Занятие 10. Аритмия в анапесте

Александр Аркадьевич Андреянов
Аритмия – это сбой ритма, нарушение размера в одной или нескольких строках стихотворения. Чтобы предупредить или устранить это нежелательное явление необходимо хорошо представлять всё разнообразие анапестических размеров. В этом поможет таблица, приведённая выше.

 Итак, количество слогов в строке анапесте определяется количеством стоп в строке и видом рифмы. Наличие необходимого количества слогов в строке – необходимое, но вовсе не достаточное условие сохранения выбранного стихотворного размера. Как известно, в анапесте ударения должны приходиться на 3, 6, 9, 12, и т.д. слоги строки. Размер соблюдается тогда, когда имеет место чёткое чередование безударных и ударных слогов. В отдельных стопах реальных стихов, написанных анапестом,  на теоретически безударных слогах могут стоять сверхсхемные ударения, но при этом ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться преимущественно на вторых слогах стоп (некоторые стопы могут быть безударными). Стоит сместить одно из ударений и возникнет аритмия, условно говоря, первого рода.  Аритмия возникает также как при недостатке хотя бы одного слога в строке (аритмия второго рода), так и при их избытке (аритмия третьего рода).
Фрагменты стихов c портала «Stihi.ru» мы приводим без указания имен их авторов, поскольку большинство из них оперативно устранили недочёты, имевшиеся в стихах.
I.Рассмотрим аритмию первого рода.
1.1. Вот пример аритмичной строки из стихотворения, написанного двустопным анапестом с мужской рифмой: «Ты ворвалась всерьёз» /-- /-/  . Из ударений, типичных для анапеста в этой строке имеется только одно – на последнем, шестом слоге. Переставим местами глагол и местоимение: «Ворвалась ты всерьёз» и получим двустопный анапест: --/ +-/  .
1.2. Трёхстопная строка, содержащая нормативные 10 слогов и женскую рифму,  не вписалась в анапест: «Чтоб тебя оно не поразило» --/  -/-  --/  -  .  Стихотворный размер разрушается местоимением «оно», поскольку его ударение приходится в строке на пятый слог, а не на шестой, как того требует анапест. Откорректируем строку: «Чтобы только тебя не сразило» и получим искомый трёхстопный анапест    +-/  --/  --/  -   . 
1.3. В стихотворении, написанном трёхстопным анапестом (в нечётных строках по 10 слогов и женские рифмы, в чётных строках по 9 слогов и мужские рифмы), встретилась следующая аритмичная строка:
Эта рАкушка в жарком июле
Оказалась здесь издалека.     --/  -/-  --/   . Как видно из схемы этой строки, вторая стопа не анапестическая, а амфибрахическая. В анапесте ударения должны располагаться на 3, 6, и 9 слогах строки. Например, так: «Поцарапала кожу слегка»  --/ --/ --/   .
1.4.  В одном из стихотворений среди строк трёхстопного анапеста вдруг встретилась строка пятистопного хорея: «И визжали от восторга суки»  -- /- -- /- /-  . Такая метаморфоза обусловлена тем, что ударение в слове «восторга» в строке приходится на седьмой слог, характерный для хорея. В анапесте ударение должно стоять на шестом слоге строки. Подправим строку и получим трёхстопный анапест с женской рифмой: «И визжали восторженно суки»    --/  --/  --/  -  .
1.5. Вот пример аритмии в четырёхстопном анапесте: «Хорошо, если Бог на версты будет щедр»  --/  +-/  -/- +-/  .
Схема строки наглядно показывает, что из-за ударения в слове «вёрсты» на первом слоге третья стопа амфибрахическая.
В анапесте же ударение должно приходиться не на 8 слог, а на девятый. Подправим немного строку: «Хорошо, если Бог на пути будет щедр» --/  +-/  --/ +-/  .
1.6. Самые распространённые размеры анапеста трёх- и четырёхстопные. В более длинных строках можно просто запутаться, что и случилось в следующей пятистопной строке, состоящей из 16 слогов: «Да когда же ты жить начнёшь! Крикнуть тебе бы отсюда» --/  -+/  -/+  --/  --/  - . Буква «ё» всегда является ударной. По этой причине ударение в третьей стопе попадает на средний слог, и стопа становится амфибрахической, а строка аритмичной. Для устранения аритмии откорректируем строку: «Жить когда же начнёшь? Крик издал бы всевышний отсюда» +-/  --/  +-/  --/  --/ -  . 

