Ахилл и черепаха. Печальное

Марина Артюх
      "Они что идиоты?" - спросил Беня Крик Осю Абрамовича. И с глубокомысленным, печальным и торжественным видом, Ося Абрамович ответил: "Да, они идиоты".

      То, что для опровержения апорий Зенона не нужно заниматься вычислением бесконечно малых, неизвестно и непонятно нашей физике, но гораздо более печальней то, что ей неизвестно и значительно худшее: что в своём вычислении бесконечно малых, она в точности воспроизводит "метод мышления Зенона".
      И пока физика как механика (как расчёт через субстанциональность пространства и времени) легко справляется и с движением, и с Зеноном; физика как "математический аппарат" бесконечно малых с радостным визгом "пирровой победы" падает ему в объятия.
      А всё потому, что мыслить - это различать. А вот различать мы не умеем.
И Зенон, который не умел различать пришёлся нам по вкусу. Увы...

      Значит, мы остановились на том, что для живого созерцания достаточно "разлепить" несуществующую реально привязку Ахилла к черепахе, и здесь, механика как механика и то, что мы называем живым созерцанием нисколько не противоречат друг другу, несмотря на то, что первая наука, а вторая - относительный опыт. Как работает механика каждый из нас слава богу знает и мы вам уже продемонстрировали, а чтобы убедить живое созерцание - сделаем тоже самое, но наглядней. Поставим по дороге, где бегут Ахилл и черепаха всего один независимый колышек - где хотите, этот колышек просто не будет "бежать", он будет стоять. И по отношению к этому колышку станем теперь рассматривать наших великомучеников-бегунов. И что же? Наверное вы уже догадались - где бы мы ни поставили этот колышек, и как бы мы теперь не рассуждали "пока... пока", но Ахиллес, который бежит отныне не относительно черепахи, а относительно колышка - легко и догонит, и перегонит её.
        Ну давайте для простоты вобъём колышек там, где находится черепаха. И примёмся напыщенно-умно рассуждать по-зеноновски ( но в сознании себе подметим, что это будет уже не по зеноновски, потому что ложная связь или фикция прервана). Итак, пока черепаха проползёт 1 метр - теперь относительно колышка, Ахилл пробежит 10 метров. Пока черепаха проползёт 2 метра, Ахилл пробежит 20 метров. И так далее... Но это уже будет совершенно иное и так далее - а именно такое, которое не будет обладать характеристикой "никогда не закончится", оно вполне себе даже "закончится" - потому что, когда черепаха проползёт 120 метров от колышка, Ахилл уже будет впереди (так как Ахиллл к тому времени пробежит уже 1200 метров: 1000 метров до самого колышка и 200 от него, обернётся и помашет ручкой со своих 200 метров - 12о метрам черепахи). И смею вас уверить, где бы вы ни поставили этот колышек: впереди черепахи, позади черепахи, впереди Ахилла, позади Ахилла - "дурной сон" и кошмар прервётся, и Ахилл железно будет догонять черепаху, и также железно её перегонять, и для этого даже не потребуется исчисление бесконечно малых))). А что же мы сделали? Да казалось бы, всего ничего - приняли, как и положено для механического движения устойчивую субстанцию. Относительно которой движение и совершается в реальности - даже если для представления оно может путаться с другой относительностью - относительностью друг с другом. Но последняя возникает из первой как облик ИЗМЕНЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА. Именно этот облик ИЗМЕНЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА (то есть расположение мест относительно друг друга), Зенон и путает с "сущностью" механического движения вообще, которое может РЕАЛЬНО относится лишь к независимому наблюдателю.
        Поэтому физика как механика, вводя субстанциональность времени и пространства получает верные результаты - верные в механическом смысле. И поэтому живое созерцание людей, стоящих и наблюдающих бег других, и являясь стихийным, неосознанным "устойчивым колышком", то есть неосознанной системой независимых координат - видит подлинное движение - подлинное в механическом смысле. И поэтому же Зенон, не делающий ни того, ни другого - получает абстракцию, которая ничем и никем не определена, кроме "абсолютной относительности" - получает "подлинную" дурную бесконечность. В конце концов можно сказать уже и совсем грубо: Ахилл и черепаха бегут относительно Земли, и только потому что они бегут относительно Земли, они в образе изменения пространства "перемещаются" друг относительно друга. Ещё раз повторюсь: с таким "мышлением" как у Зенона неудивительно, что стоящий человек, мимо которого у него проносились бы эти бегуны - был сам объявлен бегущим - так как его место по отношению к Ахиллу или черепахе изменилось бы. Но это грубейшая ошибка в понимании сути механики и одновременно, в здравом уме или живом созерцании людей. Механик прекрасно знает какое тело движется, а какое покоится. И обыденный человек в своей обыденной практике знает это, и нисколько не ошибается в своём знании. Потому что то, в ловушку чего попадает Зенон, а он прежде всего сам попадает в ловушку, а затем уже и нас туда же за собой увлекает, - это не "теория относительности Эйнштейна" (если так думают некоторые), а вся та же самая механика, только не промысленная до конца.
       Сами подумайте, а ну-ка напрягитесь...Пока конретное тело совершает движение и меняет место, скажем, по отношению к устойчивой субстанции пространства,- в этом же движении, пространство как воспринимаемое нами конкретно-занимамое пространство - МЕНЯЕТСЯ (как различное местоположение тел). Следовательно одно движение, усматриваемое лишь в этом дурном смысле - "во истину" по-зеноновски может равняться миллиардам других движений - ведь тело сместилось по отношению ко всем остальным телам в Космосе - так что не они ли это все совершали движение? Вот вам релятивизм чистой воды. И так, что одно равно двум и половине и четверти, как то и выходит у Зенона в его "Стадионе", и так что оно вообще может быть равно чему угодно. А ведь на самом деле мы всё ещё в пределах механики, и образ движения, который рассматривает Зенон полностью соответствует механическому. Только Зенон думает, что он мыслит философски, между тем, как сам он принимает "изнанку механики" - смещение абсолютно всех тел в мире при одном единственном движении за САМО движение.
         
Но о том как верно понимать механику по философски мы будем говорить в самом конце, когда полностью - детально и также по философски разберёмся с самим Зеноном. Потому что пока этот "зловредный иллюзион" не получит своего "подлинного имени", он постоянно нас будет сбивать и отвлекать, и от феномена "движение" и от его мышления в понятиях.

         И ещё... Конечно, я в реальной жизни могу хотеть "догнать" своего товарища, и даже буду стараться его "догнать". Но ведь это только потому, что мне в этот момент совсем не обязательно будет осмысливать само движение, а можно будет просто воспользоваться его результатом - приближением двух "мест" - меня и друга. Но, задумаюсь я об этом или нет, мне всё же самому придётся прибавить скорости, и даже может вспотеть, и я усилю своё собственное движение по отношению к Земле. И даже, если бы вдруг, господь Бог пожалел бы меня тогда, и остановив и приподняв меня в воздухе, крутанул бы весь шар земной, вместе с моим другом навстречу мне в обратном направлении, и мой друг наконец-то бы оказался рядом со мной, то и тогда я сказал бы: "спасибо, господь, мы всё-таки встретились, но знаешь, мне очень досадно - ведь это не я догнал его, а ты помог мне". И только Зенон сказал бы - что я догнал своего друга.