Волны, штиль и снова волны

Лариса Саевич
ВОЛНЫ, ШТИЛЬ И СНОВА ВОЛНЫ

Новелла-триптих
С сердечной благодарностью моему другу Народному артисту России Сергею Захарову за подаренные идеи создания этой новеллы и переплетения ее сюжета со знаковой песней его репертуара «Волны».

Певец. Человек. Мастер.

Часть 1. ПЕВЕЦ

«Волны, катятся волны,
Бьются в кромку земли.
Как наша любовь, эти волны
Полынною горечью полны.
Их жажду счастливыми быть
Не утолить, не утолить!»*

Жаркое среднеазиатское лето начала 70х… Бурная, с быстрым течением и водоворотами, опасная, но такая манящая прохладой своих волн река Сыр-Дарья… Веселая ватага бронзовых от загара подростков, в центре внимания - Девочка с собакой, первой в ее жизни немецкой овчаркой Альфой. Рожденная под знаком Рыб, Девочка рано научилась плавать, не боясь, наравне с мальчишками переплывала широкую реку. Любимая собака, предмет гордости и лучшая подруга Девочки, всегда была рядом.
Вдоволь наплававшись, дети разошлись по домам. Девочка, включив телевизор, устроилась в кресле с иголкой и ниткой в руках, собираясь зашить порвавшуюся накануне кожаную застежку ее роликов. По единственному ТВ-каналу шел нудный взрослый концерт. Вставать было лень, а пульта дистанционного управления еще не было в природе, так что пришлось слушать. Диктор объявила имя очередного исполнителя, которое Девочка благополучно пропустила мимо ушей и он запел… От неожиданности услышанного она упустила иголку, больно уколов палец. Почти одновременно она почувствовала укол еще и где-то внутри и удивленно подняла глаза на экран. Певец пел о волнах, море, счастье и любви. Не знающий границ голос лился, казалось, прямо в ее душу, запуская цепную реакцию неведомых ей раньше метаморфоз. Девочка сжалась, съежилась в кресле, словно пытаясь защититься от происходящего. Но было поздно: процесс стремительного превращения из «куколки в бабочку» было не остановить.
Девочка смущено оглядела свои разбитые от катания на роликах коленки, вдруг показавшееся ей слишком тесным и коротким платье и впервые ясно осознала, что она не просто подросток, а Девочка. Впервые, сразу и навсегда захотелось быть красивой, яркой, неординарной, успешной.
В информационном вакууме тех лет Девочка долго не знала: Кто он? Откуда? Но ей очень хотелось услышать его еще. Часто принося в жертву доселе любимые дворовые игры босоногой компании пацанов и девчонок, она просиживала у телевизора в надежде узнать его имя и услышать его песни. Родители были не в восторге от ее нового увлечения, нередко запрещая ей смотреть телевизор и слушать магнитофон. От их гнева ее спасали только отличная учеба в обычной и музыкальной школах, победы на олимпиадах по литературе и иностранным языкам, шахматных турнирах. Как многие другие девчонки, она часто забегала в ближайший киоск «Союзпечать» и отдел грампластинок универмага, стараясь не пропустить свежий выпуск журнала «Кругозор» или новую пластинку Певца. Ей было легко, тепло и комфортно с ее далеким экранным другом в компании его голоса на пластинках, бобинах, кассетах. Он стал для нее стимулом, зовущим ее вперед и ввысь, поддерживающим в ней огонь желания расти, развиваться, становиться лучше. Девочка стала еще больше читать, слушать музыку, учить языки, мечтать о путешествиях…
Девочка на глазах менялась: стала застенчивой и задумчивой, расцвела и похорошела. Этого не могли не заметить мальчики, уделявшие ей все больше внимания, но кто из них мог сравниться с Певцом?..
Так продолжалось два-три года, ей казалось, что так будет всегда. Девочка еще не знала, что все хорошее когда-нибудь кончается, и первая в ее жизни потеря уже не за горами. Она по-прежнему не пропускала концерты ко всем мыслимым и немыслимым датам, передачи, в которых Певец обычно часто появлялся: «Голубой огонек», «Артлото», «Утренняя почта», «Песня года» и даже «Сельский час», в конце которого он мог петь по заявке доярки или комбайнера. Но Певца не было нигде. Он словно исчез из эфира. Девочка грустила и скучала. В те ханжеские годы закрытой информации поползли недобрые слухи: говорили о каких-то разгромных статьях в газетах и журналах. Девочка была еще маленькой и не знала, где можно их достать и как узнать, что на самом деле случилось.
Летом группа лучших школьников города поехала в экскурсионную поездку в Москву и Прибалтику. В Москве их повезли в парк имени Горького. Все дети быстро разбрелись по аттракционам, а Девочка наткнулась на выездную библиотеку, где можно было напрокат взять книги, газеты и журналы. Смущаясь и стесняясь, она решилась задать библиотекарю волнующий ее вопрос и та дала ей журнал со статьей с оскорбительным названием «Скоропортящийся талант», в которой ее любимого Певца обвиняли в неприглядных проступках. Она не поверила ни одному слову, ее интуиция подсказывала, что все плохое о нем не может быть правдой. Она была слишком юной, чтобы понимать смысл большинства слов и обвинений, а тем более, неминуемых последствий, но одно она поняла четко: случилась беда и она долго, а, быть может, никогда не увидит и не услышит Певца. Когда она возвращала журнал, библиотекарь с неудовольствием поинтересовалась, где Девочка умудрилась его намочить. Журнал был мокрым от слез. Она плакала, прощаясь со своей первой чистой и светлой детской любовью.
Но жизнь продолжалась, и скоро Девочку захватили восхитительные впечатления от сказочной Прибалтики и новые, уже не виртуальные эмоции. Уже через несколько дней где-то в Юрмале или Сигулде красивый мальчик с необычным латышским именем, голубоглазый и светловолосый, впервые пел ей под окном серенады под гитару. Девочка в смятении шушукалась с подружками, решая, встретиться с ним или бросить в окно записку, и на каком по счету свидании можно целоваться…
Время летело. Девочка выросла, превратилась в красивую, независимую, уверенную в себе Девушку и скоро научилась спокойно реагировать на заинтересованные взгляды, комплименты и предложения. Окончательно выбравшись из «кокона», и расправив крылья, бабочка решительно взмыла ввысь навстречу своей судьбе!

