Десятки

Дмитрий Муравкин
Наверное, многие обращали внимание на то, что в русском языке нет системы в наименовании десятков. Так, в числительных «пятьдесят», «шестьдесят», «семьдесят», «восемьдесят» совершенно четко слышатся оба корня. Например, «пять» и «десят», то есть пять десятков (надо полагать, что ранее «десяток» назывался словом «десята», отсюда и соответствующая форма родительного падежа). В то же время есть числительные «двадцать», «тридцать», а также все от одиннадцати до девятнадцати, в которых вместо «десят» стоит какое-то непонятное «дцать». Конечно, при желании и в этом «дцать» можно усмотреть сходство со словом «десять», но откуда именно такой вид? Может быть, это какая-то древняя форма? Оказывается, нет.
Несмотря на то, что в этимологических словарях пишут о XIV – XV веках, вот что мне представляется более реальным. Появились эти «дцать» на письме только в восемнадцатом или даже в девятнадцатом веке. Первоначально в языке (в славянском) был порядок, и все числительные назывались однотипно: «десять», «двадесять», «тридесять», «четыредесять», «пятьдесять» и т.д. Кстати, в церковнославянском языке эти наименования сохраняются и поныне.
Ввиду двухкорневого состава некоторые из этих слов довольно трудны для произношения, а устный язык всегда стремится экономить усилия. Со временем распространились упрощенные формы – «двадсять», «тридсять». В частности, они встречаются в Описании всех народов российских (издание XVIII века): «У кого есть отъ пятнадсяти до двадсяти пяти десятинъ земли, да съ верхъ того лошадей отъ двадсяти до тридсяти и другаго скота соразмерное количество, тотъ занимаетъ между богачами ихъ первое место». Сочетание согласных «дс» со временем преобразилось в «дц» и закрепилось на письме.
Возможно, что записи с «дцать» встречаются и в более ранних текстах, но они лишь следствие неграмотности писавшего, так как на слух «дс» и «дц» практически неразличимы.
В перечне числительных есть и два совсем исключительных наименования – «сорок» и «девяносто».
Появление числительного «сорок» объясняют по-разному, мне нравится следующая версия. «Сорок» – это не что иное, как полногласная форма слова «срок». Сорок недель вынашивает женщина ребенка в своем чреве, через сорок недель приходит ей время (срок) рожать. Употребление в связи с этим слова «сорОк» постепенно вытеснило существовавшее ранее «четыредесять», тем более, что первое более удобно для произношения и написания. Затем ударение в слове сместилось на первый слог.
Заметим, что славянское «срок» восходит к глаголу «ректи» (говорить), давшему многозначные семантические пласты, в числе которых и «нарекать», и «обрекать», и «рок» (судьба). Так что «срок» имеет сакральный, «судьбоносный» оттенок значения. «Срок» – это «среченное», установленное свыше время, которое не изменить, не передвинуть.
С рождением детей, видимо, связана вся мистичность числа 40. Вспомним, что покойника поминают на сороковой день, сороковой день рождения не отмечают. Число 40 неоднократно упоминается в Библии. Например, сорок дней длился потоп, посланный Богом на землю и уничтоживший все живое; сорок лет Моисей водил евреев по пустыне, пока не нашел Землю обетованную, столько же времени он пребывал на горе Синай; сорок дней Иисус постился в пустыне (отсюда продолжительность Великого Поста); сорок дней прошло с момента его Воскресения до Вознесения.
Такая исключительная важность в отсчете времени вынашивания ребенка и стала причиной вытеснения неудобопроизносимого «четыредесять» легким «сорок».
С числительным «девяносто» ситуация еще более запутанная. В этимологических словарях записан какой-то нечленораздельный лепет. Крылов, по крайней мере, честен: «Как это ни странно, но удовлетворительного объяснения этого внешне простого числительного пока нет».  Успенский пишет, что до XIII – XIV веков в употреблении была форма этого числительного, общая всем славянам, – девять десять. С XIV века ее вытеснило новое слово, вероятно образовавшееся из сочетания «девять до ста» («девять десятков до сотни»); путем диссимиляции согласных второе «д» было заменено на «н». Могло повлиять и слово «девятнадцать».
В этом объяснении мне не понятно ничего. Что такое «девять до ста»? Это 91? Что такое «девять десятков до сотни»? Это 10? Если имеется ввиду «девять десятков ИЗ сотни», то вообще непонятно, причем здесь сотня, достаточно просто – «девять десятков». Влияние числительного «девятнадцать» нужно понимать как «девять на сто» равно 109?
Некоторые связывают появление «девяносто» с народной традицией считать девятками, которая нашла отражение в русских сказках – «за тридевять земель», «в тридевятом царстве».
Возможно, появлению формы «девяносто» мы обязаны закону о десятине, по которому всякая сотня становилась особой «девятичной» или «малой» сотней. Фактически сто превращалось в 90 после уплаты десятины. Но все это не убедительно.