Шторм

Александр Обыдённый
Нарастающий гул ветра был слышен даже в каюте, для того чтобы понять, что погода скоро изменится достаточно одного взгляда за борт. Волны увеличились и пароход поднимался на них более резко, а после этого глубоко проваливался в образовавшиеся на водной поверхности ямы. Вода намного выше перехлестывала закрытый на все бронзовые барашки «телевизор», так в шутку моряки называли иллюминатор. В помещении на несколько секунд наступали сумерки , и как я не всматривался сквозь толстое стекло в желании разглядеть подводный мир и увидеть его обитателей — там была только плотная, холодная и до горечи солёная жидкая масса, бесконечными километрами покрывавшая всё вокруг. До ближайшего берега было три недели ходу. Его мы не видели уже несколько месяцев и «ТВ-программа» про серое море, уже порядком поднадоела. Всё указывало на то, что приближающийся шторм будет не шуточным.
На камбузе кипела работа, повар Юра по 16 часов в сутки готовил на 32 члена экипажа, чтобы четыре раза в день эта голодная орава сметала все приготовленные им блюда. Меню было получше и вкуснее, чем в некоторых ресторанах: заливные языки, фаршированные блины, голубцы по-домашнему, толчёнка, свежая пробойная красная икра, компот и два вида хлеба (белый и черный), замешенные коком вручную.
Плита, подвешенная на специальные шарниры, уравновешенно сохраняла горизонтальное положение и бортовая качка не сказывалась на содержимом огромной кастрюли с булькающим борщём. На столы в кают-компании накрыли мокрые полотенца, сверху которых стали составлять тарелки со вторым и стаканы. Только так можно было избежать разбитой посуды на полу.
Научиться есть во время качки ещё надо постараться. Первое нельзя было наливать до краёв, только до половины, и выпускать тарелку из рук было чревато разлитым на стол борщём, её постоянно нужно было подравнивать в противоположную сторону от судового крена. Глотать пищу тоже надо было лишь в тот момент, когда судно поднималось на волне, чтобы под собственной массой она проваливалась по пищеводу в желудок, а не наоборот.
На капитанском мостике начиналась трудная многочасовая вахта, которая требовала от рулевого ежеминутных решений, чтобы держать руболовецкую шхуну носом на волну. Одной ошибки было достаточно, чтобы судёнышко наклонилось так, что стоять стене становилось удобнее, чем на полу. В этих обстоятельствах некоторые вспоминали Псалом 88:
«Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал.
Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их». Конечно всем хотелось, чтобы это безбезумство закончилось побыстрее, но наступала ночь, а буря не утихала.
Те кто пытался спать, распирались между двух спинок кровати, упираясь в одну локтями, в другую — пятками, и всё время качались на сумасшедшей карусели вместе с подушкой и одеялом елозя по поверхности, то вставая на голову, то возвращаясь в почти вертикальное положение.
В машинном отделении тоже было весело. Из-за качки нагрузка на механизмы возрастала и было понятно зачем  такие огромные болты и гайки крепят их к основанию на могучих швеллерах.
Как на палубе, как и внутри всё, что можно было закрепить — крепилось намертво, кроме людей разумеется. Забавно было наблюдать за судовым котом, который обладая совершеннейшим вестибулярным аппаратом, с лёгкостью подравнивал себя, в то время как ты судорожно хватался за что-нибудь, чтобы не сломать собственную шею просто идя по коридору.
Выходить на палубу было опасно, но если нужно, то только по двое и конечно в спасательных жилетах. Впрочем, если в этих водах да ещё и при шторме выпасть за борт — большой пользы от жилета не будет, но, надо — так надо. Главное, чтобы двигатель не заглох и рулевое не сломалось иначе…
Я вспомнил видеозапись с одного парохода у которого в штормовую погоду сломалось управление: внутри по коридорам между переборок гуляла вода и плавали личные вещи экипажа. Но самое интересное было когда оператор ведущий съемку, открыл 70 килограммовую стальную дверь, ведущую на палубу и быстро проскочив сквозь неё наружу, так чтобы не перерубило ноги при обратном крене, показал в объектив уплывающие вдаль по волнам новые японские джипы. Перегрузчик вёз из-за границы драгоценный груз, крепления не справились с ударами волн  и машины просто смыло за борт. Молодцы японцы, их стальные кони обладают хорошей герметичностью и соответственно, запасом плавучести, поэтому зрелище получилось фантастически завораживающим. Какой-то сюрреализм творился на видео —  красавцы тойоты и ниссаны, разбивая верхушки волн бамперами и  плавно покачиваясь, всё дальше и дальше удалялись от судна. Они постепенно погружались в пучину, прощально сверкая зеркалами заднего вида и было щемящее чувство внутри — Япония тонет…