Часть 2. ЧЕЛОВЕК.

Судьба не жалела добра и ярких красок, была щедра и благосклонна к нашей героине. Девушка с отличием окончила школу, с первой попытки поступила на элитный факультет иностранных языков университета, географически сменив Среднюю Азию на Юго-Восточную Европу, влюбилась, счастливо вышла замуж за любимого и любящего ее человека, родила дочку, в которой не чаяла души и которая была ее зодиакальной копией – второй Рыбкой в семье.
Было ли случайностью, что из всех мужчин она выбрала того, чье имя совпало с именем Певца, а единственную дочь назвала именем, когда-то воспетом им в одной из песен ее юности?..
Быстро, интенсивно и наполненно летели дни, месяцы и годы: росла, радуя своими способностями и жизнерадостностью, дочка, в доме царили мир, взаимопонимание и благополучие, стремительно развивалась карьера. Творческая и неугомонная, не умеющая останавливаться на достигнутом, всегда летящая вперед Девушка много работала и постоянно училась - компьютер, вождение автомобиля, менеджмент… Все это открывало новые возможности: началась работа в международных компаниях, зарубежные поездки, командировки, стажировки… Не оставалось времени на сентиментальные воспоминания, но при каждом переезде семьи, Девушка перевозила в новый дом скромную коллекцию собранных ею в детстве пластинок Певца, почему-то упорно не желая расставаться с дорогими ей реликвиями.
Певец опять стал появляться на экране, его незабываемый голос вновь зазвучал в эфире. Девушка искренне радовалась его возвращению, с удовольствием смотрела передачи с его участием, с первых нот узнавала из тысяч его голос, переключая радиоканалы в автомобиле… Ей по-прежнему был дорог и казался духовно близким этот совершенно незнакомый ей человек, живущий где-то далеко своей, безусловно, яркой, но непростой и неоднозначной жизнью. Они жили в параллельных мирах, а параллельные линии, как известно, не пересекаются.

«Зачем я с вами в этот вечер?
Зачем кружится голова?
Зачем все чаще наши встречи?
Ведь это море шепчет
Изменчивой волной любви слова…»*

