Коляда-Коло? -да

Лада Сварожич
экс

Катилось КОЛО Ярое да по небосклону
Щедро лило на мир яркий свет
Только..вдруг, загрустило,стомилось,
Надо день удлинить, шаг убыстрить
Так увеличился денёк на куриный скок
А солнышко взобралось на орбиту выше
И опять засиял наш Небесный  Колобок
Его поступь яркая всё больше слышно
Пролетел Карачун* распахнулись врата
Для  Зимы- волшебницы, а там и весна
Так и крутится Коло-Коляда над землёю
С праздниками, песнями,для нас с тобою

Карочун-самый короткий день в году


Праздник этот был одним из самых любимых в народе.
Ещё в годы моего детства на Полесье в 60-е годы Колядки праздновали вовсю.  И Слава Богам! Коляда возвращается. Возвращается понимание в народе, что праздник этот -не просто веселье, хотя это само по себе чудесно! Этот Праздник - единение Человека с Природой, с Богом Колядой, друг с другом. Что безусловно, роднило людей, давало импульс к единению на самой что ни на есть величественной основе: осознание себя ЧЕЛОВЕКОМ, ЕДИНЫМ СО ВСЕЙ ПРИРОДОЙ-МАТУШКОЙ и СОЗДАТЕЛЯМИ.
Самая  длинная ночь с 21 на 22 декабря, с этого дня Яр-Солнце увеличивает своё Коло. "На один воробьиный скок увеличивается денёк"
Коляда- это щедрая вечеря, это гадания девушек.
Праздник радости и веселья,  славление  Бога Коляды и Предков.
Это обязательные хороводы у костра, песни, очистительные прыжки через огонь. И подношение требы ( угощенья) Богам и предкам.




Желающие поглубже узнать о Колядках могут прочесть отрывок их книги И.И. Тёроха  "Карпаты и Славяне. Предание!

Коляда - Колядки, или некоторые Рода празднуют как Корочун /Короткий День/, он же Карачун, он же Колотун, он же Калачин (Коло - круг. Чун /тун, тин/ - день.).
Это Праздник Новолетия - конца и начала летоисчисления (года) у некоторых славянских Родов.

Все славянские (словянские) праздники были приурочены к астрологическим /астрономическим/ датам:
С 21 на 22 декабря самая длинная ночь в лете ("году") - колдовская, мистическая ночь Корочуна, а на утро - появляется новое, "рождённое как бы заново" Яр-Солнышко - зимнее Новолетие, начинается Новое Коло - день начинает потихоньку прибавляться, начинается праздник Коляда(или некоторые Рода празднуют как Корочун) - это Белые святки и приурочены они к Зимнему солнцестоянию - с 22 декабря.

Празднование зимнего Новолетия - Коляды (или некоторые Рода празднуют как Корочун) начинали в день зимнего Солнцестояния. По нынешнему календарю это с 21го - 22 декабря. Этот день,22 декабря также День Рождения бога Коляды.
Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. Празднование продолжалось 3 дня - с 22 декабря до 25 декабря, как говорили деды об этих днях: "На воробьиный скок длиннее денек".
Днем готовили "Коляду": коллективную еду - складчину, и жгли большие праздничные костры - Краду - всю ночь.
Вокруг деревни противосолонью (движение против Солнца) "Гоняли Попа или Балду" - горящий толстый обрубок бревна.

С утра устраивалось пиршество, игрища, гульба. В следующую ночь запускали новую Балду и на следующую ночь тоже.
На второй день нельзя было пировать у себя дома - шли по гостям. По очереди друг к дружке.
В последнее утро праздника, из общего костра, приносили "Новый огонь" в печь, которую до того необходимо было обязательно прочистить от золы, и желательно побелить. Скотину кормили хлебом, и поили травяными отварами.
Все обязательно мылись в бане, и приступали к семейному застолью. («Где остатьню ночь проведешь, там "год" и проживешь!»)
После застолья, девки запирались в бане и гадали, а парни устраивали игрища у костра, в который, с последним лучом солнца, последний раз подкладывали дрова.
Устраивались «Огненные чистилища» - прыжки через костер. По одиночке и попарно. При желании можно было дать клятву на верность «Огненный заклят». Для этого необходимо вдвоем прыгнуть через костер и не разжать при этом рук.
Костер – Краду не тушили, а давали ему догореть самостоятельно.
 