II. Гипометри́я – недостаток слога в строке. Если в какой-либо стопе не хватает одного слога, то все последующие слоги строки смещаются влево и ударные слоги оказываются на теоретически безударных местах строки. Это и приводит к аритмии.
2.1.В строке трёхстопного анапеста с мужской рифмой должно быть девять слогов. Автор изложил мысль восьмью слогами аритмичной строки: «С каждым годом всё меньше вас» +-/  -/  +-/  . Из схемы строки хорошо видно, что во второй стопе не хватает одного слога: «С каждым годом теряем мы вас» +-/  --/  -+/   .
2.2. Вот четверостишие, написанное 3-х стопным анапестом (по задумке в нём должно быть по 9 слогов в каждой строке и мужские рифмы):
«Небо льёт божественный свет,   +-/ -/ --/
Очищающий наши грехи
Нам подскажет он ответ               +-/ -/ -/    
Как рождаются всё же стихи?»
Однако в первой строке 8 слогов, и стопами анапеста являются лишь первая и третья стопы. В третьей строке всего  7 слогов и анапест представлен только первой стопой, за которой следуют стопы ямба. Корректируя эти строки, необходимо учесть, что в первой строке недостаёт слога перед прилагательным «божественный»: «С неба льётся божественный свет»   +-/ --/ --/ .  В третьей строке недостаёт двусложного слова: «Может он нам подскажет ответ»               +-/ +-/ --/ .
2.3. В трёхстопном анапесте с женской рифмой должно быть 10 слогов, однако автор удовольствовался только 9-ю слогами, явив при этом аритмию:  «Снова третью дверь выбирая» +-/  -/  --/  -  . Здесь не хватает одного слога во второй стопе: «Третью дверь впопыхах выбирая» +-/  --/  --/  -  .
2.4. Аналогичная ситуация сложилась в строке: «Нужно вспомнить, что с нами Сталин» +-/  --/  -/  -  . Схема строки убеждает, что необходимого слога недостаёт в третьей стопе. Редактируя строку необходимо стремиться восстановить трёхстопный анапест с женской рифмой: «Нужно вспомнить, каким был наш Сталин» +-/  --/  ++/  -  .
2.5. Похожий недостаток проявился и в следующей строке: «Сколько б нам не пришлось скитаться» +-/ --/ -/- . В результате последняя стопа не анапестическая, а амфибрахическая. Именно перед последней стопой не хватает одного слога, и этим слогом может служить частица «бы», вместо краткого «б»: «Сколько нам не пришлось бы скитаться» +-/ --/ --/ - .
2.6. В строке четырёхстопного анапеста с мужской рифмой должно быть 12 слогов. Вот пример аритмичной строки, содержащей 11 слогов: «Лунный свет от тоски меня сбережет» +-/  --/  -/  --/  . Схема строки наглядно показывает, что одного слога не хватает в третьей стопе. Корректируя строку, необходимо заменить слово «тоска» его трёхсложным синонимом. Такими синонимами являются, например, «кручина», «унынье». Сделав необходимую замену, мы восстановим четырёхстопный анапест: «Лунный свет от кручины меня сбережет» +-/  --/  --/  --/  . 

III.Гиперметри́я – лишний слог в строке также вызывает сбой ритма.
3.1. В строке трёхстопного анапеста с мужской рифмой должно быть 9 слогов, однако автор размахнулся на 10 слогов и выдал аритмию: «Или то, что в сознании носил»  +--  --/  -  --/  . Лишний слог располагается между второй и третьей стопами и принадлежит окончанию слова «сознание».  Избавляемся от лишнего слога простым приёмом, записав слово «сознание» через мягкий знак:  «Или то, что в сознанье носил»  +--  --/  --/  .
3.2. Вот фрагмент стихотворения, написанного 4-х стопным анапестом с женскими рифмами в нечётных строках и мужскими рифмами в  чётных строках.
В тех кварталах, где раньше пели «Хава нагила»,   +-/  -+/ -/- /-- /-
Опустели с рассветом дома и дворы.
Лишь земля шевелилась и стонала могила         --/ --/ --- /-- /-
Стариков, молодых да ещё детворы.
В чётных строках, как и положено для 4-х стопного анапеста, по 12 слогов. В нечётных слогах, за счёт женской рифмы должно быть по 13 слогов. Фактически в этих строках по 14 (?) слогов, что и вызывает аритмию. Итак, в первой строке лишь первые две стопы анапестические, третья стопа амфибрахическая, четвёртая – дактилическая. Вот к каким искажениям размера приводит один лишний слог в строке.
Откорректируем строку. Глагол «раньше» здесь вообще не нужен, поскольку прошедшее время глагола «пели» указывает на то, что описываемое  было раньше. Но и глагол «пели» в данном случае не подходит. Вместо него надо подобрать трёхсложный глагол с ударением на первом слоге. Это вытекает из того, что в строке должно быть 13 слогов анапеста:  --/ --/ --/ --/ - . Начало строки «В тех кварталах, где»  занимает почти две стопы: +-/  -+  , на окончание строки «Хава нагила»  приходится следующая конфигурация слогов:    / --/ - , середина строки должна быть заполнена глаголом со следующей комбинацией ударных и безударных слогов: / -- . Таким глаголом является «слышалась»: В тех кварталах, где слышалась «Хава нагила»  +-/  -+/ --/ --/ -  .
В третьей строке, лишний слог приходится на союз «и» в третьей стопе. Убираем лишний союз и трёхстопный анапест восстанавливается:   Лишь земля шевелилась, стонала могила         --/ --/ --/ --/ -