Семья, в которой были две зодиакальные Рыбки, не могла не любить море. При первой же возможности, иногда не один раз в год, они ездили в Крым. Обычно они отдавали предпочтение Южному берегу: Девушка была влюблена в Ялту, Мисхор, Алупку, Партенит, буйство красок и запахов, потрясающее сочетание моря и гор. Но тем летом ей предложили путевку на Западное побережье. Степной Крым явно не впечатлял, к тому же муж по делам работы не смог поехать с ними. Зато Евпатория им понравилась с первого взгляда – завораживала 2500-летняя история, замысловатое переплетение культур и стилей: татарские мечети и текие, караимские кенасы, еврейские синагоги, православные храмы, узкие улочки старого Гёзлёма, древнегреческие раскопки Кара-Тобе…
Две подружки-Рыбки, мама и дочка, целыми днями наслаждались морем, солнцем, экскурсиями, а вот по вечерам делать было нечего. Девушка, начавшая с раннего детства приучать свою Малышку к театрам, концертам, вечерним развлекательным шоу в зарубежных отелях, нашла выход в посещении всех мероприятий эклектичного репертуара гастрольной жизни курортного городка. Они любили каждый вечер, красиво одевшись и купив цветы, отправляться в театр или летний концертный зал. Малышке очень нравилось подниматься на сцену и дарить артистам цветы. Она возвращалась раскрасневшаяся, счастливая и бурно делилась впечатлениями: «Мамочка! Алена Апина сказала мне «Спасибо, девочка!»
Однажды они беззаботно болтали, проходя мимо свеженаклееных афиш. Мимолетный взгляд скользнул по ним и вдруг сердце на мгновение остановилось, земля ушла из-под ног – на афише было имя Певца. Семилетнюю Малышку удивила растерянность обычно веселой и уравновешенной мамы. Они всегда вместе принимали решения, поэтому Девушке пришлось объяснить Малышке, не знавшей Певца, что, так как ей сейчас нравится «Рыжий» из «Иванушек-International», её маме, когда она была маленькой, очень нравился этот Певец. И напомнить ей веселый музыкальный фильм, в котором Певец когда-то сыграл одну из главных ролей и который Малышка очень любила. Подумав, девочка дала добро на покупку билетов.
Настал день концерта. Вернувшись с моря, Девушка уложила дочку спать, а сама присела у окна, отдыхая от полуденной жары в прохладной комнате. В какой-то момент она почувствовала легкое головокружение, ей показалось, что она выпадает из реальности. Перед ее глазами четко и ясно вместо привычного вида из окна пронеслись яркие картинки событий, которые, как она поймет позже, произойдут этим вечером. Она не знала, сколько это длилось: секунды? минуты? Взяв себя в руки и посмеявшись над своими «видениями», Девушка стала собираться на концерт.
Вечером Рыбки, проходя мимо цветочного магазина, как всегда, купили цветы, на этот раз - белые гвоздики. Цветы неожиданно эффектно оттенили бронзу загара Девушки, ее светлые, почти белые от солнца волосы и подчеркнули элегантность ее черного шифонового платья в испанском стиле с белоснежной окантовкой струящегося каскада воланов.
В театре был аншлаг, зрители тепло встречали Певца. Внешне артист, казалось, совсем не изменился, по-прежнему был красив и элегантен. Вживую, под аккомпанемент рояля, его голос звучал еще мощнее и ярче, чем с экрана. Вокал был безупречен, но, тем не менее, он показался Девушке чужим, другим, незнакомым. Другим, незнакомым был репертуар: классические арии из опер, хорошо знакомые ей по урокам теории музыки, красивые глубокие романсы… Они были прекрасны, но совсем не совпадали с картинкой воспоминаний из прошлого. Она с облегчением вздохнула: наваждение созданного ею когда-то образа, уходило, отпускало, таяло на глазах. Малышка откровенно скучала и поминутно спрашивала маму, когда ей можно отнести цветы на сцену, отвлекая и не давая возможности Девушке сосредоточиться. В начале второго отделения Певец запел попурри из своих ранних песен. Он опять пел о волнах, море, счастье и любви. Пел страстно и вдохновенно, пел с теми же фразировками и интонациями, свойственными только ему. Извинившись перед удивленной Малышкой за изменения в привычном для них сценарии, Девушка спросила: «Малыш, а можно сегодня цветы артисту подарю я?». После съеденной в антракте шоколадки и пары кругов бегом вокруг театра дочка заметно повеселела и потому легко согласилась.
Девушка поднялась на сцену, подарила цветы, сопроводив их какой-то банальной глупостью: «Спасибо Вам за эти песни, они напомнили мне молодость». Неожиданно для неё Певец ответил: «Вы так молоды и красивы… О какой молодости Вы говорите?». Завязался диалог, который явно затягивался. Девушка испытывала чувство неловкости, понимая, что весь зал сейчас наблюдает за ними, что она неприлично долго задержалась на сцене. Видя ее смущение, Певец попросил ее задержаться после концерта, предлагая продолжить разговор. Девушка вернулась на свое место в зале, уже совсем не понимая, что ей делать. И вдруг она отчетливо вспомнила сегодняшнее «видение», когда она смотрела в окно. Ведь она же видела именно это: Певец в белом костюме, белые цветы, она на сцене, его заинтересованный взгляд… Откуда она могла это знать заранее?.. И неужели может быть правдой то, что в ее «видении» было дальше?
После концерта их проводили в гримерку артиста. В ней было тесно от подаренных зрителями букетов. Пока Девушка мучительно соображала, что она вообще здесь делает и как ей себя вести, Певец и Пианист вплотную занялись знакомством с Малышкой. Уже через несколько минут Малышка радостно смеялась, когда Певец с высоты своего почти двухметрового роста подбрасывал её вверх к высокому театральному потолку. Процесс завоевания доверия Малышки был успешно завершен, когда из огромного количества цветов Певец выбрал веселый букетик, наиболее подходящий ей по возрасту, и торжественно преподнес его девочке. Малышка очень любила цветы, уже научилась сама их дарить, но этот букет был первым, подаренный не ею, а ей! К тому же он очень подходил к необычному ярко синему цвету глаз девочки, о чем Певец не преминул ей сказать. Теперь Малышка окончательно признала в артистах своих друзей и перешла на их сторону.
Девушку тоже подкупила реакция артистов на появление Малышки, ведь они даже не догадывались о ее существовании, так как Девушка поднималась на сцену одна. В искренности доброты и внимания к ребенку трудно было сомневаться, ведь все выглядело так естественно. Да и Малышка обычно сразу чувствовала взрослую фальшь и терпеть не могла нарочитого сюсюканья. Отбросив сомнения, Девушка осторожно вступила в оживленный общий разговор. С каждой минутой напряжение и настороженность отступали, лед таял под лучами обаяния и простоты Певца. Он подписал Рыбкам свои фото, не пожалев теплых слов. Они долго разговаривали и пили чай с невесть откуда появившимися пирожными. Театр Малышка триумфально покидала на руках у Певца. Артисты подвезли маму с дочкой к их санаторию, договорившись встретиться утром, чтобы вместе пойти на пляж.