Коляда - это древний обычай "Преломления хлеба" на "Круг" - "С кем хлеб преломил, - то тебе и брат"
Сей обычай проводился на каждый праздник. Иначе говоря, Коляда - это коллективное круговое питание. Складчина.
Этот славянский праздник и обычай зародился в глубокой древности. Для сбора пищи на круговую трапезу и были придуманы "Колядки" - веселые поговорки, прибаутки, побасенки, страшилки, песенки.
Сбором продуктов на Коляду занималась, преимущественно молодежь. Незамужние девки и парни. В сибирских, украинских, белоруских деревнях и по сие время можно встретить группки ребятишек, распевающих «колядки» в надежде получить несколько конфет и пряников.

Калач, Калачин, Карачун - это Хлеб выпеченный в виде кольца, символизирует собой "круг дня". Откусывая от него, мы начинаем новый круг лета ("года").
На зеленые и красные святки (Комоедицу и Овесень) пекли блины - символ единения земли и солнца. На желтые святки (Купала) выпекались "Жаворонки" - булочки из каральки связанной в узел и уложенной как "Сидящий жаворонок". А на белые святки - на Коляду (Карачун) пекли именно калачи.
К сожалению сейчас очень многие славянские исконые понятия переиначены или растолкованы на новый лад иудохристианами, а последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан в декабре 1684 года.
И всё же и этот запрет не соблюдался народом - и попы пошли на хитрость - перенеся колядки и белые святки на дни почитания их обрезанного бога (обрезанного года) - с 25 декабря и далее, пытаясь "привязать" их ко своему иудохристианскому эгрегору.
Но всё неуклонно возвращается на круги своя.
 
Первый кон жизни дал Бог Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего  на планету, сначала в виде его сына Бога Рода, затем в виде Бога Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.
Второй кон жизни дал миру Бог Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.
Последний раз - кон поведал людям Бог Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый кОлендарь (название его означает «Коляды Дар»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.
Что бы не вносить путаницы - многие славянские Рода отмечают рождение нового Лета - по старому, в первый день зимнего Солнцестояния - на Коляду (по новому - ввели наступление нового Лета со дня осеннего Равноденствия - в честь великой Победы ариев над аримами-ханьцами, которых впоследствии прозвали китайцами - это произошло 7520 лет назад) , поэтому - отмечайте и тот и другой праздник.

В русской части Галичины Коляда начинается в Святый Вечер или в Добрый Вечер обильной, состоящей из двенадцати блюд Святой Вечерей (сочельником. Как только появятся первые звезды, хозяин, в сопровождении детей и челяди, вносит в избу заранее заготовленный сноп пшеницы, ржи или овса, с ним и вязанку мягкой соломы. Сноп ставят на лаве (скамье) за стол или скрыню, заменяющую стол, в углу на покутьи, чтобы он, как почетный гость, опирался в две стены, а солому разстилают на полу избы. Сноп величают Дедом, а солому Бабой (местами - Дедухом). Во время Вечери Деда гостят, вкладывают в него понемногу от всякого сухого блюда. По соломе дети кувыркаются , кукарекают, bsxfn? Блеют и т.д. Святая Вечеря состоит из растительных блюд - даров опекунши растений богини Лады. Воскуривши яловец (можжевельник), хозяин берет паланичку (токо печеный хлеб, в роде толстой лепешки), смазанную медом (в других местностях поджаренным луком), желает всем здоровья и счастья, отрывает кусочек для себя и предлагает за тем по старшинству всем присутствующим. Всякий щипает (отрывает) себе кусочек и съедает для здоровья и счастья. Стол покрыт скатертью или убрусом, под ним сено, а во всяком углу стола под скатертью зубец чесноку (против злых духов). Посредине стола два хлеба: Маланка и Василь (Лада и Велес), в верхний вкладывают свечу. Вокруг хлебов чесноковый венец. Маланку ставят на верху, Василя внизу (В Калушском у. в Галичине в день Нового Года (Василий - Велес) оба хлеба купают в реке или в колодце, после чего, покрыв пол хаты полотном, катят оба хлеба от порога к столу и опять ставят на стол, но теперь - Маланку внизу, а Василя на верху).
 
