12 -Ох уж эта пурга

Юрий Мотин
Пурга на Чукотке зимой явление частое и вполне привычное для местных жителей. К ней привыкаешь и приспосабливаешься. К примеру, мне было очень больно смотреть на моего маленького ребёнка, который замерзал от холодного обжигающего ветра, пока его дотащишь утром до детского садика и вечером обратно домой.
И тогда я снял верх с советской детской летней коляски и прикрутил его к санкам. Теперь по любой пурге с морозом я мог достаточно хорошо изолировать ребёнка от холода в коляске. Правда парусность у такой конструкции была довольно большой и коляску часто переворачивало сильным ветром, но это было не страшно и детям даже нравилось весело кувыркаться в дороге.
По пурге бывали трагикомические случаи - Как-то после прекрасно проведённого вечера в местном ресторане, где коллектив БРЭС отмечал "День энергетика, мы дружной кампанией решили продолжить банкет на квартире семьи Капустовых. Ребята взяли сумки с провизией и выпивкой с ресторана, а мне поручили тащить против ветра двух девушек – Капустову Люду и Мельникову Ларису до подъезда дома. На улице дула страшная пурга и ветер просто сбивал с ног. Девочки уцепились за мои согнутые локти и я, упираясь изо всех сил и наклонившись вперёд под углом 45°, тащил их против ветра в нужном направлении. Временами от порывов ветра они буквально отрывались от земли и только крепкая хватка помогала им удержаться на моих тренированных руках. Но в один "прекрасный" момент порыв ветра был настолько сильным, что Люда не смогла удержать мою руку и её отбросило ветром назад. В это время, от того что Люда сорвалась с моей руки, резко снизилось усилие которое я прилагал и я, потеряв равновесие, я стал падать вперёд. Каблук зимнего ботинка одной из моих ног, резко поднялся вверх и точно попал в глаз пролетающей мимо него назад Люды. Удар был очень сильным и бедная девушка плакала от ужасной боли. Когда мы, с горем пополам всё же добрались до дома, на её лицо было страшно смотреть. На пол лица "красовался" огромный фингал. Вот так из-за пурги праздник был безнадёжно испорчен.
Бывали и вовсе трагические случаи. Как-то утром, собираясь на работу, я пил чай, стоя у окна кухни и наблюдал, как бульдозер отгребает снег от нашего дома по ул.Давыдова 33 в сторону стоящего напротив дома барака.
Когда бульдозер приблизился к лазу из барака, который в народе называли "скворечник" и отъехал от него назад (на снимке виден этот лаз, который торчит из снега справа от бульдозера), то на снегу образовалось большое ярко красное пятно. Бульдозерист это заметил, остановился и пошёл посмотреть, что это. Я сверху хорошо разглядел человеческое тело и, поняв в чём дело, бегом спустился вниз к месту происшествия. Нашим глазам предстала ужасная картина: Бульдозер своей гусеницей наехал на голову какого-то бедолаги, лежащего возле "скворечника". Тело было занесено снегом и бульдозерист просто не мог его заметить.  Прибывшие милиционеры быстро выяснили, кто пострадавший и восстановили со слов его друзей картину произошедшего.
 Оказывается, накануне вечером компания друзей так хорошо погуляла в ресторане, что недвижимое тело одного из них пришлось по пурге тащить до барака, где он жил, двум его друзьям. По причине сильной усталости от водки и тёплой пурги (около ноля градусов), друзья решили, что тепло одетый товарищ может и полежать до утра возле лаза в барак – ничего ему не будет. А утром, когда будут силы, мы его затащим внутрь или он сам проспится и залезет. Всё бы так и было, если бы не очистка снега от нашего дома, которая привела к трагическому и глупому финалу.
Но бывали и вовсе комедийные случаи. Как-то раз, возвращаясь поздно вечером из спортзала школы и проходя мимо нашей столовой, где вечерами в выходные был ресторан, я увидел выходящего из дверей общепита чукчу. Чукча был одет в оленью кухлянку, штаны из оленя и торбаза.  В руках он нёс большую охапку спиртного, состоящую из бутылок, водки, коньяка и шампанского. На дворе было время перестройки и процветала антиалкогольная кампания. Поэтому спиртное было в большом дефиците и продавалось только по талонам раз в месяц. Конечно же, нормально пьющему жителю Чукотки этого явно не хватало, но все желающие могли из-под полы купить спиртное по спекулятивной цене вечером в ресторане - спишут на посетителей. Чем и воспользовался предприимчивый чукча, который проводил свой заслуженный отпуск в местной гостинице. Его беда была в том, что дула сильная пурга, ветер сильно качал аборигена и бутылки, то и дело, вываливались из его рук в снег, так как скользкая одежда из оленьего меха, ещё больше способствовали этому. Я, идя следом за ним по заснеженной дороге, воочию наблюдал эту картину. Пройдя по дороге, буквально пять метров в сторону гостиницы и устав собирать падающие бутылки, чукча придумал "гениальный" ход. Две бутылки из всей кучи, он зарыл в сугроб, наверно в надежде, что вернётся за ними, а остальные, собрав в охапку, понёс дальше. Я, зная местные реалии, трезво рассудил, что водка чукчу не дождётся по той простой причине, что ночью дорогу обязательно будет чистить бульдозер и, конечно все их подавит. Так чего пропадать добру, решил я и, вырыв из сугроба заначку, положил бутылки в свою спортивную сумку. Через 10 метров история повторилась. Чукча снова был не в состоянии удержать скользкие бутылки, ещё две зарыл в снег. На этот раз коньяк и шампанское и снова они пополнили список моих трофеев. Через 50 метров чукча, устав ронять оставшиеся 4 бутылки, две из них снова зарыл, а две, взяв за горлышки, понёс к дверям гостиницы. "Спасибо братан, - думал я пополняя свой багаж этим дефицитным счастьем, - я с удовольствием выпью на Новый Год бокал за твоё здоровье и сообразительность".
Когда дула пурга дорогу по нескольку раз за день расчищали бульдозеры разных организаций и тут тоже не обходилось без казусов. Об одном из таких случаев я расскажу в отдельном рассказе в следующий раз.