Певец и Девушка были «жаворонками», любили плавать в чистом рассветном море, еще не потревоженном отдыхающими, чего нельзя было сказать о Малышке, любящей по утрам поспать. Не тревожа сон девочки, они ненадолго отправились к морю.
Наслаждаясь тишиной и дурманящей чистотой утреннего воздуха, они шли по еще сонной безлюдной Евпатории. Певец наклонялся, поднимая и перенося с асфальта на клумбу улиток, у которых не было шанса успеть до нее добраться, пока по ним не пронесется суетливая толпа нового дня. Это было для него также естественно, как для Девушки просто обойти их, а для кого-то – «танком» пронестись, даже не заметив хрупких, медлительных глупышек.
Она посмотрела на него совсем другими глазами: рядом с ней был не великий певец, знаменитый артист, каковым он, безусловно, является, а просто хороший, добрый, не равнодушный человек, который не фальшивит ни на сцене, ни в жизни. Сменив концертный костюм и «бабочку» на рубашку и шорты, более подходящие для похода на пляж, он не стал хуже, ни в чем не разочаровал ее. Яркая публичная красота картинки сценического образа сменилась спокойным, теплым искренним светом, идущим изнутри. Ей больше ничего не надо было знать об этом человеке: он только что нечаянно, сам не догадываясь об этом, преподал ей урок ценности любой жизни, приоткрыл перед ней частичку своей души, сущности его личности, на что ее душа мгновенно откликнулась бесконечным уважением и доверием.
Девушке были близки его отношение к жизни, мысли и поступки. Совпадения вкусов, интересов, дат, имен казались просто удивительными, часто то изумляя, то веселя их. Оба очень любили собак, могли бесконечно рассказывать о своих преданных четвероногих друзьях. Позже выяснилось, что и ее обожаемая Грета, и его любимые Энди и Ваня одной, довольно редкой, породы – ризеншнауцер. В то время еще не было повального увлечения породистыми собаками. Большинство людей даже не догадывались о существовании этой породы и не знали такого слова, а эти двое выбрали ее независимо друг от друга и теперь радовались очередной общей теме.
Певец иногда что-то тихонько напевал, Девушка неизменно с первых нот узнавала знакомый и ей мотив. В свое время ее почти тяготили занятия в музыкальной школе, но сейчас она была благодарна им за широкую музыкальную эрудицию и развитый неординарный вкус. Однажды, услышав знакомое «Unforgettable, That’s What You Are…», она на «автопилоте» подпела: «Unforgettable, Though Near Or Far». Оставшиеся строки «That’s why, darling, it’s incredible That someone so unforgettable Thinks that I am unforgettable too»** они добормотали вместе… Это была песня рано ушедшего и незаслуженно забытого Нэт Кинг Коула, одного из любимых голосов Девушки. Певец и Девушка стали увлечено обсуждать другие любимые, как выяснилось, ими обоими, песни репертуара «темнокожего Синатры», альбом, недавно записанный его дочерью Натали Коул с наложением голоса отца. Певец в задумчивости произнес: «Откуда ты все это знаешь? Ведь это такой раритет… Если сейчас спросить у всей Евпатории, кто такой Нэт Кинг Коул, у нас с тобой есть большие шансы оказаться единственными, кто знает верный ответ…»
У Певца и Пианиста оставалось еще несколько концертов на западном побережье, и артисты были рады проводить время их нахождения в Евпатории в компании своих новых знакомых. Новоиспеченный «квартет» неизменно сопровождали хорошее настроение, смех и забавные приключения. То разбаловавшейся вконец Малышке, попавшей на время в «детский рай», где ей не было отказа ни в чем: мороженное, шоколадки, аттракционы…, непременно хотелось сфотографироваться всем вместе в компании экзотических животных и ей удавалось уговорить поначалу отчаянно сопротивлявшегося Певца одеть на шею живого удава. То они оказались запертыми на закрытом пляже и им пришлось перелезать через двухметровый бетонный забор с металлической решеткой наверху на глазах у ошеломленной толпы зевак, гуляющих по центральной набережной. Забор был плотно оклеен афишами Певца и зрелище преодолевавшей барьер четверки, Малышки и Девушки, прыгавших не без «визга и писка» на руки, ловящих их внизу артистов, явно вызывало интерес.
Южное море и солнце симпатизировали «квартету» и щедро одаривали их своими дарами: море раскрыло для них всю палитру своих состояний и настроений от полного штиля до разной силы, длины и высоты волн, а солнце без устали светило, не оставляя никаких шансов ни дождю, ни тучам. Все были хорошими пловцами, могли заплывать далеко за буйки, прыгать, нырять, кататься на, бьющих в кромку земли, волнах.
Кульминацией красоты их недолгого приморского сюжета стал абсолютный штиль на море в один из дней. Певец и Девушка отправились в море на катамаране. Заговорившись, они заплыли так далеко, что потеряли из вида береговую линию. Даже линия горизонта казалась размытой, условной: зеркальная гладь моря почти сливалась, плавно переходила в купол неба. Возникло странное чувство полной отсеченности от всего мира и, в то же время, максимальной открытости перед ним. Нереальная красота и спокойствие моря заставили Девушку и Певца затаить дыхание, чтобы не спугнуть иллюзию полной совершенной гармонии… Стараясь не потревожить звенящую тишину и безупречную прозрачную гладь, они молча, разговаривая друг с другом только глазами, соскользнули в воду. Сколько они плавали в открытом море, времени и пространстве – трудно сказать. Но, когда они вернулись на берег к ожидающим своей очереди кататься на катамаране Малышке и Пианисту, те были не на шутку встревожены.
Время летело незаметно: дни они проводили на море, ненадолго расставаясь на время репетиций артистов, а вечерами вместе отправлялись на очередной концерт: артисты на сцену – работать, а Рыбки – в зрительный зал с наслаждением погружаться в волшебный мир музыки, где царил удивительной красоты и силы голос Певца в виртуозном обрамлении мастерства Пианиста. Они гордились своими друзьями-артистами, переживали с ними каждую эмоцию, ноту и реакцию зала, волновались и радовались за них. Сидя на приставных стульях у самой сцены (ведь на концертах Певца всегда был аншлаг и свободных мест в зале просто не было), им нередко казалось, что он поет только для них…
На одном из концертов Певец во время исполнения песни, воспевающей вечное библейское имя, которое носила Малышка, неожиданно спустился по ступенькам со сцены, протянул руку Малышке, повел ее за собой, посвящая песню только ей одной. Зал неистово аплодировал забавному дуэту и красивому поступку. Малышка чувствовала себя на роскошной сцене театра настоящей принцессой. Когда Певец, галантно поцеловав Малышке руку, проводил ее в зал, девочка была абсолютно счастлива. После  каждого концерта все новые цветы наполняли комнату, в которой жили Рыбки, превращая ее в прекрасный сказочный цветник…

