны Игоря, командир не спускал с него глаз, так что Игорь чувствовал себя "рыбой на сковородке", как он сам об этом написал в письме.
        В ноябре отец приехал навестить своего сына. Куратор курсантов подполковник потерял дар речи, увидев перед собой Олега в военной форме и в таком же звании, по его мнению у военного человека не может быть такого своевольного сына, но по-разному бывает... По учебе к сыну претензий не было, а неподчинение зашкаливало. До Нового года оставался месяц, и со всех курсантов взяли комсомольские обязательства закончить полугодие без троек. Только в этом случае им разрешат поехать домой на каникулы.
Пришлось Игорю потрудиться над китайским языком, который вызывал у него трудность. Выполнив свои обязательства, он приехал домой 31 декабря, мороз был страшный, а на Игоре была шапка с завязанными ушами, легкая шинель и тонкие перчатки. Тут же Галина побежала в военторг, накупила ему теплых вещей, полностью утеплила своего сыночка. Прошла неделя, надо было готовить сына к отъезду в училище. Чтобы как-то успокоить себя, Галина заполнила бланк телеграммы и попросила сына по приезду на место, отправить телеграмму домой. Но время шло, а телеграммы от сына так и не было, потом через родственников выяснилось, что Игорь лежит в госпитале избитый местными ребятами.
Не долго думая, Галина взяла за свой счет несколько дней, хотя уже началась третья четверть, и поехала к сыну. За время дороги чего только не передумала, тем более, что родственники никаких подробностей не знали и не могли ничего рассказать...И вот она уже в училище. Перед ней стоит дневальный на посту, а со второго этажа слышатся отборные маты командира. Она поинтересовалась: "Это всегда вас так воспитывают?" На что дневальный только улыбнулся. После окончания "воспитательных мероприятий" Галина поднялась на второй этаж в кабинет подполковника, который при виде ее растерялся и пошел красными пятнами, догадавшись, что она могла все слышать. Не теряя времени на объяснения, она сразу же назвала себя и цель своего приезда: "Я забираю своего сына из училища, учиться здесь он больше не будет. Мне хотелось бы его увидеть." Пока она писала заявление, в кабинет вошел Игорь, лицо которого напоминало синюю маску фантомаса со сломленной переносицей. Как выяснилось потом, Игорь и еще один курсант по приезду в город встретились уже на вокзале, недалеко от которого случилась драка с местными ребятами. Такое часто бывало, поэтому курсанты по одному не ходили.
       На этом и закончилась учеба в училище. Игорь пошел в городке в девятый класс. После его приезда все школьники учились писать иероглифы, а свои тетради он подписывал только по-китайски, пока все не встало на свои места и забылось. Десятый класс он уже заканчивал в Новосибирске. Родители снова беспокоились, как он адаптируется в новой школе и в новом коллективе, к тому же часто в новостях и в газетах писались разные страсти обращения одноклассников с новичками, но страхи оказались напрасными: благодаря своему общительному характеру, в первый же день учебы Игорь со всеми перезнакомился и двери в квартире не закрывались до вечера. Игорю удалось приобрести здесь новых друзей.
Он выбрал другую профессию, работая до пенсии по выслуге лет следователем. Его отец всегда говорил: "Не всем дано быть военными, но в выбранной профессии надо всегда оставаться человеком." Эти слова отца он помнит до сих пор.