IV. Нерациональная запись стихов приводит к графической аритмии, которая наблюдается как в искусственно удлинённых, так и в нарочито укороченных строках.
4.1. Вот фрагмент стихотворения, в котором автор объединил две соседние строки в одну:
Я сегодня прохожий, созерцатель чудак,   +-/ --/ - --/ --/
на других непохожий, отмеряющий шаг    --/ --/ - --/ --/
стихотворным размером неродившихся строк,  --/ --/ - --/ --/
обольщаясь примером неизвестных дорог.  --/ --/ - --/ --/

Интересно, что на слух никакой аритмии не замечается. Это объясняется тем, что читатель в середине строк делает паузы, так, как если бы строки были записаны рационально. Но более пристальный анализ строк, показывает, что аритмия в них всё-таки имеется. Во-первых, в каждой строке по 13 слогов, заканчивающихся мужской рифмой.  В анапесте такое сочетание невозможно. В этом случае строки должны оканчиваться женскими рифмами.
Схема ударных и безударных слогов  строк убедительно показывает, что анапест соблюдается только в первой половине объединённых строк. Причём, безударные слоги женских рифм в середине строк и приводят к графической аритмии в каждой из них.
При рациональной записи стихотворения графическая аритмия исчезает:
Я сегодня прохожий,   --/ --/ -
созерцатель чудак,       --/ --/
на других непохожий, --/ --/ -
отмеряющий шаг         --/ --/

Таким образом, истинный размер стихотворения 2-х стопный анапест: в нечётных строках которого по 7 слогов и женские рифмы, а в чётных строках по 6 слогов и мужские рифмы.

4.2. Похожая ситуация наблюдается и в следующем стихотворении:
Я бродила средь залов, а на встречу плыла бирюза,                +--/ --/ - --/ --/ --/
Средь домов и вокзалов, словно кто-то смотрел мне в глаза.   --/ --/ - +-/ --/ +-/

Каждая строка, содержащая по 16 слогов, оканчивается мужской рифмой. Но в анапесте, строки с таких числом слогов должны заканчиваться женскими рифмами. Анализ схемы ударных и безударных слогов удлинённых строк убедительно показывает, что внутристрочные рифмы должны быть концевыми рифмами более коротких строк.
Истинный размер стихотворения – разностопный анапест: в нечётных строках которого – по 2 стопы (7 слогов) и женские рифмы, а в чётных слогах – по 3 стопы (9 слогов) и мужские рифмы. Рациональная запись строк стихотворения купирует графическую аритмию:
Я бродила средь залов,                +--/ --/ -
А на встречу плыла бирюза,                --/ --/ --/   
Средь домов и вокзалов,                --/ --/ -
Словно кто-то смотрел мне в глаза.      +-/ --/ +-/

V. Задания для самостоятельной проработки.

В каждом задании необходимо определить размер фрагмента стихотворения,  найти в нём аритмичную строку  (в задании № 7 по одной аритмичной строке в каждом из двух фрагментов стихотворения) и предложить вариант устранения аритмии.

Задание 1.  Н. Рубцов.  Прощальная песня

Мать придет и уснет без улыбки…
И в затерянном сером краю
В эту ночь у берестяной зыбки
Ты оплачешь измену мою.

Задание 2. В. Тушнова.  О счастье
счастлив ты…
Но ответь на последний вопрос:
ты когда-нибудь
сделал счастливым другого?
Ты молчишь?
Так прости мне жестокое слово –
счастья в жизни
узнать тебе не привелось!

Задание 3. Ю. Друнина «Я, признаться, сберечь не сумела шинели…»
Я пальто из шинели давно износила,
Подарила я дочке с пилотки звезду.
Но коль сердце мое тебе нужно, Россия,
Ты возьми его, как в сорок первом году!

Задание 4. И. Слепнев.  Мачеха

…Где ты силы искала,
В деревне какой?!
Ты меня приласкала
Чуть дрожащей рукой.                С. 180.

Задание 5. О. Ермолаева «Чья-то девочка радостно шла босиком…»

О бродяжья душа старика моего,
Ты пришла сюда издалека.
Но какая родная рука у него,
Но какая живая рука!
                С. 72.
Задание 6. С. Есенин   «В этом мире я только прохожий»

В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.

Задание 7. С. Есенин «Синий май. Заревая теплынь…»
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.
и далее та же луна:
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».               

Задание 8. В. Высоцкий. Случай в ресторане

В сорок третьем под Курском я был старшиной,
за моею спиной такое…

Задание 9. А. Дементьев  Позорный торг

Что ж не встанешь ты
В праведном гневе Россия?!
За тобой легендарные времена…

Или ты сохранить нашу славу не в силах?
Или доблесть былая уже не нужна?!

Задание 10. А. Дементьев «Как бы вам тяжело ни жилось…»

Потому что и в самые
Черные дни
Не терял я надежды
И веры бессрочной
В то, что мы на земле
Все душою сродни.
И в нелегкую пору
Кто-то выйдет помочь нам.


Задание 11. В. Цыганов. Приходите в мой дом

И тогда я спою до слезы, до рассвета.
Будет время дрожать на звенящей струне.
А я буду вам петь и надеяться где-то,
Что не скажете худо никогда обо мне.


Решения указывайте в рецензиях на данное занятие или в личных сообщениях.

 25.12.19