«Но все, что нам подарит море,
Перечеркнет прощанья час,
И потекут года,
И больше никогда
Я не увижу Вас…»*

Теперь, уже будучи взрослой, Девушка точно знала, что все, даже самое красивое и хорошее, заканчивается. Артистам надо было уезжать на Южный Берег Крыма, где продолжались гастроли, и дальше, дальше… Их ждали новые зрители и впечатления, а Рыбкам через несколько дней пора было возвращаться в свою жизнь. Расставаться не хотелось настолько, что Певец, то в шутку, то всерьез предлагал ехать с ними в Ялту, но это означало лишь отсрочку неизбежного приговора. Мобильных телефонов и Интернета тогда еще не было, рассчитывать на простоту общения в дальнейшем не приходилось. Тем не менее, артисты оставили Рыбкам свои контакты, они обсуждали возможность встречи в Северной столице, где жили артисты, и куда Девушка собиралась ехать через пару месяцев к друзьям. Казалось, они расстаются ненадолго, будут общаться, ведь им было легко, весело, интересно и душевно тепло в компании друг друга. Но Девушка, обладавшая обостренной «Рыбьей» интуицией, не сомневалась, что все это – иллюзии.Параллельным линиям ненадолго удалось изменить свою привычную траекторию под влиянием магии морских волн и хмельного дурмана южного воздуха. Пришла пора всему возвращаться на круги своя.
Накануне отъезда они перебирали большую пачку фотографий недавней фотосессии Певца для предстоящих зарубежных гастролей. Он предложил ей выбрать что-нибудь на память и удивился ее выбору. Там было много очень красивых снимков на сцене в концертных костюмах, при «полном параде», в пафосных декорациях концертных залов. Его яркая внешность, сводившая с ума миллионы его поклонниц, всегда казалась Девушке совсем не главной, вторичной – чем-то вроде дополнительного приятного бонуса к его таланту, голосу и личности. В реальности, где весь «глянец» нивелировался ветром, брызгами волн, пляжной одеждой, он казался почти обычным, симпатичным парнем с очень хорошей улыбкой. Таким ей и хотелось запомнить его, поэтому из разложенного перед ней вороха нереальной, режущей глаза красоты она выбрала две самые простые, скромные фотографии, где Певец был снят на природе в джинсах, футболке - почти такой, каким он был сейчас, сидя рядом с ней. А глянцевые картинки «рокового красавца» она спокойно и без сожаления оставила для многочисленных, обожающих его поклонниц.
В последний день Девушка и Малышка пришли проводить артистов. Певец шутил, глядя на Рыбок, что в день расставания они выглядят так, что с ними просто невозможно расстаться, поэтому им ничего не остается, как созваниваться и встречаться. Но она знала себя, знала, что ни звонить, ни ехать никуда не будет, а значит, они расстаются надолго, скорее всего, навсегда. Девушка умела контролировать эмоции, глаза ее были сухими, а улыбка почти веселой, когда они с Малышкой помахали вслед отъезжающему автомобилю и быстро пошли, почти побежали к морю. Малышка еле поспевала за мамой. Море штормило, было зябко, но они, разувшись, босиком пошли вдоль берега. Брызги бьющихся волн летели им в лицо, и Девушка теперь могла под ними спрятать от дочки и всего мира соленые капли совсем не морской воды.

«Но не ищите больше встречи,
Не собирайтесь в дальний путь-
Нельзя вернуть волну,
Нельзя вернуть весну,
Любовь нельзя вернуть.»*

И все-таки она приехала в Северную столицу тем летом, как и планировала – неловко было подводить друзей, семью молодых талантливых художников, которые уже ждали ее. Они, как всегда, возили ее по театрам, музеям, выставкам… Строгий, величественный, очень любимый ею город окончательно вернул ее к реальности, все расставил по местам. Девушка в прошлом хорошо играла в шахматы - умение видеть возможные варианты развития ситуаций час-то помогало ей в жизни и работе. Все пути, нашептанные теплыми, ласковыми черноморскими волнами вели в никуда… Находясь на расстоянии телефонного звонка от желанной встречи, она осознанно и добровольно отказалась от нее. Каждый день Девушка открывала блокнот, где рукою Певца были записаны адрес и телефон, но так и ни разу не набрала номер, а блокнот, в котором жила надежда, вернула волнам теперь уже холодной северной реки…

Часть 3. МАСТЕР.

И потекли, торопливо понеслись долгие годы штиля в их общении. За эти годы Певец стал настоящим Мастером, достиг вершин мастерства вокалиста, артиста, человека, отстаивающего идеи и ценности истинной культуры и духовности. Он заслуженно получил самые высокие звания и награды, достойные его таланта, труда, степени его влияния на умы и чувства людей. Он сумел сохранить свою, преданную ему публику, проживающую вместе с ним свои жизни, проходящую вместе с ним все стадии становления его мастерства и превратности судьбы.
Ему удалось сохранить, не расплескав ни капли данного ему свыше дара, развить и приумножить его. Уникальный от природы голос не только вырос и окреп технически в результате каждодневной упорной работы, он засиял всеми гранями и красками репертуара, обогатился эмоциями, переживаниями, жизненным опытом. При этом, главным феноменом его мастерства стало неразрывное гармоничное сочетание составляющих его успеха - духовности, интеллекта, харизмы, голоса, между которыми невозможно найти «швов» соединения. Они так органично переплетаются, что нельзя отследить момент перехода одного в другое. И еще один секрет его мастерства заключается в его открытости и человечности, стремлении быть настоящим во всем, не имитировать эмоций, не фальшивить ни в нотах, ни во взаимоотношениях. За это каждый вечер, когда он выходит на сцену в разных уголках огромной страны и мира, его ждут полные залы, аплодисменты и цветы, цветы, цветы…
Нашей героине тоже удалось успешно справиться с поставленными ею когда-то жизненными задачами, стать полноценно реализованной во всех смыслах личностью, «гражданкой планеты», свободно и уверенно чувствующей себя в любом уголке мира. Ее Малышка выросла умницей и красавицей, она свободно, как и ее мама, говорит на нескольких языках и живет в солнечной Калифорнии. Она счастливо нашла свою «вторую половинку», умудрившись на другом конце планеты, среди всех многоязычных имён выбрать своим избранником замечательного парня с именем Певца, невольно продолжив роковой «нейм-код» совпадений имен своей семьи.
Они жили каждый своей жизнью, и, как все другие люди, переживали взлеты и падения, триумфальные достижения и горькие утраты, радости и разочарования. Он всегда незримо присутствовал в ее жизни фоновым звучанием любимой музыки, тёплыми ассоциативными воспоминаниями, но она никогда не пыталась искать встречи, не прилагала усилий, чтобы узнать что-то о нём. Ей вполне хватало информации случайно увиденных, услышанных, прочитанных интервью и публикаций, означавших, что он жив, здоров, успешен, что неизменно радовало ее.
И лишь однажды жарким летом середины 90х этот баланс был нарушен. Тем летом ее родители, жившие в то время в Москве, предприняли очередную попытку уговорить ее семью переехать к ним. Она получила предложение от солидной компании, приехала с дочкой в столицу и приступила к работе. Родители увезли Малышку с собой на подмосковную дачу, и она на весь июль осталась одна в большой пустой квартире. Днем она была занята на работе, а по вечерам ее охватывала странная тревога, больно сжимавшая сердце, предчувствие беды. Почти в панике Девушка пыталась понять, кому из ее близких она грозит. Ежедневно она звонила, а по выходным ездила на дачу, умоляла родителей беречь себя и Малышку, но у них все было замечательно. И она успокаивалась, чувствуя, что беда - не здесь. Она звонила домой мужу и понимала, слыша его спокойный «отчет» о домашних делах, что и здесь все в порядке. Боль не отпускала, но она так и не поняла, с какой стороны ее ждать. Она просто пошла в церковь и просила Бога отвести беду от всех близких, родных, любимых ею людей. Постепенно тревога прошла и, поскольку в ее близком окружении так ничего и не произошло, она списала свое беспокойство на вынужденное временное одиночество и решила больше не доверять никогда раньше не подводившей ее интуиции. Но через несколько месяцев, случайно прочитав в одной из газет, что именно в эти дни ее любимый Певец был на грани между жизнью и смертью, даже за гранью, она вновь осознала, что чуткий приемник ее души по-прежнему странным, выходящим за пределы рационального, независящим от нее образом был настроен на его волну…
А, может, не было в этом ничего странного, ведь Мастер и прямо и косвенно оказал серьезное влияние на ее жизнь, мировоззрение, критерии оценки людей и событий, выставленные ею жизненные «планки». Она нередко сверяла свои мысли и поступки по его камертону. Она всегда любила общаться с теми, у кого было чему учиться, старалась из всего извлекать крупицы конструктива. «Мастер-классы» того лета не прошли даром. У нее появилось «правило улиток» - привычка и желание посмотреть на любую ситуацию или проблему, кажущуюся ей незначительной, неважной не только с высоты своего роста, а как бы наклонившись, приблизившись к ней. Это не раз помогало ей не пропустить чью-то маленькую, на первый взгляд, беду, быть неравнодушной и более чуткой. Еще одним важным уроком знакомства с Певцом стало понимание того, что любое творчество – это не просто вдохновение и красивая картинка, а труд, работа и профессионализм. Для нее стало важным делать все качественно, профессионально, чтобы иметь право хотя бы от самой себя услышать тихое «Браво!».