Вечеря состоит почти из всех национальных безмясных блюд: борщ, всякого рода вареники (с картошкой, капустой, гречневой кащей с грибами, пшеном, сливами и т.п.), пирожки, голубцы, вар (вареные сушеные фрукты), капуста, свекла, горох, фасоль и бобы, грибы, мед, фрукты и орехи. Обязательное блюдо, без которого нет Святой Вечери и которое кушают обыкновенно последним - кутья: вареная пшеница с медом, тертым (макогоном в макотре) маком и тертыми орехами. Хозяин берет немного кутьи в ложку и со словами Сейся, родися жито, пшеница и всякая пашница - сеет ее по потолку. Чем больше прилипнет кутьи к потолку, тем больше будет урожай для хозяина в наступающем году. Во время и после Вечери под окна подходят колядники. Где их не желают по скупости или другим поводам, стучат в окно, и колядники безмолвно уходят. После ужина пастух связывает все ложки веревочкой, чтобы товар (скот) во время пастьбы не расходился. Избы в праздник Коляды не метут (Баба на полу) и сора из хаты не выносят, чтобы не вынести вместе с ним ниспосланного в Коляду счастья и т.д. Коляда изобилует множеством других мелких обрядов и обычаев, уцелевших в одних и погибших в других деревнях и уездах, как тоже и гаданиями.
 
В колядках упоминается имя Лады и Деда Ладо, а некоторые из них оканчиваются припевами Ой Дай-Боже! или Ой Дай-Бог! Перед Святой Вечерей, чествуя богиню здоровья и крепости Живу, в некоторых местностях моются в реках и потоках, как в Живный Четверг, считая воду в этот вечер целебной, что вместе с Дедом и Бабой, Дажь-Богом, Велесом и Ладой свидетельствует о соборности праздника Коляды, заменяющего белорусский праздник Дзядов.
 
Следует полдчеркнуть, что этот праздник, как ни один другой, сберег почти полностью свой древний, дохристианский облик, о котором упоминает автор рукописи Жизнь Владимира Великого. Святая Вечеря, забавы и увеселения (продолжающиеся до Щедрого Вечера), хождение с туром, надевание личин, пение колядок и щедровок, и проч., и проч., происходят ныне так же, как почти тысячу лет тому назад, до принятия христианства. И сама бес Коляда, как ее назвал автор упомянутой рукописи, все ея обряды - глубоко нравственны и чрезвычайно милы.
Весь праздник дышет любовью к Богу, предкам и живущим ближним, и даже к скоту. Воскурив яловец в избе, хозяин, тут же перед Святой Вечерей, отправляется с ниv и и хлебом ( в некоторых местнгостях с особо для этой цели печеными калачиками) в хлева и на птичий двор и балует им всю домашнюю скотину и птицу. В этот Добрый, Святый Вечер скот и птицы разговаривают человеческим языком.  Но храни Господь подслушивать: любопытного ждет верная семерть. В праздник Коляды постоянно поздравляют друг друга и желают всяких благ: Помогай Бог на счастье, на здоровье! Дай вам Бог из росы и воды! Сейся, родися для вас и худобки! И в миски, и в желобки! Дай Боже счастья! Дай Боже, дай Боже, дай Боже и вам! Поздравляют и хозяина, и хозяйку, их детей и всю челядь, и всякого в избе особо. Многие колядки, которые поются под окнами, содержат в себе и всякого рода пожелания, но обычай сохранился, что один из колядников, после окончания пения колядников под окном, входит в избу и обязательно еще раз поздравляет и желает - виршуе (так как все поздравления и желания приукрашены рифмой), после чего получает коляду, т.е. или деньги, или что-нибудь сьестное.
Упоминаемая в Предании колядка в Галичине в общем употреблении:
Ой в саду, садойку
Там павойки ходят,
Там повойки ходят
И перойки ронят. И т.д.
В иных местностях поют: садочку или садоньку, павочки или павоньки, перячка или перонька.
й у садоньку
Ой у садочку павоньки ходять,
Павоньки ходять, пірячко ронять.
Ходить за ними красна дівонька,
Піря збирає, вінок збиває.
Та схопилися буйні вітрове,
Буйні вітрове, шайні дощове.
Шайнули вільком у тихі води,
У тихі води, в глибокий Дунай.
Илья Иванович Тёрох (1880-1942). Карпаты и Славяне. Предание