41 московский международный кинофестиваль

Жанна Заказникова
Поскольку весной моя корреспондентка не успела вовремя сбросить исходный материал в номер, то статью дописала сейчас :-(

Очередной московский кинофестиваль проходил 18-25 апреля 2019 г. Из каких соображений кинофестиваль перенесли с жаркого лета на прохладную весну в 2018 году – ясно, из-за чемпионата мира по футболу. Почему он так и застрял в апреле – не нашему уму постижимо; но летом куда приятнее артисткам и зрительницам демонстрировать свои наряды (или их отсутствие) :-) . Большой и в меру помпезный, он не стал мировым событием, ибо постепенное угасание кино и падение уровня фильмов - процесс давний. Это, скорее, коммерческое (и весьма утомительное) мероприятие, на котором было показано 213 фильмов из 64 стран, при этом 134 российских фильма. Поскольку просмотреть все фильмы ни одному человеку невозможно (да и нет в уголовном кодексе таких жестоких наказаний), то наш обзор не претендует на полноту и глубину. А так как и времени после кинофестиваля прошло порядочно, то мы не станем утомлять читателей перечнем призов и победителей.
Тем не менее, следует отметить, что, как и обычно, большая часть фильмов – коммерческие поделки невысокого уровня на мелкие темы мелкой жизни. Далеко не худший финский фильм «Пустота», за игру в котором Томми Корпела получил приз за лучшую мужскую роль, - это фильм о том, как некогда успешный писатель теряет уверенность в себе, а его подруга, актриса, наоборот, находится на пороге большого успеха – и как они не могут и не хотят понимать друг друга.
Но не всё так печально в кинематографе. В рамках фестиваля «Год Британии в России» был показан фильм исторический фильм «Петерлоо» (режиссёр и автор сценария – Майк Ли) об одном из самых позорных эпизодов в истории Великобритании - печально знаменитой «Манчестерской бойне» 1819 года, одном из первых значимых эпизодов борьбы рабочего класса за свои права. В эти первые десятилетия Промышленной революции, когда английское крестьянство было уже уничтожено и «овцы съели людей», когда, вооружившиеся «теорией» преподобного Мальтуса о «лишнем» населении лендлорды и капиталисты в погоне за прибылью обходились с рабочими хуже, чем с преступниками, рабочие только начинали свою экономическую и политическую борьбу. Рабочие Манчестера, бастовавшие семь недель против нищенской зарплаты, на которую нельзя было прокормиться, вышли на мирный предвыборный митинг. Они хотели поддержать борьбу за всеобщее избирательное право (которого сами были лишены) и против «хлебных законов» (которые в интересах лендлордов поддерживали высокие цены на хлеб – основной продукт питания бедняков). Лидеры рабочего движения в своих выступлениях говорили о самых насущных требованиях – не только о хлебе, но и о политических правах и свободах. И вот этот мирный митинг был жестоко расстрелян отрядами конной полиции и армейскими подразделениями.
Этот фильм – хороший пример того, каких жертв, какой крови стоили рабочему классу те буржуазные права и свободы, которыми сейчас так умело манипулируют правящие власти в той же Англии. И их искусство манипулирования позволяет им выпускать даже такие фильмы. Вряд ли этот фильм выйдет на широкий российский экран – в стране не тот уровень демократии, когда можно отказаться от держиморд; да и сейчас в Англии власти не задумаются при применении силы против смутьянов, когда это угрожает власти или прибылям капитала. Правда, в Англии пока протесты ещё не вышли на серьёзный уровень, но вот во Франции уже который год власти пытаются подавить силой слабо организованный народный протест.
Как ни покажется странным, но в России выпущен фильм, посвящённый Великой Октябрьской социалистической революции - восстановлен считавшийся утраченным фильм «Годовщина революции» Дзиги Вертова, выпущенный в 1918 году к первой годовщине революции. Историк кино Николай Изволов по разрозненным фрагментам из разных киноархивов собрал целый фильм. Правда, его премьера состоялась в 2018 году в Амстердаме.