«На двух краях разлуки долгой
Друг другу станем мы судьбой.
И вновь забьются в сердце волны,
Ворвется ветер вольный,
Призывно прошумит
Морской прибой.»*

Кто придумал проводить конгрессы летом в курортных городах, где сразу за дверьми конференц-зала шумит море, светит солнце и кричат чайки?.. Какая может быть работа, когда каждый вечер бурные вечеринки плавно переходят в танцы босиком на пляже, песни под гитару и кулуарные посиделки до утра? Одно из таких «суперэффективных» мероприятий привело ее вновь тем летом в Евпаторию. После конгресса ей совершенно случайно предложили «горящую» путевку в санаторий этого же городка, и она решила остаться. Она очень устала, только что закончив безумно интересный, интенсивный международный проект по проведению в ее стране Еврочемпионата. Она выложилась в нем без остатка, так как ничего просто не умеет делать вполнакала: «или хорошо, или никак». Ей очень захотелось расслабиться, ведь она это заслужила. Она осталась еще на пару недель в Крыму, резко изменив планы на это лето.
Днем она беззаботно наслаждалась морем, солнцем и редкой возможностью ничего не делать. А по вечерам, повторяя традицию давних лет, посещала все театральные постановки и концерты в поисках новых впечатлений и эмоций. Так, она почти каждый вечер бывала в театре, где когда-то встретила Певца. Ее тянуло туда, все напоминало о нем, их приключениях и событиях того далекого лета.
Накануне отъезда она со своей курортной подружкой поехала в «Театральное кафе», где всегда можно было выпить чай или кофе с чем-нибудь вкусненьким. Там всегда звучала живая музыка в исполнении пианиста за белым роялем. Ей хотелось именно так попрощаться с любимым театром и всегда доброй к ней Евпаторией. Но прощаться, как выяснилось, было рано - ее ждал очередной сюрприз фортуны. Все повторилось: мимолетный взгляд на обновленную со вчерашнего дня афишу, остановка, а затем бешеный стук, вырвавшегося из под контроля, сердца – с афиши на нее, улыбаясь, смотрел Певец. Сообщив изумленной подруге, что «концепция меняется», она, отойдя в сторонку, позвонила дочери и, сказав всего несколько слов, услышала: «Оставайся!..». И, все таки, окончательное решение она оставила на волю случая - в руках билетного кассира вокзала, куда она поехала, чтобы купить билет на новую дату. Был разгар сезона, и рассчитывать можно было только на везение. И ей повезло забрать единственный билет у случайно сдававшего его именно в этот момент человека. Удача включила зеленый свет.
Концерт был через неделю и ей пришлось решать кучу сразу возникших проблем: ее номер в санатории был давно забронирован другими людьми, на работе решили, что она просто сошла с ума, так как вся следующая неделя была забита запланированными встречами, делами и ответственным эфиром по итогам Еврочемпионата на телевидении, который и так откладывался из-за ее отпуска. С трудом ей удалось все решить и согласовать, и она продолжила свой затянувшийся отдых в явно не хотевшей отпускать ее Евпатории.
В день концерта она как обычно отправилась на пляж. Море штормило, народ с криком, визгом, смехом массово прыгал на высоких волнах. Она не любила толпу и, устав от галдежа, решила уединиться на соленом озере, находившемся через дорогу от пляжа. Озеро было спокойным и безлюдным. Наслаждаясь тишиной, она вошла в воду, легла на спину и закрыла глаза. Неожиданно что-то нарушило ее покой, и она вновь открыла их. Все вокруг изменилось, как будто на озеро выпал снег. Её окружала стая белых чаек. Птицы передвигались по воде, образуя замысловатые фигуры, как ей казалось, то облако, то круг, то сердце… Ошеломленная, она наблюдала за калейдоскопом передвижения птиц вокруг нее, не в силах оторвать от них взгляд, боясь неловким движением спугнуть красоту момента. Но уже через несколько мгновений белые птицы медленно, одна за другой, образуя почти ровную линию, устремлённую в небо, взмыли ввысь. От увиденного на душе стало светло и радостно. Она восприняла это как добрый знак, прекрасную прелюдию к ожидавшему ее вечером празднику.
Вечером, купив цветы, они с подругой приехали в театр, все тот же театр имени Пушкина, который когда-то познакомил ее с Певцом. Взглянув еще раз на афишу, она с удивлением обратила внимание на совпадение не только места, но и даты их давнишнего знакомства и сегодняшнего концерта – мистика продолжалась. Они заняли свои места по центру первого ряда – лучшие места в зале. Зал был переполнен и был похож на огромную клумбу от букетов в руках зрителей. Зазвучал рояль и Певец сделал первый шаг на сцену. Зал взорвался аплодисментами, и люди понесли на сцену цветы еще до того, как он начал петь. Ну, а дальше – как всегда на его концертах: неистовые аплодисменты, крики «Браво!», то смех, то слезы в зале. И бесконечные букеты цветов после каждой песни.
Любовь публики казалась безграничной, при этом она была взаимной. Как для них было важно это трогательное внимание Мастера, которое она не встречала на концертах ни одного другого исполнителя! – Певец каждому, выходящему на сцену, в знак уважения и благодарности к своей публике дарил открытку с фотографией и автографом, отдавая дань любви и признательности каждому зрителю.
Она почти физически ощущала волны положительной энергетики, идущие из зала, как мощную групповую молитву, направленную на него. Певец просто купался в этом почти осязаемом энергетическом потоке позитива и любви, посылаемом ему его зрителями.
Мастер потрясающе легко и свободно пел, то, взлетая вверх, то обрушиваясь вниз. Певец то форсировал голос до максимального fortissimo так, что, казалось, ему тесно в огромном зале театра, то сводил его до pianissimo на грани шепота. Он держал бесконечно долго, казалось, финальную ноту так, что зал в восхищении аплодировал, не веря происходящему, а он, не меняя дыхания, перетекал в следующую… Он выкладывался с полной отдачей и вокально, и эмоционально, хотя мог петь вполголоса или просто улыбаться, имея такой же успех.
 Объехав полмира, она была опытным зрителем. Ей довелось вживую слушать многих наших и зарубежных звезд, вокалистов мирового уровня, легендарных рокеров, оперных див… Весь этот опыт разной степени восхищения и разочарования доказывал, что рейтинг Мастера в ее музыкальном мире не смог превзойти никто. Ее переполняла радость и гордость за него, как за своего любимого, выросшего, достигшего успеха ребенка.
Концерт близился к завершению, а она все сидела и трусила, не решаясь подняться на сцену, не желая затеряться в череде цветодарящих. К тому же, она никак не могла выбрать песню, которая бы подтолкнула, позвала ее на сцену, ведь ее любимые «Волны» уже отзвучали в самом начале концерта. Она уже почти решила малодушно отсидеться в зале, но тут сработало так объединявшее их когда-то чувство юмора, их привычка к шутливо-интеллектуальному «пинг-понгу». Певец запел «Вдоль по Питерской», в конце которой блестяще отыграл фразу: «Ну, поцелуй ты меня, кума-душечка…», добавив, как он иногда делает на своих концертах, шутливое: «ну, что, нет смелых в зале?». Ей немедленно захотелось «отбить» его шутку и она стремительно поднялась на сцену. Певец встретил ее словами: «Как ты загорела!..», а она, не дав ему договорить, на глазах у скандирующего: «Целуй! Целуй!» зала, поцеловала Мастера.
После концерта они встретились совсем ненадолго, и она ушла, оставив ему свою визитку: его, как всегда, ждали журналисты, а ей этой же ночью надо было уезжать.
Утром следующего дня ее буквально накрыло лавиной скопившейся за неделю дополнительного отпуска работы. По всем телефонам одновременно звонили люди, каждому из которых было что-то от нее нужно. С нетерпением она ответила на очередной звонок и, не сразу поняв, о чем идет речь, почти с раздражением спросила: «Простите, с кем я говорю? Представьтесь, пожалуйста…». В ответ услышала знакомое имя и наконец-то узнала так любимый ею голос. Они долго разговаривали, о чем-то вспоминая, что-то обсуждая, о чем-то договариваясь… В рутину стабильной, благополучной, местами успешной обыденности ворвался вольный ветер черноморских волн, рокот прибоя, соленый привкус счастливых памятных дней, словно только что рухнула стена между прошлым и настоящим.
С тех пор они постоянно общаются и встречаются, хотя живут в разных странах. Она опять слышит его удивительный голос не только на концертах, а он часто становится первым читателем ее стихов, эссе, статей, из их разговоров не редко рождаются темы и идеи новых произведений. Она стала членом его творческой команды. Они доверяют и поддерживают друг друга, щедро делясь творчеством и обмениваясь идеями. Ей очень приятно узнавать от него, что ей тоже удалось оставить след в его памяти и творчестве. Для нее бесценно важно то, что Мастеру нравятся ее стихи, что ей интуитивно удается попадать в унисон c его настроением, чувствовать его эмоциональное состояние, находя единственно возможные, точные, нужные именно в этот момент слова и строфы. Ей лестно даже просто обсуждать с ним его идеи возможности превращения ее стихов в песни его репертуара. Но больше всего ее трогает, когда он говорит ей, что уже много лет, почти ежедневно выходя на сцену, исполнение песни «Волны» он всегда посвящает ей и отождествляет с тем далеким, красивым евпаторийским сюжетом, почему-то не забытым ни им, ни ею. Эти теплые воспоминания о ней и волнах их молодости каждый раз помогают Мастеру входить в состояние, образ песни, трансформировать свое вдохновение в веру зала, ведь зритель безошибочно отличает фальшь от настоящих эмоций, пережитых когда-то, а имитировать их Певец не умеет и не хочет.
Она счастлива от того, что среди многочисленных маячков ее друзей со всего мира в Скайпе ярким зеленым светом горит и его огонек, открывая дорогу к общению и сотрудничеству. Нередко по утрам он слышит или читает ее: «Доброе утро, Соловушка!», а ее вечер заканчивается его: «Спокойной ночи, Рыбка!». В их разговорах звучит не только «А помнишь?...», но и «Есть идея!», «А если сделать…?» Певец просто искрит идеями, которые иногда поначалу удивляют, даже озадачивают, но потом неизменно радуют и вдохновляют ее. Она никогда не боялась вызовов, всегда любила ставить перед собой смелые задачи. Она благодарит Бога за данные ей творческие и интеллектуальные способности, помогающие воплощать их совместные идеи и задумки.
Им интересно разговаривать о многом: о жизни и творчестве, о странах и морях, на которых они в разное время и с разными людьми бывали, об их горячо любимых собаках, без которых они не представляют своей жизни, при этом, независимо друг от друга по-прежнему выбирают одни и те же породы этих преданных животных… А летней порой их, как и прежде. объединяет любовь к черноморским волнам, в последнее время все чаще любимой ими обоими Болгарии,куда она прилетает каждое лето погоститьпо приглашению Мастера.

Она, как и раньше, склоняет голову перед Божьим Даром его таланта и мастерством и в то же время с удовольствием принимает предложенную ей Мастером руку равноправного и теплого общения.
Она совсем не идеализирует его, прекрасно понимая, что у всех есть свои слабости, недостатки, противоречия, он ей нравится таким, какой он есть и каким рисует его зеркало ее восприятия и памяти. И уж, конечно, она не собирается «искать черных кошек в темной комнате», оставляя это тем, кто и на солнце ищет темные пятна, забывая и не ценя света и тепла, которое оно дарит. Ей всегда везло на хороших людей и он – не исключение.

***

Она уже не считает простым совпадением то, что все, с ней случившееся, предваряли два самых важных события в ее духовной жизни. За полгода до первой встречи с Певцом она приехала в Москву к своей сестре, где, следуя ее примеру, приняла крещение в Новодевичьем монастыре, так как в детстве родители не окрестили их. А незадолго до их новой встречи, любящая каждую зиму летать в жаркие страны за загаром и хорошим настроением, она на этот раз выбрала Израиль, где после отдыха в Эйлате и на Мертвом море, объехала христианские святыни Иерусалима, Вифлеема, Назарета, Тверии… Она купалась в водах Иордана, поднималась на гору Блаженства и Фавор, потрясенная ощущением исторической реальности библейских сюжетов и своим эмоциональным катарсисом.
Никогда ни вербально, ни даже мысленно она не просила об этих встречах, но, видимо, небесные силы лучше нас знают то, что мы скрываем даже от самих себя и дают нам это, когда мы меньше всего этого ждем. В этом мире все происходит вовремя, не случайно и не зря. Она благодарна судьбе за все приливы и отливы, за волны и за штиль, за эмоции длиною в жизнь.
Жизнь многогранна, прекрасна и удивительна. Она, как и море, не бывает одинаковой. Никому из нас не дано знать, какая погода ждет нас завтра – штиль, волны или шторм, поэтому жить всегда интересно. Нужно научиться принимать жизнь во всех ее проявлениях, знать, что волны иногда возвращаются, аксиомы опровергаются, параллельные линии пересекаются под натиском волн, как меняется после шторма береговая линия…
Нужно доверять правилу трех «Н» – Нет Ничего Невозможного, а еще нужно просто ВЕРИТЬ, НАДЕЯТЬСЯ и ЛЮБИТЬ…


В новелле использованы:

* Песня «Волны» из кинофильма "Старые стены", музыка Г. Портнова, стихи К. Рыжова.
** Перевод песни “Unforgettable” в исполнении Натали Коул и Нэт Кинг Коула:

«Незабываемый - вот кто ты.
Незабываемый, близко ты или далеко,
Поэтому дорогой, это невероятно,
Что кто-то такой не забываемый как ты,
Думает, что я тоже незабываема.

Незабываемая - вот кто ты.
Незабываемая, близко ты или далеко.
Вот почему, дорогая, невероятно то,
Что кто-то, настолько незабываемый,
Думает, что я тоже
Незабываем».

февраль-март 2013

От автора
Дата первой публикации - 7 марта 2013 в день рождения героини новеллы на официальном сайте, всех фан-клубах и страницах социальных сетей Народного артиста России Сергея Захарова по его личной иннициативе.
14 февраля 2019 Сергея Георгиевича Захарова не стало и теперь, после его ухода из жизни мне хотелось изменить предваряющее новеллу посвящение и посвятить  её  светлой памяти великого артиста. Посоветовавшись  с коллегами в пресс-службе  певца, которую я возглавляла много лет, решили ничего не менять в оригинале произведения и приоткрыть читателям небольшой секрет – Сергей Захаров не только предложил идею создания новеллы и придумал переплетение ее сюжета с одной из главных песен его репертуара, но и принимал непосредственное участие в написании новеллы, став таким образом ее полноценным соавтором На первых сигнальных экземплярах пятитысячного издания моей книги «Гармония контраста», в которую вошла новелла «Волны, штиль и снова волны», мы обменялись с Сергеем во время презентации книги в Москве  в 2014дарственными надписями «Соавтору от соавтора!». Огромная благодарность   и светлая память гениальному певцу и замечательному человеку.

Лариса Саевич